Сериал «Призрачная башня», премьера которого в США состоится 1 марта на Amazon Prime, основан на одноименной книге, получившей Пулитцеровскую премию, и рассказывает о реальных событиях, предшествовавших терактам 11 сентября. Имена в картине тоже реальные. Например, один из главных героев, Джон О’Нил (Джефф Дэниелс), действительно был специальным агентом в подразделении ФБР по борьбе с терроризмом, а его подчиненный Али Суфан (Тахар Рахим) в самом деле обвинил ЦРУ в сокрытии информации, которая могла бы предотвратить трагедию 9/11. Как отреагировал бы Джон О’Нил на свою экранную версию, мы уже не узнаем — в 2001 году агент покинул ФБР, стал главой службы безопасности Всемирного торгового центра и погиб во время атаки на башни-близнецы. Суфан ушел из ФБР, основал собственную компанию и, по словам авторов сериала, «Призрачной башней» остался доволен.
Американские критики от сериала в восторге — у «Призрачной башни» 100% свежести на Rotten Tomatoes, ее хвалят за динамичное развитие сюжета, ярких персонажей и великолепные актерские работы. С этим у сериала, пожалуй, и правда все в порядке. Однако на показе в Берлине, где состоялась премьера первых двух эпизодов в рамках программы Berlinale Special Series, в зрительском зале довольно часто можно было услышать смех настолько карикатурными и стереотипными порой выглядят герои и ситуации. К тому же от напряженного политического триллера меньше всего ждешь диалогов вроде:
— Это у тебя в кармане оружие или ты просто рад меня видеть?
— Ты же знаешь, дорогая, кобура у меня всегда на лодыжке.
Последняя фраза принадлежит собственно Джону О’Нилу. На дворе 1998 год, в новостях смакуют историю про связь Билла Клинтона и Моники Левински. ФБР давно следит за Усамой бен Ладеном, но ЦРУ ведет параллельную работу и в ходе одной из операций получает жесткий диск с важными данными о готовящихся атаках на американские объекты в различных странах мира. Однако подчиненным О’Нила удается лишь одним глазком поглядеть на булавки на карте в кабинете агента ЦРУ Мартина Шмидта (Питер Сарсгаард). Шмидт не намерен ничем делиться.
«Этот О’Нил просто разбомбит все к чертовой матери, уничтожив важные источники информации, а нам придется начинать все сначала», — объясняет Шмидт спокойному как удав Ричарду Кларку (убедительный в любом образе Майкл Стулбарг за последний год успел появиться в трех фильмах, выдвинутых на главный «Оскар»), главному советнику по борьбе с терроризмом в Совете национальной безопасности США. О’Нил в ответ посылает Шмидта отборным матом (слово на букву «f» он употребляет без какого-либо стеснения в любых кабинетах). Шмидт и О’Нил в своих перепалках напоминают подростков, затеявших соревнование не на жизнь, а на смерть, а главное оружие в этой борьбе — грязные ругательства.
У Шмидта в качестве козыря команда профессиональных девушек-аналитиков («Умница!» — подбадривает он с самодовольной улыбкой своих сотрудниц) и данные зарубежной разведки, а также предложение ударить сразу по десяти тренировочным лагерям террористов, в одном из которых предположительно может скрываться бен Ладен.
У О’Нила тоже есть секретное оружие — новый агент Али Суфан родом из Ливана, который говорит по-арабски (редкость в ФБР) и знает ислам изнутри. О’Нил тут же бросает Суфана в пекло — сначала в Албанию (булавку в районе Тираны его подчиненным все же удалось разглядеть), потом в Лондон, где Али встречает коллегу из Скотленд-Ярда, большого любителя выпить виски на работе. Вместе они пытаются разыскать тех, кто отправил в лондонскую газету факс о том, что неизвестная организация «Исламская армия освобождения святых мест» берет на себя ответственность за взрывы в посольствах США в Африке.
Рахиму наконец-то достается значительная роль в большом американском проекте, и он со своей задачей справляется блестяще. Его Суфан чуть ли не единственный, кому удается симпатизировать в «Призрачной башне». Али подал документы в ФБР на спор, его возмущает то, как ислам, который он сам давно не практикует, используют в качестве оправдания насилия террористы. Сбитый с толку свалившейся на него ответственностью, он все же выбирает опасную службу, отменяя и перенося свидания с понимающей Хизер.
Его начальник Джон О’Нил, напротив, не готов отказываться от удовольствий во внерабочее время. Двум своим любовницам, не подозревающим ни друг о друге, ни о его жене и дочерях, Джон уделяет столько времени, что поневоле задумываешься, когда он вообще успевает работать. С другой стороны, агент ловко оптимизирует время, заготавливая для женщин одинаковые фразы. На удивление огромное количество времени в «Призрачной башне» уделяется флирту и романтическим отношениям героев, причем местами этот флирт выглядит, мягко говоря, совсем неуместно.
Джефф Дэниелс, сыгравший О’Нила, говорит, что ничего не придумывал. После бесед с бывшими сослуживцами агента он понял, что тот любил жить на широкую ногу, не отказывая себе ни в чем. Рассказывая о своем герое на премьере в Берлине, он отметил, что Али Суфан и агенты ФБР остались довольны тем, как он изобразил О’Нила, а мнение критиков его не волнует.
Критиков же, похоже, настолько очаровала игра Дэниелса, Рахима и Сарсгаарда, что их не смущает ни то, с какой легкостью в одиночку американский агент заходит в дом бывшего секретаря бен Ладена и тут же обнаруживает в нем компьютер с ценной информацией, ни то, как в сюжет вводят незначительную интрижку того же героя с сотрудницей взорванного в Найроби посольства, только чтобы добавить и без того жуткой трагедии еще толику мелодраматизма.
Легко предположить, что аудитория «Призрачную башню» воспримет с энтузиазмом, а причуды персонажей даже могут стать для нее их изюминкой. В конце концов, сериал рассказывает не о бравых борцах с терроризмом, а об обычных людях с большой властью, большими амбициями и большими недостатками. Возможность посмотреть на трагедию 11 сентября под другим углом и взглянуть на виновных с американской стороны, как и тематическая схожесть с «Родиной», наверняка вызовет интерес.