У Спайка Ли свои счеты с Каннами. Он и по сей день уверен, что его обделили «Пальмой» в 1989 году, когда его фильм «Делай как надо» участвовал в конкурсе. В тот год главную каннскую награду увез молодой постановщик Стивен Содерберг, снявший ленту «Секс, ложь и видео». Ли винит в своей неудаче президента жюри Вима Вендерса. В этом году они могут встретиться в Каннах — у немецкого режиссера здесь будет показана документальная лента о папе римском.
«Мы со Стивом прекрасно ладим, и так было всегда, — говорит Спайк Ли. — Но тогда всем командовал Вим Вендерс. И он решил, что Муки (этого персонажа играл сам режиссер) недостаточно героический персонаж». Вендерс помнит все несколько иначе. «Спайк сказал, что будет поджидать меня в темном переулке с бейсбольной битой. Впрочем, ему бы пришлось дождаться всего жюри, потому что это было не мое решение. Не то чтоб фильм был плохой. Просто ему не повезло оказаться в компании с очень сильными соперниками».
В этом году у Ли снова большие конкуренты. Перебить фильм Аличе Рорвахер «Счастливый Лазарь» ему не удалось, но на руках режиссера есть один солидный козырь. «Черный клановец» — кино, которое могло появиться только сейчас, несмотря на то что повествует оно о реальных событиях из недалекого прошлого (картина снята по мемуарам детектива Рона Сталлворта). Фильм Ли остро реагирует на повестку дня, делает это энергично, с юмором и местами с излишним пафосом. Тем не менее такого Спайка Ли мы не видели давно.
Фильм начинается с кадров из «Унесенных ветром»: Скарлетт О’Хара идет мимо раненых солдат, камера поднимается к флагу Конфедерации. Затем следует пролог с участием Алека Болдуина в роли адвоката прав белых. Его монолог о необходимости защиты белой расы от черных и евреев снят как запись (с неудачными дублями), но риторика до ужаса знакома: все та же история про величие Америки.
Действие фильма развивается в 1970-е. Рон Сталлворт (Джон Дэвид Вашингтон) — идеалист, который всю жизнь мечтал работать в полиции. Он устраивается в участок в Колорадо-Спрингс и... отправляется на работу в архив. Некоторые коллеги не очень-то приветствуют темнокожего новичка, но начальство к Рону относится хорошо. Пока тот не откалывает занятный номер.
Увидев в газете номер организации ку-клукс-клана, Рон набирает его и уже через несколько секунд ведет разговор с представителем Организации, как они себя называют. Представляясь своим именем, Рон клеймит черных и евреев, к вящему ужасу своих коллег. Он договаривается о встрече с последующим вступлением в Организацию, но сам он, разумеется, поехать не может. Вместо Рона в ку-клукс-клан вступает детектив Флип Циммерман (Адам Драйвер), которому удается убедить участников в собственной нееврейскости и эффектно разыграть поборника чистоты белой расы.
Тем временем Рон знакомится с девушкой-активисткой (Лора Хэрриер) и подозревает, что ККК готовит покушение на нее. Если детективы поймают Организацию за подготовкой теракта, то можно будет наконец-то арестовать неуловимого (и слишком обаятельного) руководителя ККК Дэвида Дюка (Тофер Грейс). Но, кажется, клановец Феликс (суперзвезда финского кино Яспер Пяякконен) что-то подозревает.
Фильм заканчивается хроникой событий в Шарлоттсвилле и посвящением Хизер Хейр, погибшей под колесами автомобиля, врезавшегося в группу протестантов против ультраправых радикальных националистов.
Пресс-конференцию Ли открыл пятиминутным монологом, объясняющим финал. «Я знал, что закончу фильм на этой ноте, но сначала должен был кое-что сделать. Мне дали номер Сьюзан Бро, матери Хизер, которую задавила машина. И я бы не стал никогда ставить в фильм кадры, если бы миссис Бро была против. Она сказала: „Спайк, я тебе разрешаю“. Едва получив ее благословение, я решил, что эта motherfucking сцена остается в motherfucking фильме. Потому что это чистой воды убийство. И в нашем Белом доме сидит мужик — не буду называть его по fucking имени, — который определил тот момент не только для Америки, но и для всего мира. У этого motherfucker был шанс сказать что-то про любовь, а не про ненависть. И этот motherfucker не осудил ни motherfucking клан, ни альт-правых, ни этих нацистских ублюдков. А ведь именно тогда мы могли сказать не только Штатам, но и всему миру, что мы лучше их. Так называемая американская колыбель демократии — полная ерунда. Соединенные Штаты Америки были построены на геноциде коренного народа и на рабстве. Так устроены Соединенные Штаты Америки. И, как сказал бы мой брат Джей-Зи, это факты».
Ли напомнил, что ультраправые — это не только проблема Америки, это проблема всего мира. «Так что этот фильм — предупреждение. Мне все равно, что о нем скажут критики или кто там еще, но мы с этим фильмом занимаем правильную сторону. Пожалуйста, простите меня за брань, но творится всякая фигня, хочется ругаться».
Несмотря на свою мощную политическую составляющую, «Черный клановец» смотрится легко, интересно, и, что немаловажно, это очень смешной фильм. Ли издевается над членами ККК, высмеивая их фанатичность и приверженность к идиотским ценностям. «Пальму» Ли, скорее всего, не получит, но вот в прокате будет принят хорошо.
Дата выхода «Черного клановца» в России пока не объявлена.