В этом году все претенденты на «Оскар» оказались в сети еще до того момента, как получили номинации. Чтобы хоть как-то снизить процент пиратства в наградной сезон, киноакадемия заявила о проведении бета-тестирования, которое затронет и голосующих за рубежом. В тестировании принимают участие пять категорий: три короткометражные, документальные фильмы и фильмы на иностранном языке.
Многие гильдии и премии (например, «Эмми») пользуются системой цифровых скринеров. Но в случае с «Оскарами» система пока никак не доберется до AMPAS, поскольку есть некоторые опасения.
В частности, вопрос пиратства цифровые скринеры никак не закрывают, зато могут появиться проблемы технического характера. Этому противятся и сами кинематографисты, на протяжении долгих лет пытавшиеся смириться с тем, что их фильмы киноакадемики смотрят дома, минуя большой экран. Идея перейти на цифру встречает еще больше протеста, поскольку многие опасаются, что кино будут смотреть на планшете или смартфоне. Как тут оценить операторскую работу или работу по сведению звука?
Студии же уверены, что цифра уладит вопрос с пиратством, а заодно снизит расходы. Компании вроде Prime Focus Technologies и Deluxe утверждают, что их системы куда надежнее и защищены от пиратства гораздо лучше DVD-носителей. Киноакадемики в ответ вспоминают недавний глюк системы, которой пользуется Гильдия актеров. Из-за технических проволочек доступ к некоторым фильмам был закрыт на протяжении 48 часов. Потерянные голоса для студий столь же важны, как и бюджеты, вложенные в производство. Терять и голоса, и деньги никому не хочется.
На встречах с конторами, предлагающими перевести киноакадемиков на цифровой показ, студии получают ответ: надежность — 99 %. Один процент их смущает. Но DVD куда менее защищены, однако этой схемой все продолжают пользоваться.
Уровни защиты цифровых копий могут быть достаточно высокими. Например, одна из компаний предлагает высылать два разных электронных письма: одно — с логином, другое — с паролем. Голосующие заходят на сайт, нажимая на обе ссылки, и получают СМС с кодом. Введя его, можно смотреть все фильмы в системе, а компания, в свою очередь, может отслеживать, кто именно смотрит. Более того, любое кино можно выкладывать с ограниченным временем просмотра. Но и тут возникают вопросы: а что если у некоторых киноакадемиков нет мобильных телефонов? Однако AMPAS уже экспериментировала с цифровым голосованием в 2012 году, и сейчас большая часть членов киноакадемии имеет сотовые.
Получив фильм, его можно моментально выложить на сервер, тогда как рассылка DVD занимает от трех до шести недель. Необходимо также потратить время на сведение диска, наложение водяных знаков и изготовление диска. По некоторым данным, стоимость рассылки одного фильма на DVD колеблется от 300 000 до 600 000 долларов.
Как признается один из анонимных студийных чинов, у скринеров на DVD есть один жирный плюс: «Когда я рассылаю диски киноакадемикам, то могу сказать режиссеру, что его фильм находится в руках 6000 человек. А с цифровыми копиями ситуация жестче. Сразу видно, сколько раз просмотрен фильм. И если всего 35 человек увидели картину, то есть ощущение, что я плохо делаю свою работу».