«Самый нетипичный фильм Гая Ричи»: что пишут критики о «Переводчике»

Обсудить0

19 апреля появились первые рецензии на фильм Гая Ричи «Переводчик», его следующей картины сразу после «Операции „Фортуна“». На момент написания материала рейтинг критиков на Rotten Tomatoes — 80%, на Metacritic — 66%. «Переводчик» выйдет в российский прокат 18 мая, а пока предлагаем почитать, что же в новинке оценила зарубежная пресса.

О чем фильм

Старший сержант Армии США Джон Кинли (Джейк Джилленхол) — суровый командир взвода. Ахмед (Дар Салим) — афганский механик, вызвавшийся помочь взводу в качестве переводчика (как пишет Variety, его предшественника «разносит на куски» в первой сцене). У Ахмеда есть личный мотив: он жаждет отомстить талибам за смерть сына и выбраться за пределы страны, охваченной войной (США обещали визы афганским переводчикам).

Взвод Кинли отправляется на фабрику, где талибы готовят самодельные взрывные устройства, но попадает в засаду. О ней предупреждал Ахмед, но Кинли не послушал. В итоге большинство солдат погибают, сержанта серьезно ранят. Ахмед тащит Кинли, который едва в сознании, до безопасного места, пока талибы продолжают охоту на них.

Сержанта отправляют в США, поскольку срок его службы закончился. Спустя год он живет с женой (Эмили Бичем) и детьми, но что-то не дает ему покоя. Военный страдает от частичной потери памяти и помнит лишь переводчика, которому должен помочь. Ахмед вместе с женой (Фариба Шейхан) и новорожденным ребенком остались в Афганистане и скрываются от преследователей. Из-за бюрократической волокиты он так и не получил визу. Кинли возвращается в Афганистан, чтобы спасти Ахмеда и самому выполнить обещание, которое не сдержала его страна.

Джейк Джилленхол

Что хвалят критики

Режиссуру. Оуэн Глиберман (Variety) пишет, что фильм не имеет ничего общего с «Операцией „Фортуна“», и это плюс. «„Переводчик“ открывает кое-что новое: Ричи — современный классик. Мы видим заново родившегося режиссера. И все же самое удивительное в фильме в свете карьеры Ричи — глубокая человечность, которая оживляет историю», — добавляет критик.

Дэвид Руни (The Hollywood Reporter) тоже отмечает, что режиссер здесь уделяет большее внимание человеческим факторам. «Это самый нетипичный фильм Ричи на сегодня», — пишет критик. Сиддхант Адлаха (IndieWire) при этом считает, что картина удачно вписывается в стилистику автора «Большого куша». А Пит Хэммонд (Deadline) пишет, что и «Фортуна», и «Переводчик» — доказательства нового многообещающего этапа в карьере режиссера.

Актерскую игру. Дэвид Руни (The Hollywood Reporter) считает, что роль Кинли показывает новые грани таланта Джилленхола: «Хладнокровный контроль, который Кинли продемонстрировал в Афганистане, уступает место ПТСР, чрезмерному употреблению алкоголя и вспышкам агрессии, когда тот по телефону доверия пытается выяснить, почему Ахмеду не предоставили убежище в США». «Кинли не спит по ночам не из-за физических ужасов войны, а из-за ее того, что его мучает совесть, и предательства, соучастником которого он стал», — добавляет Сиддхант Адлаха (IndieWire).

Дар Салим — датчанин иракского происхождения (сыграл Квото в «Игре престолов», всадника кхала Дрого). «Он один из тех актеров, кто может передать все одним взглядом и полуулыбкой. В этом сила харизмы Ахмеда. Наблюдать за тем, как он может перехитрить талибов, волнительно и приятно. А сам Дар похож на Вина Дизеля, которому имплантировали сознание Бена Кингсли», — иронизирует Оуэн Глиберман (Variety).

Дар Салим и Джейк Джилленхол

Сценарий. По замечанию Дэвида Руни (The Hollywood Reporter), Ричи со своими авторами Марном Дэвисом и Айваном Эткинсоном (они вместе писали «Джентльменов», «Гнев человеческий» и «Фортуну») удалось грамотно выстроить историю героев. «Сценарий закладывает ровно столько сомнений в преданность Ахмеда, чтобы создать напряженность уже в начале действия», — пишет критик. Ахмед сотрудничал с талибами, до того как они убили его сына.

Затем фильм превращается в шоу о выживании, где Ахмед пытается доставить сержанта обратно на американскую авиабазу: соорудить носилки, отказавшись от машины (ее легче заметить), перенести сержанта через труднопроходимые горы так, чтобы избежать дорог и контрольно-пропускных пунктов, и дать ему опиум, чтобы облегчить боль.

«„Переводчик“, возможно, первое проникновение режиссера на чисто драматическую территорию, которая до сих пор оставалась на задворках его творчества», — делает вывод Сиддхант Адлаха (IndieWire). Как отмечают критики, преимущество сценария еще и в том, что местные герои не поголовно злодеи (тот же Ахмед).

Операторскую работу. Камерой управлял Эд Уайлд, а съемки проходили в горах провинции Аликанте в Испании. «Даже изображение кажется мускулистым, с масштабными снимками с дрона. Не слишком полагаясь на визуальные клише, оператор делает захватывающими как в центральную перестрелку, так и в кульминационное столкновение на дамбе. А еще Уайлд цитирует работы погибшего британского фотожурналиста Тима Хетерингтона, сделанные в зоне конфликта», — отмечает Дэвида Руни (The Hollywood Reporter).

Постановку боев и музыку. «Ричи ставит батальные сцены, помещая зрителей в гущу событий. С экзистенциальным грохотом пулеметов и без обмана жанрового кино, что герои надерут кому-то задницы», — подчеркивает Оуэн Глиберман (Variety). Усиливают эффект «диссонирующие струны» Кристофера Бенстеда.

Джейк Джилленхол

Посыл. Как пишет Глиберман (Variety), Гай Ричи рассказывает историю двух мужчин, но, на самом деле, дает трактовку завершению войне в Афганистане, «которая так и не увенчалась успехом». Действие фильма разворачивается в 2018-м не случайно: это почти финал 20-летней кампании США в стране, и Ричи анализирует ее итоги.

Сиддхант Адлаха (IndieWire) считает, что Ричи показывает «провал американской политики»: «В картине упоминаются многочисленные афганские переводчики, которым обещали визы и убежище в обмен на помощь (в финальных титрах зрителям сообщают, что многие из них были убиты талибами, так и не дождавшись убежища от США. — Прим. ред.). А время действия приближается к «катастрофическому выводу войск США из Афганистана в 2021-м и последующему захвату власти талибами».

Встраиваясь в жанр американских военных фильмов, «Переводчик» все же выбивается из него. «На какое-то время картина практически олицетворяет смерть эго американской военной драмы, несмотря на ее склонность приукрашивать место США в вооруженных конфликтах», — заключает Сиддхант Адлаха (IndieWire).

А что критикам не понравилось?

Большинство рецензентов авторитетных профильных изданий поставили последней работе Гая Ричи высокие оценки. Сиддхант Адлаха (IndieWire) лишь жалеет, что персонаж Ахмеда слишком шаблонно прописан в сценарии, но благодаря игре Дара Салима это не так бросается в глаза.

Дар Салим и Джейк Джилленхол

Авторы других изданий высказали иные претензии. Мэтт Донато (IGN) отмечает, что, хоть фильм всеми силами старается не уйти в милитаристскую пропаганду, он все равно напоминает историю, рассказанную Дядей Сэмом, к тому же довольно затянутую (хронометраж — более двух часов). Особенно утомительны, по словам автора, первые две трети фильма. «В истории об отношениях Кинли и Ахмеда много времени тратится на развитие моментов, которые в итоге не особо раскрываются в более поздних сценах».

Уитни Сейболд (Slashfilm) считает, что в фильме не хватает логики. «„Переводчик“ почти агрессивен из-за отсутствия судебных процессов военного времени. В картине нет разговоров о том, зачем солдаты в Афганистане, и мало кто упоминает, что на самом деле, похоже, нет способа выиграть эту войну». Кроме того, он обращает внимание на дисбаланс того, что Кинли и Ахмед ставят на карту.

Вердикт

Все же большая часть критиков сошлась во мнении, что это интересный фильм Ричи, который вроде бы и встраивается в его фильмографию, но занимает совершенно отдельное место. Пит Хэммонд из Deadline и вовсе говорит, что это лучший фильм Ричи, который он когда-либо видел. Это военная драма, где история главных героев — нечто большее, чем очередной фильм о суровых парнях на поле сражения.


Автор: Лиза Кузнецова

Нашли ошибку?
Выделите нужный фрагмент текста (не более 3000 символов) и нажмите:
Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

24 марта 202314
24 января 20234
30 апреля 20220
22 апреля 202120

Главное сегодня

Сегодня6
Сегодня5
Сегодня, 17:435
Сегодня0
Сегодня2
Вчера5
Вчера5
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации