17 декабря 2022 года на Кинопоиске выходит третий сезон «Королевства» — знаменитого абсурдистского сериала Ларса фон Триера о Королевском госпитале в Копенгагене, в котором творятся очень странные дела. Накануне премьеры на российских стриминговых платформах нам удалось обсудить сериал с самим Триером.
Когда-то этот госпиталь задумывался как передовой оплот науки, теперь в учреждении все прогнило и постепенно переходит под власть суеверий и мистицизма. Призраки мертвой девочки, сеансы спиритизма, масоны и зомби, жутковатый младенец с головой Удо Кира — это далеко не полный перечень чертовщины, творящейся в сериале. Первые сезоны выходили с 1994 по 1997 год. Триер планировал снимать третий, но этому помешала смерть двух ключевых актеров — Эрнста-Хуго Ярегорда и Кирстен Рольффес.
Продолжение режиссер осилил 25 лет спустя и показал его на Венецианском фестивале. Подробно о своих впечатлениях от третьего сезона рассказывал Станислав Зельвенский, но, если вкратце, Триер воссоздал стилистику первых двух сезонов, обострил противостояние шведов и датчан (первые тут организовали тайное сообщество в подвале больницы) и заменил умерших актеров максимально похожими; часть старых персонажей вернулась; вместо Стеллана Скарсгарда (слава богу, живого) играет его сын Александр; дьявол, конечно же, Уиллем Дефо; все происходит накануне Рождества, и все по-прежнему идиотское, смешное и рискованное.
Ларс фон Триер
Режиссер
— Почему вы решили вернуться к сериалу о самом знаменитом госпитале Дании?
— У меня был не самый приятный этап в жизни: я тогда мог начать работу над несколькими разными проектами, и «Королевство» показалось мне самым простым из всех. Не смог отказать себе в удовольствии снять еще один сезон и, признаюсь, получил его в итоге. К тому же к определенному моменту в своей карьере я стал мастером трилогий, в которых было снято только два фильма, поэтому решил, что «Королевство» смогу завершить.
— Что изменилось с момента выхода первых двух сезонов?
— Когда мы работали над первым сезоном, у нас было мало времени и еще меньше денег. Сейчас было достаточно и того, и другого. Кажется, мы работали над третьим сезоном три с половиной года. Но как я могу сравнивать первые два сезона и новый? Я и сам стал старше на 25 лет. Обычно режиссеры, становясь старше, начинают повторяться и злоупотреблять своими фирменными приемами. Для меня такой пример — «Фанни и Александр» Ингмара Бергмана. Я видел все, что снял Бергман, включая рекламные ролики. Мне много что у него нравится. Но все, что он сделал в «Фанни и Александре», — просто соединил все свои приемы, чтобы рассказать историю очень примитивным образом. Это было примитивно, это было сделано для массового зрителя, и ему должно было быть за это стыдно. Я не хотел, чтобы у меня получилось нечто подобное.
На съемках третьего сезона я думал, что нужно ослабить контроль за съемочным процессом. Я тогда не знал, что уже болен: позже у меня диагностировали болезнь Паркинсона. Да, повторюсь, это был не самый приятный момент в моей жизни, и работать было сложно.
— Можете рассказать о процессе?
— Я не пересматривал старый материал. Я, кажется, старался избавиться от связи со всем, что мы снимали 25 лет назад. И не пытался снимать что-то более современное, не пытался оживить проект — думал только о героях нового сезона и просто получал удовольствие, пока писал сценарий. К моему удивлению, мне легко было снимать смешные сцены. Я дал актерам свободу для импровизации, и вместе нам удалось добавить юмора новому сезону.
— Как родилась идея противостояния шведов и датчан?
— Это началось еще с появления в проекте Эрнста-Хуго Ярегорда, который играл шведского нейрохирурга Хелмера в первых двух сезонах. Я сам очень люблю Швецию, но когда думал, над чем бы начать жестко шутить на этот раз, то решил, что именно Швеция станет предметом сарказма. Правда, как вы могли заметить в первых двух сезонах, самыми тупыми все же оказываются датчане, так что на этом поле я не сильно преуспел.
Нужно сказать, что мои родители познакомились именно в Швеции во время войны, и я был там много раз и очень уважительно отношусь к шведам. Однако, как это часто происходит с жителями небольших стран, они начинают придумывать разные шутки друг о друге.
Мне показалось интересным, если Микаэл Персбрандт сыграет сына Хелмера, который, как и его отец, будет типичным шведским врачом, который делает все очень по-шведски. Я уже много лет дружу с Микаэлом, и он помог мне в тот период, когда я, мягко говоря, сильно пил. Он тоже когда-то проходил через это, так что смог меня поддержать. Когда мы подружились, я написал эту роль в «Королевстве» специально для него. Не о нем, но именно для него.
17 декабря стартует третий сезон сериала, а еще станут доступны первые два сезона на Кинопоиске в Плюсе.
Автор: Юлия Лоло
Фото: Manfred Segerer / Legion-Media