Где-то в первой половине фильма «Все знают» затерялась испанская версия комедии «Горько!»: играют свадьбу, пьют, танцуют, умиляются трогательным детишкам, разве что не устраивают драку. Ради свадьбы своей средней сестры Лаура (Пенелопа Крус) приезжает в родной городок из Аргентины, где она уже 16 лет живет с мужем Алехандро (приглашенная звезда из Буэнос-Айреса Рикардо Дарин). У Лауры есть дочь-подросток Ирене и маленький сын. Пока гуляет свадьба, притомившуюся Ирене похищают прямо из спальни. Пока мать безутешно рыдает, ситуацию решает ее бывший возлюбленный Пако (Хавьер Бардем).
Похитители просят 300 000 евро, которых нет ни у кого из бесчисленных родственников Лауры. Но у Пако есть участок земли, когда-то купленный у Лауры, где на ранее непригодной почве теперь растет виноград. Если его продать, можно выручить необходимую сумму. Но есть ли у Пако смысл поддерживать Лауру? Ответ на этот вопрос можно получить, даже не глядя фильм.
Иранский режиссер Асгар Фархади снял фильм в Испании и на испанском языке. Он уже экспериментировал с чужой для себя речью, сняв на французском драму «Секреты прошлого». Картина пять лет назад принимала участие в каннском конкурсе, исполнительница главной роли Беренис Бежо стала лучшей актрисой. Критики приняли ленту прохладно, отмечая, что иранскому постановщику не удалось понять особенности отношений на Западе и что история лучше смотрелась бы в реалиях Ирана. «Коммивояжер» лишний раз показал, что на родине Фархади снимает гораздо тоньше и лучше разбирает отношения.
«Все знают» кажется серией из мыльной оперы, нежели новой картиной режиссера «Развода Надера и Симин». Пенелопа Крус в роли безутешной матери отчаянно переигрывает, тогда как Хавьер Бардем, играя приземленного Пако, носит на лице печать вселенской скорби и, кажется, чувствует себя не в своей тарелке. Предсказуемость происходящего достигает невиданных высот. В частности, в одной из ключевых и очень драматичных сцен зал просто взорвался от смеха, настолько это было ожидаемо.
В своих фильмах Асгар Фархади рассматривает, как поступки людей в прошлом отражаются в их настоящем. Поведение его персонажей зачастую выглядит иррациональным, но в случае со «Все знают» герои порой похожи на набор штампов: сильный и немногословный герой, эффектная и взрывная героиня, суровая и молчаливая старшая сестра. В попытках придать глубины персонажам Фархади выдает им диалоги о прошлом, но известно, что в кино гораздо лучше действует принцип «показывай, а не рассказывай» («show, don’t tell»).
При этом Фархади мастерски нагнетает обстановку, превращая свадебную церемонию в полную тревоги и саспенса сцену. К сожалению, триллер-составляющая картины упорно не работает, проваливаясь под мощным слоем мелодрамы. Кто из известных нам героев похитил девушку? Без разницы. Мы совершенно не прониклись этими персонажами да и саму Ирене тоже не очень-то узнали.
Пожалуй, самым сложным элементом съемок была необходимость объяснять трудоголику Фархади, как важно иногда отдыхать. «Коммивояжера» режиссер снял за 60 дней, не отвлекаясь на перерывы. Хавьер Бардем говорит: «Он постоянно спрашивал нас: зачем прерываться? Мы отвечали, что понимаем его рвение, но тут, в Испании, надо уметь вовремя останавливаться. Нам нужна сиеста, нужен бокал вина! К концу съемок он это осознал».
В одной сцене Лаура задыхается в машине, и Крус настолько вошла в роль, что у нее действительно началась гипервентиляция. Вызвали скорую. А затем Фархади попросил актрису сделать еще один дубль. «Он знает, когда актер фальшивит, — говорит Крус. — Бывало, мы снимали очень эмоциональную сцену, и тут он появлялся в кадре с переводчиком и говорил, что мои глаза меня выдают. И просил не играть, а жить».
За трехнедельный подготовительный период перед съемками Фархади дополнительно раздавал актерам сцены, которых не было в сценарии, чтобы артисты прониклись миром фильма и знали, как их персонажи реагируют на те или иные вещи. Довольно интересный прием, но, увы, несработавший. «Все знают» только со стороны кажется вдумчивой и глубокой лентой, но на поверку превращается в эпизод неудачного сериала.