Мариэтта Цигаль-Полищук о сериале «Раневская», съемках в +40 и актрисе-хулиганке

Обсудить0

8 февраля в онлайн-кинотеатре Kion выйдет сериал о Фаине Георгиевне Раневской. Ее сыграла Мариэтта Цигаль-Полищук, дочь актрисы Любови Полищук и правнучка писательницы Мариэтты Шагинян. Мы расспросили актрису, что было самым сложным в подготовке к роли и какой ей представляется Раневская вне камер.

На это и направлен сериал Дмитрия Петруня («Воскресенский», «Торгсин») — показать великую советскую актрису вне сцены, начиная с ее юности в Таганроге. Исполнительницу роли Фаины Георгиевны искали несколько месяцев, прежде чем выбрать Мариэтту Цигаль-Полищук. Она, к слову, также играла Анну Ахматову в «Крыльях империи», а в «Таинственной страсти» — героиню, чьим прообразом была Зоя Богуславская.

В сериал вошли сцены со съемками фильмов «Подкидыш» («Муля, не нервируй меня»), «Золушка», «Весна», с работой Фаины Георгиевны над озвучанием фрекен Бок из мультфильма о Карлсоне. Среди героев мы также увидим актрису Любовь Орлову (Ирина Гринева), актрису и близкую подругу Раневской Павлу Вульф (Полина Кутепова), актера и педагога Василия Качалова (Александр Домогаров).

Мариэтта Цигаль-Полищук

Актриса

— Как проходил кастинг?

— Я и до сериала несколько раз пробовалась на роль Фаины Георгиевны. Впервые — в 2013 году для проекта Галины Балан-Тимкиной. Там смотрели разных актрис, а потом процесс заморозили. Затем я была на кастинге в сериал «Соседи» у Андрея Тартакова, которому понравились мои предыдущие пробы Фаины Георгиевны. Тогда Андрей Павлович сказал, что теперь занимается сериалом о Раневской, и снова позвал меня на кастинг юной Раневской 19–24 лет, а мне уже было 37. Я попросила режиссера Дмитрия Петруня о пробах на роль в приближенном ко мне возрасте — неприлично играть юную фисеточку, когда тебе ближе к сорока. Так меня позвали на пробы юной и повзрослевшей Раневской одновременно в один день! Дмитрий Петрунь и оператор Кирилл Бегишев сказали, что Раневскую всех возрастов будет играть одна актриса, дали задание и отправили готовиться на неделю.

Всю неделю я плакала, страдала от ужаса и ответственности. Я не считаю, что вообще кому-то дозволено повторить образ Фаины Георгиевны в кино. Но оправдываю себя тем, что играла не ее, а персонажа, которого мы нафантазировали вместе с режиссером и сценаристом. Наша героиня — фантазия о том, как мог жить человек в условиях, приближенных к тем, что были в жизни Раневской.

Мариэтта Цигаль-Полищук

— А как готовились к роли?

— Все, что можно прочитать о Раневской, я прочитала задолго до проб. Не очень люблю биографические книги, но почему-то именно о Раневской было интересно читать. Больше всего я опиралась на книги Алексея Щеглова (сына актрисы Ирины Вульф, близкой подруги Раневской и дочери Павлы Вульф. — Прим. ред.), «эрзац-внука», как его называла Фаина Георгиевна.

Еще нашла контакт Елены Антоновны Камбуровой (советской и российской певицы и актрисы; Елена Камбурова тоже дружила с Раневской. — Прим. ред.). Пришла к ней попросить совета. Она на меня посмотрела как на сумасшедшую, благословила и пожелала доброго пути.

— У Фаины Георгиевны очень запоминающиеся интонации, мимика. Сложно было это копировать?

— Очень! У нас были сцены, когда на хромакее снимали мое лицо и потом вставляли его в фильмы с Раневской. Еще мы полностью восстанавливали сцены из фильмов и спектаклей, из «Шторма», например (постановка по пьесе Владимира Билль-Белоцерковского с Фаиной Георгиевной шла в театре Моссовета. — Прим. ред.). Проигрывать сцену целиком, [сохраняя интонации Раневской], было непросто.

Со сценами из жизни легче: допускались расхождения в интонации, голосе. Не существует ни одной аудио-, видеозаписи, никаких свидетельств, как Фаина Георгиевна разговаривала без актерской маски. Есть, конечно, запись интервью критику Наталье Крымовой с Раневской уже в возрасте (оно вышло в 1979 году, за пять лет до смерти актрисы. — Прим. ред.).

В итоге накануне съемочного дня я брала несколько кусочков записей с Фаиной Георгиевной. Допустим, мы снимали 1947 год, и я опиралась на отрывки из ее крошечных эпизодов того периода.

Полина Кутепова, Мариэтта Цигаль-Полищук и Наталья Корольская

— С какими еще трудностями вам пришлось столкнуться?

— Самое начало проекта мы снимали в Таганроге. Тяжело было играть в пластическом гриме, когда на улице +40 в тени. Лицо полностью заклеено, не дышит в течение целого дня. А еще нужно было носить поролоновые толщинки (подкладка, придающая объем фигуре. — Прим. ред.), шерстяной костюм и парик. И во всем этом надо еще ухитриться играть, переступить свой страх перед такой ответственностью.

— Раневская — известная хулиганка. Какие ее выходки мы увидим в сериале?

— Есть сцена, когда ее пытаются завербовать в сексоты (как секретного сотрудника, то есть доносчика. — Прим. ред.), и она кагэбэшника прямым текстом посылает куда подальше, читая ему коротенькие стишки. Хулиганство в сериале будет. Наша Фаина (которая как бы Фаина) проявляет свой характер.

— Как думаете, в чем секрет такой душевной стойкости Раневской?

— Это не стойкость, а просто способ существования. То, как человек облегчает свою ношу. Это называется «чем хуже, тем лучше». Когда очень больно, страшно, начинаешь прикрываться сарказмом и юмором. И это мне как раз понятно и близко.

Мариэтта Цигаль-Полищук

— Фаину Раневскую знают как королеву эпизодов и мастерицу афоризмов. А для вас она кто?

— Для меня Раневская — это прежде всего человек, умеющий сострадать, чувствовать и видеть людей. Знакомые с ней люди говорят, что многие афоризмы, которые ей приписывают, не имеют отношения к ее мыслям и репликам. Она была очень цельной и многогранной. Про Раневскую когда-то сказали, что она не человек, она — люди. Разменивать ее на анекдоты, афоризмы, байки и прочее мне кажется неправильным и абсурдным. Она вся целиком анекдот, афоризм, трагедия и люди.


Автор: Лиза Кузнецова

Нашли ошибку?
Выделите нужный фрагмент текста (не более 3000 символов) и нажмите:
Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

20 ноября7
16 ноября22
15 ноября6
14 ноября2

Главное сегодня

Вчера6
Вчера5
Вчера5
Вчера0
Вчера2
20 ноября5
20 ноября5
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации