В 2022 году кинематограф начал восстанавливаться от последствий пандемии: фильмы стали активнее выпускать в прокат, до кинотеатров добрались неоднократно откладывавшиеся блокбастеры вроде второго «Топ Гана» и продолжения «Аватара». Сборы вновь достигли рекордных отметок, но не все самые кассовые фильмы оказались самыми прибыльными. Поэтому мы выбрали главное из материалов Deadline, в которых подробно разобрали структуру расходов и доходов наиболее успешных релизов прошлого года, а также самых провальных.
Миньоны побеждают супергероев: какие крупнобюджетные фильмы стали самыми прибыльными
Наиболее прибыльные блокбастеры 2022 года выявили, оценив соотношение их выручки и издержек. При подсчете выручки учитывались не только сборы фильмов в мировом кинотеатральном прокате, но и деньги, полученные от продажи прав на стриминговые и ТВ-трансляции, лицензионные отчисления за показ фильмов за рубежом, выручка от цифрового проката и DVD. Среди издержек анализировались затраты на производство, рекламу (включая видео), отчисления кинотеатрам, гонорары и выплаты авторам, накладные и остаточные расходы.
Лидером среди самых прибыльных блокбастеров, вышедших в 2022 году, ожидаемо стал «Аватар: Путь воды». Фильм Джеймса Кэмерона собрал в прокате 2,316 млрд долларов, из которых чуть больше миллиарда долларов ушло на отчисления кинотеатрам, поэтому выручка фильма от кассовых сборов оценивается в 1,268 млрд долларов. Еще около 200 млн долларов должна была принести продажа прав на показ второго «Аватара» в стриминговых сервисах и на ТВ, а выручка от продажи его цифровых копий, как прогнозируют в Deadline, будет скромнее. Ожидается, что она достигнет примерно 150 млн долларов. Тем самым общая выручка фильма оценивается в 1,618 млрд долларов.
Но и расходы на второго «Аватара» оказались гигантскими. Согласно источникам Deadline, только на производство фильма потребовалось около 400 млн долларов — все эти деньги ушли на съемки именно «Пути воды». В этой сумме не учитываются затраты на следующие части. На рекламу потратили 175 млн долларов, на гонорары и выплаты авторам — 300 миллионов. Значительную часть этой суммы получили продюсер франшизы Джон Ландау и режиссер Джеймс Кэмерон (при этом за первого «Аватара» он получил больше — около 350 млн долларов). Затраты студии на «Путь воды» в целом составили примерно 1,087 млрд долларов.
Прибыль, которую принес второй «Аватар», оценивается в 531,7 млн долларов. Это безусловный успех для Disney, но в целом ее коммерческие результаты оказались существенно слабее, чем до пандемии. Если в 2019 году в десятку самых прибыльных блокбастеров вошло семь фильмов студии, то в 2022-м — лишь четыре.
На второе место по прибыли в прошлом году пробился «Топ Ган: Мэверик». Его общая выручка составила около 1,145 млрд долларов, из которых 275 миллионов принесли продажи цифровых копий. Это очень много — «Топ Ган: Мэверик» вошел в двадцатку самых продаваемых в сети фильмов за всю историю.
Впрочем, в случае с «Топ Ганом» интереснее даже не выручка, а расходы, в которых самую большую долю составили гонорары и выплаты авторам — на них понадобилось 280 млн долларов. По данным Deadline, от 100 до 200 млн долларов из этой суммы получил главный актер и продюсер боевика Том Круз. Общие расходы на второй «Топ Ган» достигли 750 млн долларов, а прибыль от фильма составила 391 млн долларов. Ее разделили между собой студии Paramount, Skydance и New Republic.
Замкнули тройку самых прибыльных блокбастеров 2022 года «Миньоны: Грювитация». Благодаря относительно низким затратам (на производство потребовалось 100 млн долларов) и высоким сборам (только в кинотеатральном прокате они составили почти 940 млн долларов) мультфильм принес прибыль в размере 382 млн долларов. «Миньоны» остаются одной из самых успешных франшиз студии Universal: общие сборы пяти мультфильмов серии уже превысили 4,5 млрд долларов, а выручка от игрушек и прочих сопутствующих товаров преодолела отметку в 6 млрд долларов.
531,7 млн долларов
прибыль «Аватар: Путь воды»
391 млн долларов
прибыль второго «Топ Гана»
В десятку наиболее успешных крупнобюджетных фильмов 2022 года также вошло четыре кинокомикса: «Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия», «Черная Пантера: Ваканда навеки», «Бэтмен» и «Тор: Любовь и гром». Столько же супергеройских фильмов было и среди самых прибыльных блокбастеров в 2019 году, но в Deadline отметили, что сборы кинокомиксов теперь стали ниже. Это связано в том числе с тем, что Disney ушла из России, а в Китае зрители охладели к супергероике.
Также примечательно, что «Тор: Любовь и гром» из-за высоких затрат на производство (250 млн долларов) и не оправдавших ожидания кассовых сборов (760 млн долларов) занял в списке наиболее прибыльных блокбастеров лишь девятое место и уступил в том числе «Коту в сапогах 2».
Прибыль, которую принес студии фильм Вайтити, — 103 млн долларов, прибыль нового «Кота» оценивается в 120 млн долларов. Мультфильм при этом собрал в прокате лишь 478 млн долларов, но благодаря успеху у зрителей его выручка от продаж в сети оказалась достаточно высокой — около 100 млн долларов. Вместе с тем и расходы на создание «Кота в сапогах 2» были существенными: по данным Deadline, они достигли 110 млн долларов и тем самым превысили производственный бюджет новых «Миньонов» (100 миллионов). Поэтому по соотношению выручки и затрат «Кот в сапогах 2» достиг лишь восьмого места.
Последнее место в десятке самых прибыльных блокбастеров 2022 года занял хоррор «Улыбка»: при затратах в 107 млн долларов он принес выручку в 208 миллионов, поэтому прибыль составила 101 млн долларов.
Самые прибыльные блокбастеры 2022 года
1. «Аватар: Путь воды» (Disney, 20th Century Studios, TSG, Lightstorm)
531,7 млн долларов
2. «Топ Ган: Мэверик» (Paramount, Skydance, New Republic)
391,1 млн долларов
3. «Миньоны: Грювитация» (Universal, Illumination)
382 млн долларов
4. «Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия» (Disney)
284 млн долларов
5. «Черная Пантера: Ваканда навеки» (Disney)
259 млн долларов
6. «Мир Юрского периода: Господство» (Universal)
229,7 млн долларов
7. «Бэтмен» (Warner Bros. Discovery)
177 млн долларов
8. «Кот в сапогах 2: Последнее желание» (Universal, DreamWorks Animation)
120 млн долларов
9. «Тор: Любовь и гром» (Disney)
103 млн долларов
10. «Улыбка» (Paramount)
101 млн долларов
Власть страха: небольшие фильмы, ставшие хитами проката
Среди студийных фильмов с относительно небольшим бюджетом первое место по прибыли в 2022 году занял хоррор «М3ГАН». Этому помогла активная реклама, на которую потратили около 75 млн долларов — в шесть раз больше, чем на производство фильма (12 миллионов). Прибыль, которую принес фильм, оценивается почти в 79 млн долларов.
Успешными оказались и другие хорроры — «Черный телефон» (прибыль — 67,8 млн долларов) и «Крик 5» (56,7 млн долларов), у которых расходы на маркетинг тоже были в несколько раз больше, чем на съемки.
Но эти фильмы не смогли обойти по прибыли триллер «Там, где раки поют», получивший низкие оценки от критиков (34% на Rotten Tomatoes), но ставший хитом у зрителей. При производственном бюджете в 24 млн долларов и небольших затратах на рекламу (55 миллионов) фильм собрал в прокате 140 миллионов, а продажа его прав на ТВ и в онлайн-кинотеатры принесла еще 95 млн долларов. В результате прибыль от фильма с учетом всей выручки и затрат составила 74,7 млн долларов.
«Всё везде и сразу», ставший триумфатором «Оскара» и самым кассовым фильмом студии A24, в списке самых прибыльных среднебюджетных фильмов 2022 года занял лишь пятое место. Общая выручка фантастического фильма составила 111 млн долларов, а издержки — 79 миллионов, поэтому прибыль оценивается в 32 млн долларов.
Самые прибыльные среднебюджетные фильмы 2022 года
1. «М3ГАН» (Universal, Atomic Monster, Blumhouse)
78,8 млн долларов
2. «Там, где раки поют» (Sony, 3000 Pictures)
74,7 млн долларов
3. «Черный телефон» (Universal, Blumhouse)
67,8 млн долларов
4. «Крик 5» (Paramoun, Spyglass)
56,7 млн долларов
5. «Всё везде и сразу» (A24)
32 млн долларов
Самые громкие провалы: не только «Вавилон», но и мультфильмы Disney
Самый провальный по соотношению выручки и затрат блокбастер, как и самый прибыльный, в 2022 году выпустила Disney. Более того, название студии фигурирует в титрах трех крупнобюджетных фильмов, ставших в прошлом году наиболее убыточными. В 2019 году, до пандемии, фильмов Disney (если не считать «Люди Икс: Темный Феникс», выпущенный совместно с 20th Century Studios) среди самых провальных не было.
Хуже всех в 2022 году показал себя фантастический мультфильм «Странный мир». Затраты на него превысили 317 млн долларов, из которых только на производство ушло 180 млн долларов — больше, чем на «Миньонов» или «Кота в сапогах 2». Общая выручка «Мира» достигла лишь 120 млн долларов, из которых 55 миллионов Disney заплатила себе сама за права на показ в онлайн-кинотеатре Disney+. Убытки студии от мультфильма в итоге оцениваются в 197 млн долларов.
Второе место среди провалов занял «Амстердам». Убытки от фильма Дэвида О. Расселла, который собрал в прокате всего 13 млн долларов, составили около 108 млн долларов. Однако финансированием «Амстердама» занималась студия New Regency, а Disney выступила в этом случае лишь дистрибьютором.
На третьем месте по убыткам оказался «Базз Лайтер». При огромном бюджете, который составил 200 млн долларов, выручка мультфильма преодолела отметку лишь в 267 миллионов. С учетом затрат на маркетинг, накладных и иных расходов убытки от «Базза Лайтера» оцениваются в 106 млн долларов.
В список самых провальных блокбастеров 2022 года также вошли военный фильм «Двойная петля» с Гленом Пауэллом и Джонатаном Мэйджерсом (убыток — 89 млн долларов) и «Вавилон» Дэмьена Шазелла, потери студии от которого составили 87 млн долларов.
Самые провальные блокбастеры 2022 года
1. «Странный мир» (Disney)
197 млн долларов
2. «Амстердам» (New Regency, Disney)
108 млн долларов
3. «Базз Лайтер» (Disney)
106 млн долларов
4. «Двойная петля» (Black Label Media, Sony)
89 млн долларов
5. «Вавилон» (Paramount)
87 млн долларов
Автор: Александр Омолоев