На Кинопоиске продолжает выходить сериал «Фандорин. Азазель», чье действие разворачивается в альтернативном Петрограде 2023 года. Максим Матвеев сыграл императора Николая III, который мечется между долгом перед страной и собственными чувствами.
Параллельно расследованию Эраста Фандорина (Владислав Тирон) зрители наблюдают за жизнью императора. Он живет по дворце, где ходит в тапочках и занимается на беговой дорожке, и неохотно возглавляет государственные заседания. Николай III влюблен в певицу Амалию (Милена Радулович). В четвертой серии, которая вышла на этой неделе, император с Амалией сбегают на свидание, но и там им не удается побыть вдвоем. Прогулку императора с любовницей обсуждают в соцсетях, монархическая партия выступает против государя. Теперь Николай III должен сделать выбор. Мы расспросили Максима Матвеева, как создавался образ императора, а также о том, какие источники и актерские техники ему в этом помогли.
Максим Матвеев
Актер
О герое и подготовке к роли
Николай III заключен в жесткие рамки своих родовых обстоятельств, которые не дали ему сформироваться личностно, не дали раскрыть заложенные в нем природой таланты. Он стал таким рабом лампы, человеком в железной маске, при этом очень слабовольным. Окружающие его люди видят только маску, а что у него внутри, мы, к сожалению, не видим. По ходу сюжета он неумело пытается бунтовать, вырваться из рамок — в этом и трагедия героя. Мне жаль таких людей, а сочувствие к персонажу в работе актера очень важно.
Сначала я познакомился с авторами сценария, чтобы понять, какой смысл они вкладывали в персонажа. Потом поделился с ними и творческой группой своим видением Николая III. Понял, насколько мои ассоциации близки к тому, что хотели бы видеть авторы, и начал в этом направлении развивать образ.
До съемок я имел представление о жизни прообраза моего героя — царя Николая II: читал мемуары последнего российского императора, еще помогли замечательная книга Людмилы Гановой «Русская монархия» (у нее есть аудиоверсия) и цикл подкастов «История европейской монархии» Алексея Златолинского. В жизнях зарубежных правителей тоже было любопытно находить общие черты с моим героем. Образ Николая III — это вместилище ассоциаций о разных правителях, европейских и не только. Своеобразным референсом также стала «Фаворитка» Йоргоса Лантимоса с прекрасной Оливией Колман.
Об образе императора
Первые ассоциации, которые у меня возникли во время чтения сценария, — слова «тютя» и «тюфяк». Это дало мне толчок для создания физических характеристик Николая III. На этапе читки я предложил сделать эту залысину, которая была у некоторых Романовых, и животик, чтобы даже тело выражало легкую бесформенность. Предложил сделать это ощущение неопределенности и мягкости ориентиром не только для психологического портрета персонажа, но и для внешнего образа,. После того как мы нашли образ, тело уже само подсказывало, как вести себя. Естественно, я менял походку, манеру и темп речи, появлялись новые черты, которые мне не свойственны, но подходят герою.
Я люблю апеллировать к идее энергетического центра персонажа. У каждого человека есть такой центр, и, в зависимости от его нахождения в теле или вне его, может меняться походка, манера речи и так далее. Об этом писал актер и театральный педагог Михаил Чехов. У него в книге описана технология, которая может повлиять на внешние выразительные факторы персонажа. И вот в работе над ролью Николая III мне тоже было любопытно покопаться в этом. Это не главная роль, а все-таки второстепенная, и поскольку персонаж появляется точечно, то должен быть ярким.
Съемки проходили в Санкт-Петербурге, и любопытно было наблюдать совмещение альтернативной реальности и современного города. Особенно остро это чувствовалось во время съемок в исторических интерьерах: было забавно ощущать себя обитателем этих красивых дворцов, ходить как монарх в современной одежде по коридорам или заниматься на беговой дорожке в украшенном золотой лепниной зале (интерьеры снимали в особняке Половцова, он же Дом архитектора, в Юсуповском дворце, дворце Елисеевых. — Прим. ред.). Играть в таких интерьерах абсолютно бытовую сцену ссоры с женой, стоя перед ней в шортах и тапочках, — отдельное удовольствие. Такой прием сокращает дистанцию между персонажем и зрителем: Николай не небожитель, у него такие же проблемы, как и у всех.
О гриме
Его накладывали около полутора часов, и это не самый долгий грим в моем опыте. С Алексеем Ивченко, специалистом по пластическому гриму, и его командой мы работаем уже не первый проект, и они знают все особенности такого грима, поэтому каждые полтора часа были в удовольствие. Играть Николая III было нетяжело. Важно, чтобы придумки, связанные с внешними особенностями персонажа, были обоснованы. Если ты как актер понимаешь, в чем смысл грима, то это выпадает из категорий «сложно» или «легко». Грим становится частью образа, который принимаешь легко и безусловно.
Четыре эпизода доступны на Кинопоиске в Плюсе
Вопросы: Лиза Кузнецова