Омский фестиваль дебютов продолжает заведенную несколько лет назад традицию показывать пилоты новых российских сериалов во внеконкурсной программе «Движение. Вперед». В этом году в ней в основном представлены проекты канала ТВ-3, которые можно было увидеть в программе «Быть или не быть». Единственным сериалом, который не был показан в рамках данного проекта, стал «Бонус» Валерии Гай Германики.
«Бонус» — это не первый сериальный опыт Германики, получившей широкую известность после шокировавшей зрителей Первого канала «Школы», логичным образом продолжавшей темы, заявленные режиссером в дебютном фильме «Все умрут, а я останусь», за который она получила «Золотую камеру» Каннского кинофестиваля. За «Школой» последовал «Краткий курс счастливой жизни», где героини Германики из трудных подростков превратились в роковых женщин, разбивающих, правда, не мужские сердца, а собственные жизни. После режиссер сняла еще мини-сериал «Майские ленты» про развод и опять же мучительный поиск женщинами себя и любви. «Бонус», заявленный как первый рэп-мюзикл, на первый взгляд кажется кардинально новой для Германики историей.
Заглавный ее герой — живущий в небольшом городке Астраханской области паренек (Александр Сударев), пишущий рэп. С его творчеством знакомы все жители городка — от влюбленной в Бонуса девчонки из соседнего двора до сотрудников полиции. Но после случайной потасовки с дагестанцами Бонус вместе со своим другом Гашиком (Артем Сучков) уезжает в Москву, где с отцом-олигархом и братом-наркоманом живет обеспеченная Соня (Лана Райдер), в которую Бонус влюбляется, когда видит в машине в районе Москва-Сити.
Это краткое описание сюжета совершенно бессмысленно, так как главной в сериале Германики является форма, а не содержание: суперэнергичный монтаж, кислотная цветокоррекция и рассказчик (он же и единственный исполнитель рэпа) в лице сокуровского Мефистофеля — создателя театра Derevo Антона Адасинского. В черной комнате, окутанной огнем, герой Адасинского пытается хоть как-то объяснить зрителям происходящее на экране. Просто из картинки понять это решительно невозможно. Главный герой довольно бессмысленно ходит по городским улицам, посылает всех куда подальше, но постоянно становится участником каких-то случайных событий — погонь, драк, аварий. Жизнь маленького городка в представлении режиссера Германики весьма насыщенна. В Москве скучнее, судя по жизни Сони и ее семьи. Они просто постоянно едят или чрезмерно употребляют наркотики, как брат Сони, Курт.
Из глубинки в Москву Бонус и Гашик довольно быстро доезжают на машине. И тут начинается, конечно, самое интересное. На подъезде к столице провинциалы встречают проституток, которые исполняют зажигательный музыкально-танцевальный номер о том, что все они не москвички, а «понаехали». В самой Москве Гашик тщетно пытается отыскать коренных москвичей, но так и не находит. Покатавшись добрую половину экранного времени по всем транспортным кольцам столицы, увидев Кремль («такой маленький»), молчаливый Бонус и проговоривший все деньги в роуминге Гашик оседают в случайном кафе (помните, да, что в Москве все постоянно едят?), где узнают слова «эспрессо», «американо» и «штрудель». В представлении Германики, видимо, в провинции такого никогда не слышали.
С штруделем (герои заказывают вишневый) происходит странная история. Выясняется, что Бонус есть его не может. Иллюстрируется это в фильме черно-белой сценой, где маленький Бонус и его брат (убитый потом в тюрьме) сидят в поле, где цветет вишня. Монохром придает этой сцене глубокомыслие, но не смысл. Возможно, он будет понятен в следующих сериях. Их в сериале «Бонус» целых шестнадцать. Ознакомиться с ними можно будет в эфире канала ТНТ. Дата выхода «Бонуса», правда, пока неизвестна.