Роман Дэна Симмонса «Террор» рассказывает об арктической экспедиции сэра Джона Франклина, бесследно пропавшей близ канадского острова Кинг-Вильям в 1846 году. Экспедиция планировала исследовать неизвестную часть Северо-Западного прохода и завершить его открытие. Корабли (их в экспедиции к тому моменту осталось два — «Террор» и «Эребус») были заперты льдами, и члены экипажа покинули их в надежде добраться до большой земли. Все они (129 человек) погибли.
История «Террора» и «Эребуса» волновала многих исследователей, на поиски кораблей отправлялось множество экспедиций, но максимум, что удавалось обнаружить, — редкие артефакты с кораблей, личные вещи экипажа да еще рассказы коренных жителей близлежащих островов, инуитов. Те говорили, что, обессилев от голода и отчаяния, британские моряки дошли до каннибализма. В романе Симмонса говорится о таинственном существе по имени Туунбак, в которого верят эскимосы. Именно Туунбак преследует экспедицию и становится причиной смертей и несчастий, обрушившихся на команду сэра Джона Франклина и капитана Фрэнсиса Крозье, командовавшего «Террором».
Телеканал AMC объявил о запуске в производство сериала в 2013 году, хотя продюсер и сценарист Дэйв Кайганич к тому моменту уже несколько лет разрабатывал проект по книге Симмонса. «У „Террора“ было много ипостасей. Сначала собирались снять полнометражный фильм, затем сериал на несколько сезонов, пока AMC наконец не дал зеленый свет десятисерийному проекту. Это оказалось идеальным форматом: нам не нужно было сковывать себя жанровыми рамками хоррора, или приключенческого фильма, или драмы о выживании. У наших героев появилось достаточно времени, чтобы оказаться в различных ситуациях. А главное, это сериал, в котором движущей силой являются персонажи», — рассказал Кайганич в Берлине, где в рамках фестиваля состоялась премьера первых двух эпизодов.
В общей сложности Кайганич, ставший впоследствии и шоураннером, посвятил проекту 12 лет. В 2014 и 2016 годах научные экспедиции нашли обломки (сначала «Эребуса», потом «Террора»), и возникли подозрения, что экспедиция завершилась не совсем так, как предполагали историки. «Возможно, прямо сейчас батискафы исследуют обломки и поднимают на поверхность артефакты. Удивительно, что наш сериал может привлечь зрителей к реальной истории кораблей Франклина, а тут еще и могут появиться какие-то новые подробности», — говорит Кайганич.
Сериал начинается со сцены, в которой поисковый отряд расспрашивает инуитов о пропавших моряках. Те узнают фотографию Крозье (Джаред Харрис), вспоминая, что тот говорит на их языке. Дальше действие переносится в 1846 год, как раз накануне рокового решения Франклина (Киран Хайндс), которое будет стоить жизни всем его людям. Пока же тревога лишь маячит на горизонте: слишком уж крупные осколки льда попадаются кораблям, что говорит о скорой зиме, а один застревает в гребном винте «Эребуса». Один человек погибает за бортом, другой — от неизвестной болезни, однако Франклина и командора Джеймса Фитцджеймса (Тобайас Мензис) не заботят ни дурные предзнаменования, ни пессимистичный прогноз Крозье, уверенного, что экспедиции нужно повернуть и переждать зиму в безопасной гавани.
В «Терроре» камера взлетает над величественными трехмачтовыми парусниками (воссозданными с невероятной тщательностью и при участии канадского энтузиаста Мэттью Бетса, который детально изучил строение кораблей и создал их подробные чертежи и макеты) и погружается в ледяную воду, скользит по общим каютам и над изысканным столом, за которым собирается командование экспедиции, чинно размахивая приборами над английским фарфором. Не стесняется камера и вполне жутких кадров — сцена вскрытия погибшего от загадочного недуга матроса заставляет вспомнить предельный натурализм «Больницы Никербокер».
Подзорные трубы, сходящие с ума близ полюса компасы, коварные и алчные матросы, золотые пуговицы на мундирах, атмосфера авантюризма и постоянной опасности — все это вызывает в памяти с детства знакомый аромат потрепанных книжек с приключенческими романами о мореплавателях. Однако еще больше подкупает внимание, которое создателям сериала удается уделить всем значительным героям «Террора», несмотря на внушительное их количество (есть даже бортовая обезьянка!). Короткие, но точные сцены раскрывают характеры каждого персонажа и их отношения друг с другом, вызывают симпатию к одним и недоверие к другим — со сценарием у «Террора» все в порядке.
В числе продюсеров «Террора» есть и автор оригинального романа Дэн Симмонс, и даже Ридли Скотт, однако они, признается шоураннер, не оказывали существенного влияния на работу над сериалом. «Ридли и Дэн не заглядывали нам за плечо, а держали дистанцию. Им было важно, что это наш проект. Хотя мы, конечно, получили поддержку с их стороны. Например, мы работали с теми же специалистами по визуальным эффектам, с которыми работает Скотт. А еще он мог иногда прислать сообщение на почту: „Я тут. Я смотрю, что вы делаете, и мне все очень нравится. Продолжайте в том же духе“», — поделился Кайганич после показа в Берлине.
Мировая премьера сериала на канале AMC состоится 26 марта.