Сценаристы — за «Страну ОЗ»
Российская сценарная премия «Слово» объявила своих лауреатов. Помимо Александра Бородянского, который дебютировал в кино сценарием «Афони», в жюри «Слова» входили программный директор «Кинотавра» Ситора Алиева, актриса Виктория Толстоганова, режиссеры Игорь Волошин и Джаник Файзиев, а также сценарист и стендапер Николай Куликов, который работал вместе с Михаилом Местецким над фильмом «Легенда № 17». За эту картину еще два года назад они получили сценарного «Золотого орла», а теперь Местецкий уже со сценарием своего первого полнометражного фильма «Тряпичный союз» получил профессиональную премию «Слово» за лучший дебют. Его соперниками в этой категории были Наталья Кудряшова с «Пионерами-героями» и Владимир Серышев с «Парнем с нашего кладбища».
Главная награда за лучший сценарий полнометражного игрового фильма досталась Василию Сигареву и Андрею Ильенкову за «Страну ОЗ». Сразу после церемонии вручения призов Сигарев выложил полный сценарий фильма на своем официальном сайте. Комедийный опыт автора социальных драм «Волчок» и «Жить» уже был отмечен на «Кинотавре» прошлым летом премией имени Григория Горина за лучший сценарий. Сама «Страна ОЗ» заявлена сразу в нескольких номинациях на премию «Ника». При этом Сигарев и Ильенков в сценарной категории на эту награду не претендуют, в отличие от их конкурентов по «Слову» Александра Миндадзе с драмой «Милый Ханс, дорогой Петр» и Юрия Арабова с фантасмагорией «Орлеан».
В пользу комедийной составляющей жюри «Слова» сделало выбор и в номинации «Лучший дипломный сценарий». Победителем в ней стал выпускник Высших курсов сценаристов и режиссеров Алексей Юрьев с «Последним путешествием». Представляя свой проект на питчинге дебютантов в Союзе кинематографистов зимой прошлого года, Юрьев рассказал, что «Последнее путешествие» — это «романтическая трагикомедия, роуд-муви о переводчике любовных романов, которого преследует магия чисел».
Лучшими сценаристами телевизионного фильма были названы Олег Маловичко и Дмитрий Иванов за «Метод» режиссера Юрия Быкова. Сериал с Константином Хабенским и Паулиной Андреевой был показан в эфире Первого канала. Сценарий другого проекта этого же канала, криминальной драмы «Однажды в Ростове», получил специальную премию от президента «Слова» Людмилы Кожиновой, киноведа и вдовы драматурга Валентина Черных, в память о котором и была создана награда. Почетный приз, как мы уже писали ранее, достался сценаристу и режиссеру Александру Митте.
Кинокритики — за «Милого Ханса»
Своих фаворитов назвала и российская Гильдия киноведов и кинокритиков, которая с 1998 года вручает премию «Белый слон». Выбор критиков разнообразием не балует. Во всех основных номинациях приз получил Александр Миндадзе. Его фильм «Милый Ханс, дорогой Петр» был назван лучшей картиной 2015 года. Сам Миндадзе получил награду как лучший режиссер и сценарист. «Белым слоном» также отметили оператора Олега Муту и исполнителя главной роли Якоба Диля. Фильм Алексея Федорченко «Ангелы революции» получил только две премии — за работу художника (Федорченко совместно с Артемом Хабибулиным) и лучшую мужскую роль второго плана актера «Коляда-театра» Олега Ягодина, которого критики отметили не только за «Ангелов революции», но и за «Орлеан» Андрея Прошкина. Последний фильм также получил «Белого слона» за лучшую музыку (Мартин Жак и Алексей Айги). В комедии Сигарева отметили только женские актерские работы — Яну Троянову за главную роль и Инну Чурикову за роль второго плана.
Лучшим дебютом назвали «Пионеров-героев» Натальи Кудряшовой, лучшим документальным фильмом — «Событие» Сергея Лозницы. Приз молодых критиков «Голос» достался «Брату Дэяну» Бакура Бакурадзе. Лучшим анимационным фильмом ожидаемо стала работа Константина Бронзита «Мы не можем жить без космоса». Она же, кстати, на этой неделе была отмечена президентской премией за произведение для детей и юношества. Бронзит вместе с продюсерами Сергеем Сельяновым и Александром Боярским получили награду «За вклад в развитие отечественного анимационного кино» и 2,5 млн рублей на троих.
Аниматоры — за «Андрея Хижину»
Тот же «Мы не можем жить без космоса» в прошлом году стал обладателем первой российского анимационной премии, которая называется «Икар». Вручают ее в День российской анимации, 8 апреля. Именно в этот день в 1912 году состоялась премьера первого отечественного мультипликационного фильма «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами» Владислава Старевича.
Лидером по числу номинаций на второго «Икара» стала работа режиссера Алексея Демина «Андрей Хижина и его горе». Рисованный 16-минутный мультфильм рассказывает собственно о рабочем Андрее Хижине, его жене Вареньке и непрошеном госте, от которого у Андрея и начинаются все проблемы в жизни. Мультфильм претендует на «Икар» в восьми номинациях, в числе которых есть и главная.
В ней конкуренцию «Андрею Хижине» составляют мультфильмы «Слон и велосипед» Олеси Щукиной, «Питон и сторож» Антона Дьякова, «Про маму» Дины Великовской и «До любви» Игоря Ковалева. Последняя лента, снятая классиком анимационного кино, режиссером «Следствие ведут колобки» и «Крылья, ноги и хвосты», недавно получила главный приз Российского анимационного фестиваля в Суздале и Международного фестиваля анимации в голландском Утрехте. Ковалев работал над этим 19-минутным мультфильмом, повествующем об одиночестве и разобщенности современных людей, около десяти лет. Производством занималась компания Тимура Бекмамбетова Bazelevs. Летом «До любви» будет представлять Россию на главном фестивале мультипликации во французском Анси.