8 февраля в онлайн-кинотеатре Kion выйдет сериал о Фаине Георгиевне Раневской. Ее сыграла Мариэтта Цигаль-Полищук, дочь актрисы Любови Полищук и правнучка писательницы Мариэтты Шагинян. Мы расспросили актрису, что было самым сложным в подготовке к роли и какой ей представляется Раневская вне камер.
На это и направлен сериал Дмитрия Петруня («Воскресенский», «Торгсин») — показать великую советскую актрису вне сцены, начиная с ее юности в Таганроге. Исполнительницу роли Фаины Георгиевны искали несколько месяцев, прежде чем выбрать Мариэтту Цигаль-Полищук. Она, к слову, также играла Анну Ахматову в «Крыльях империи», а в «Таинственной страсти» — героиню, чьим прообразом была Зоя Богуславская.
В сериал вошли сцены со съемками фильмов «Подкидыш» («Муля, не нервируй меня»), «Золушка», «Весна», с работой Фаины Георгиевны над озвучанием фрекен Бок из мультфильма о Карлсоне. Среди героев мы также увидим актрису Любовь Орлову (Ирина Гринева), актрису и близкую подругу Раневской Павлу Вульф (Полина Кутепова), актера и педагога Василия Качалова (Александр Домогаров).
Мариэтта Цигаль-Полищук
Актриса
— Как проходил кастинг?
— Я и до сериала несколько раз пробовалась на роль Фаины Георгиевны. Впервые — в 2013 году для проекта Галины Балан-Тимкиной. Там смотрели разных актрис, а потом процесс заморозили. Затем я была на кастинге в сериал «Соседи» у Андрея Тартакова, которому понравились мои предыдущие пробы Фаины Георгиевны. Тогда Андрей Павлович сказал, что теперь занимается сериалом о Раневской, и снова позвал меня на кастинг юной Раневской 19–24 лет, а мне уже было 37. Я попросила режиссера Дмитрия Петруня о пробах на роль в приближенном ко мне возрасте — неприлично играть юную фисеточку, когда тебе ближе к сорока. Так меня позвали на пробы юной и повзрослевшей Раневской одновременно в один день! Дмитрий Петрунь и оператор Кирилл Бегишев сказали, что Раневскую всех возрастов будет играть одна актриса, дали задание и отправили готовиться на неделю.
Всю неделю я плакала, страдала от ужаса и ответственности. Я не считаю, что вообще кому-то дозволено повторить образ Фаины Георгиевны в кино. Но оправдываю себя тем, что играла не ее, а персонажа, которого мы нафантазировали вместе с режиссером и сценаристом. Наша героиня — фантазия о том, как мог жить человек в условиях, приближенных к тем, что были в жизни Раневской.
— А как готовились к роли?
— Все, что можно прочитать о Раневской, я прочитала задолго до проб. Не очень люблю биографические книги, но почему-то именно о Раневской было интересно читать. Больше всего я опиралась на книги Алексея Щеглова (сына актрисы Ирины Вульф, близкой подруги Раневской и дочери Павлы Вульф. — Прим. ред.), «эрзац-внука», как его называла Фаина Георгиевна.
Еще нашла контакт Елены Антоновны Камбуровой (советской и российской певицы и актрисы; Елена Камбурова тоже дружила с Раневской. — Прим. ред.). Пришла к ней попросить совета. Она на меня посмотрела как на сумасшедшую, благословила и пожелала доброго пути.
— У Фаины Георгиевны очень запоминающиеся интонации, мимика. Сложно было это копировать?
— Очень! У нас были сцены, когда на хромакее снимали мое лицо и потом вставляли его в фильмы с Раневской. Еще мы полностью восстанавливали сцены из фильмов и спектаклей, из «Шторма», например (постановка по пьесе Владимира Билль-Белоцерковского с Фаиной Георгиевной шла в театре Моссовета. — Прим. ред.). Проигрывать сцену целиком, [сохраняя интонации Раневской], было непросто.
Со сценами из жизни легче: допускались расхождения в интонации, голосе. Не существует ни одной аудио-, видеозаписи, никаких свидетельств, как Фаина Георгиевна разговаривала без актерской маски. Есть, конечно, запись интервью критику Наталье Крымовой с Раневской уже в возрасте (оно вышло в 1979 году, за пять лет до смерти актрисы. — Прим. ред.).
В итоге накануне съемочного дня я брала несколько кусочков записей с Фаиной Георгиевной. Допустим, мы снимали 1947 год, и я опиралась на отрывки из ее крошечных эпизодов того периода.
— С какими еще трудностями вам пришлось столкнуться?
— Самое начало проекта мы снимали в Таганроге. Тяжело было играть в пластическом гриме, когда на улице +40 в тени. Лицо полностью заклеено, не дышит в течение целого дня. А еще нужно было носить поролоновые толщинки (подкладка, придающая объем фигуре. — Прим. ред.), шерстяной костюм и парик. И во всем этом надо еще ухитриться играть, переступить свой страх перед такой ответственностью.
— Раневская — известная хулиганка. Какие ее выходки мы увидим в сериале?
— Есть сцена, когда ее пытаются завербовать в сексоты (как секретного сотрудника, то есть доносчика. — Прим. ред.), и она кагэбэшника прямым текстом посылает куда подальше, читая ему коротенькие стишки. Хулиганство в сериале будет. Наша Фаина (которая как бы Фаина) проявляет свой характер.
— Как думаете, в чем секрет такой душевной стойкости Раневской?
— Это не стойкость, а просто способ существования. То, как человек облегчает свою ношу. Это называется «чем хуже, тем лучше». Когда очень больно, страшно, начинаешь прикрываться сарказмом и юмором. И это мне как раз понятно и близко.
— Фаину Раневскую знают как королеву эпизодов и мастерицу афоризмов. А для вас она кто?
— Для меня Раневская — это прежде всего человек, умеющий сострадать, чувствовать и видеть людей. Знакомые с ней люди говорят, что многие афоризмы, которые ей приписывают, не имеют отношения к ее мыслям и репликам. Она была очень цельной и многогранной. Про Раневскую когда-то сказали, что она не человек, она — люди. Разменивать ее на анекдоты, афоризмы, байки и прочее мне кажется неправильным и абсурдным. Она вся целиком анекдот, афоризм, трагедия и люди.
Автор: Лиза Кузнецова