«Женский день», показанный в последний день конкурсных просмотров, оказался социальной драмой, несущейся к финалу с резвостью настоящего триллера. Дебютантка Мария Садовска выросла в семье композитора и певицы, так что творчество у девушки в крови. С 14 лет Мария поет, а уже в 17 она сочинила и поставила свой собственный мюзикл. Садовска продолжает свою музыкальную карьеру, а ради визита в Вологду отменила два концерта. Как поет режиссер «Женского дня», можно послушать, например, ниже. Мария предстает в дуэте с композитором Мишелем Леграном.
Вернемся к фильму. Халина Равдан, кассирша из супермаркета «Бабочка», получила повышение и отмечает его с подругами. Пройдя курсы менеджмента, Халина узнает, что главное слово на букву «п» не «пожалуйста», а «продуктивность», и на алтарь продуктивности брошены все силы сотрудников сети магазинов, торгующих товарами по самым низким ценам. Женщина рада повышению, ведь наконец-то они с дочерью смогут жить отдельно от бодрящейся, но проходящей курс химиотерапии бабушки.
Но уже в первый день работы Халины менеджером выяснится, что коллеги больше не считают ее своей и запросто могут подставить. Вместе с большой зарплатой и новой должностью придет немало проблем. Начальник Халины, похотливый Эрик, сделает ее своей любовницей, постепенно заставляя подписывать незаконные документы и вынуждать продавщиц работать внеурочно без дополнительной оплаты. Несмотря на нехватку рабочих рук в «Бабочке», Эрик требует уволить одну из продавщиц. «Какую выберешь — старую или беременную?» — задает он вопрос обескураженной Халине. Та сохраняет работу беременной сотруднице, но во время переучета ночью у женщины случается выкидыш. Халину вынуждают уволиться по собственному желанию.
Из-за несчастного случая в «Бабочке» Халину никуда не берут на работу. Но постепенно она свыкается с мыслью, что ей нужно бороться с системой, перемоловшей не только ее, но и многих других женщин по всей стране. Она подает в суд на «Бабочку», но корпорация приложит все усилия, вплоть до физических угроз, чтобы Халина не дошла до победного конца. Ей будет трудно, ведь нужно убедить своих бывших коллег приехать в суд для дачи показаний.
В основе картины лежит реальная история Божены Лопацкой, выигравшей в 2004 году процесс против сети супермаркетов «Божья коровка» с компенсацией за неоплаченные сверхурочные часы. Учитывая, что сеть до сих пор жива и процветает, несмотря на проигранные суды, Садовска изменила название супермаркета, но не смогла поставить титр «Фильм основан на реальных событиях». За это концерн может засудить продюсеров фильма.
Главную героиню великолепно сыграла Катажина Квятковска, для которой «Женский день» стал сменой амплуа: раньше актриса играла исключительно в комедиях. Глядя на эту тихую блондинку, трудно представить ее в роли смешной девчонки. «В меня поначалу никто не верил, — рассказала КиноПоиску Катажина. — У меня уже давно сложившаяся репутация смешной актрисы. Доходит до того, что я иду по улице, а люди начинают смеяться, лишь глядя на меня. Конечно, хотелось попробовать себя в другом качестве». Подозреваем, что после «Женского дня» над Квятковской уже не будут смеяться: у комедиантки оказался недюжинный запас драматических талантов.
«Если бы на этом кинофестивале выдавали приз кинокритиков, то я бы присудил его вашему фильму», — сказал после фильма Виктор Матизен, президент Гильдии киноведов и кинокритиков России. Неудивительно, поскольку у дебютантки Садовской уверенное чувство кадра, ритма и сюжета, характерное уже проявившим себя кинематографистам. Халина в ее фильме — персонаж неоднозначный. Она идет на разного рода ухищрения, чтобы не потерять свое место, но при этом режиссеру удается поддерживать симпатию к героине на протяжении всего фильма.
«В польском кинематографе 1970-х социальное кино было очень распространено, — говорит Мария Садовска. — Например, фильмы Анджея Вайды и Агнешки Холланд. Но в последние лет двадцать подобные фильмы почти не снимают. Режиссеры забыли, что нужно почаще смотреть на реальную жизнь и снимать истории о простых и настоящих людях».
«Женщины в нашем кино по большей части показываются как жертвы или же являются частью истории мужчины-протагониста, женами или любовницами, то есть просто приложениями к главному герою. А наша история как раз о женщине, которая отказывается быть жертвой. Она находит в себе силы постоять за себя и за подруг, и таких героинь в польском кино давно не было».
Садовска лично работала над сценарием на протяжении четырех лет. Потрудиться пришлось и исполнительницам ролей в фильме. Репетиции шли два месяца, во время которых актрисы устроились на работу в супермаркеты и учились работать на кассах, в зале, на складах. «Дошло до смешного, — вспоминает Мария. — Одна актриса настолько вжилась в роль, что ей потом долго звонили девочки из магазина, где она работала, с просьбой подменить их. И она выходила на работу!» Квятковска тоже попробовала себя на кассе. Две недели она прилежно выбивала чеки, правда, собирая при этом солидные очереди. «Зато меня никто не узнал!» — гордится актриса.
Сильный феминистский посыл фильма заставил нас поинтересоваться, как обстоят дела с этим движением в Польше. «Кажется, мы обе главные его представительницы, — шутит Садовска. — Но если серьезно, то оно только набирает силу в крупных городах. В глубинке по-прежнему царит патриархат, люди считают слово „феминистка“ ругательным. Думают, мы ненавидим мужчин, не хотим детей, все сплошь и рядом лесбиянки с небритыми подмышками».
Завершая рассказ о фильме, покажем вам клип на песню, записанную Марией Садовской специально для своего дебюта.
Получит ли «Женский день» что-нибудь от жюри VOICES, которое в этом году возглавляет венгерский режиссер Бела Тарр, узнаем уже вечером 9 июля.