При проходе в зал «Люмьер», где показывают по утрам кино для журналистов, убрали один из трех кордонов. Это сильно упростило вход и помогло начать фильм ровно в 8:30, а не на 15 минут позже, как 18 мая. Когда на экране появился логотип Netflix, послышались крики «бу» — это французские журналисты выражали свое презрение стриминг-гиганту, осмелившемуся показывать фильмы своим подписчикам, минуя местные кинотеатры. По французскому законодательству фильм может попасть в стриминг не ранее чем через 36 месяцев после начала кинопроката.
Но затем случилось странное. Крики продолжились даже с началом фильма. Пока героиня Тильды Суинтон рассказывала о планах (не совсем зловещих) ее новой корпорации, зал свистел, кричал и букал. Неужели таким образом пресса пыталась саботировать показ картины Пон Джун-хо? Все оказалось проще: киномеханики вывели на экран изображение с неверным соотношением сторон, из-за чего часть картинки оказалась за его пределами. Техническую оплошность устранили, сеанс запустили заново через 20 минут. Впрочем, это не помешало скоропалительным твитам в стиле «Канны саботировали „Окчу“». Администрация разослала пресс-релиз с объяснениями, и все успокоились. Но неизвестно, что будет на «Историях семьи Майровиц» — это второй фильм Netflix в конкурсе.
Окча — имя свиньи, которую растит девочка Мичо (Ан Со-хён) с дедушкой на своей ферме. Им довелось оказаться среди 26 фермеров, 10 лет назад получивших чудо-поросят, рожденных от чилийской суперхрюшки. Конкурс «Выведи самое большое животное» устроила корпорация «Мирандо», а идея пришла в голову импозантной управляющей Люси Мирандо (Тильда Суинтон). Она надеется переплюнуть по крутизне свою сестру, ранее занимавшую пост главы «Мирандо», и намерена решить продовольственный кризис в мире. В этом должны помочь суперсвиньи.
Лицом корпорации является чудаковатый Джонни Уилкокс, доктор Джонни, бывшая телезвезда. Когда-то доктор Джонни вел популярную передачу о животных, но со временем она утратила известность, и Уилкокс вышел в тираж. Джилленхол с упоением играет этого придурковатого и эксцентричного типа в шортах, чей голос похож на скрип по стеклу, настолько он неприятный.
Когда Джонни и съемочная группа заявляются в деревню к Окче и Миче, девочка узнает всю правду о своей любимице. Ее обожаемая и умнейшая подруга скоро пойдет под нож, и Мича твердо намерена ее спасти. Даже если ради этого придется ехать в Нью-Йорк. Неожиданная помощь приходит от ФОЖ — Фронта освобождения животных. Эти вежливые ребята в балаклавах похищают Окчу, забранную корпорацией. Казалось бы, вот и фильму конец, но не тут-то было. Впереди еще много интересного.
Свой новый фильм Пон Чхун-хо задумал еще в 2011 году, когда работал над препродакшеном триллера «Сквозь снег». В 2013 году на премьере картины в Сеуле он показал Тильде Суинтон рисунок: девочка и зверь идут по лесу. Режиссер рассказал актрисе свои планы, и она сразу дала предварительное согласие. Суинтон не только сыграла в фильме, но и стала его продюсером.
«Окча» — история об отношении людей и животных. Для корейского постановщика это новая тема: «Во всех моих фильмах разные истории, и где-то могут быть похожие темы, но мне, как рассказчику, хочется исследовать новые миры. И это мой первый фильм, где протагонист — ребенок, а сюжет подан с его точки зрения».
Чтобы управиться со сценарием, режиссеру потребовалось 10 месяцев. «Мне часто говорят, что структура моих фильмов похожа на игру в кошки-мышки. Найди киллера в „Матери“, найди дочь во „Вторжении динозавра“ и найди двигатель в „Сквозь снег“. Пожалуй, в „Окче“ та же структура: девочка ищет своего лучшего друга. Мича, наша героиня — воплощение непорочности. Она никогда не была в большом городе и не видела настоящего мира».
Джейк Джилленхол считает, что «Окча» — история взросления. «Примерно так же можно описать „Лабиринт Фавна“: фильм бесстрашно говорит о том, каково быть юным, каково сталкиваться с этим миром. Думаю, из-за этого кино можно назвать семейным, но дело в восприимчивости Пона, в его кросс-культурности. Он умеет вызвать глубокие эмоции и найти повод для смеха».
В «Окче» Джилленхол играет безумного ученого — может быть, излишне карикатурного, но в рамках картины он смотрится органично. «К сожалению, мне недолго приходится искать в себе безумие», — смеется актер. Ему очень понравилось работать с южнокорейским постановщиком. «Понимаете, Пон — настоящий визионер, а я очень редко использую это слово. Никогда не видел, чтобы кто-то работал так же, как он. Вся визуальная часть уже нарисована, все кадры тщательно спланированы. Он даже монтирует фильм прямо на площадке. Актеров он любит и дает нам роскошь выбора. Потому что уверен в своем видении».
Отдельно Джилленхолу пришлось объясняться за свой голос. «Ох, слышали бы вы меня по утрам! — посмеялся актер на пресс-конференции. — Но вообще Пон объяснил мне голос Джонни так: нарисовал рисунок гитары и показал на струны, которые обычно не трогают, когда играют. Сказал: „Вот это твой голос“».
Впрочем, главной героиней фильма, как ни крути, является Окча — помесь бегемота, поросенка и бульдога. Четырехметровая зверюга весом шесть тонн создана компанией Method, работавшей над спецэффектами фильма Пон Джун-хо «Сквозь снег». За Окчу отвечал супервайзер визуальных эффектов Эрик-Ян Де Боер, который создал тигра для фильма «Жизнь Пи», так что по части животных у него все хорошо. Окча местами и впрямь как живая, но иногда цифровая природа зверя берет свое.
Но что же сам фильм? Вы увидите его на Netflix уже 28 июня. И Тильда Суинтон ничего не имеет против этого. «Давайте честно. В Каннах показывали много фильмов, которые потом не вышли на большие экраны, — сказала актриса. — Но вообще мы не за призами сюда приехали. Мы приехали показать фильм на Каннском кинофестивале». Пон Джун-хо ответил еще проще: «А я просто рад, что мы посмотрим фильм сегодня вечером!» Что же касается утренней технической проблемы, то и здесь режиссер оптимистичен: «Журналисты посмотрели начало два раза? Очень хорошо. Это важное и красивое начало!»