«Майор» Юрия Быкова — участник каннской «Недели критики». Главный герой — майор полиции Сергей Соболев (Денис Шведов), который, узнав, что его жена рожает, мчится в больницу, но по пути насмерть сбивает мальчика. Он звонит сослуживцу Коршунову (Юрий Быков), и тот убеждает его скрыть преступление. Схема отработана: матери мальчика дают выпить, потом врачам скорой помощи намекают взять у нее кровь на анализ, ну а показания записывают так, чтобы майор оказался невиновным. Соболев просит Коршунова не выбивать из родителей нужные показания, не применять силу. Но без насилия не обходится, запускается целая цепочка событий, приводящих к огромному количеству жертв. Майор хочет повернуть назад, признать вину, но уже слишком поздно.
«Кино мы снимали про то, что есть „группы по интересам“. И в каждой отдельно взятой группе есть колоссальное чувство любви и ответственности за ближнего. Но нет никакой ответственности за постороннего человека. В чем проблема? Если я лично должен что-то ближнему, которого я не знаю, то институты власти работают, а если я должен что-то только своей семье, детям, друзьям и больше никому, то институты власти перестают работать. Но это моя позиция», — объяснил журналистам Быков на пресс-конференции.
«В ожидании моря» Бахтиера Худойназарова открывал в прошлом году Римский кинофестиваль. Впрочем, на «Кинотавре», по словам создателей картины, зрители увидели другую версию монтажа. Главный герой — рыбак Марат (Егор Бероев), отправляющийся в море и берущий с собой жену. Но неожиданная буря обрушивается на судно, и в живых море оставляет только Марата. Спустя много лет он возвращается в родной поселок, но моря там уже нет. Лишь ржавые корабли стоят посреди соляной пустыни. Марат, уверенный, что море не убило его любимую, а лишь забрало ее на время и еще вернет ее, с упорством сумасшедшего везет 16-тонное судно к горизонту, надеясь на возвращение воды. Вокруг него рассыпана мозаика из персонажей: отчаянно влюбленная в Марата младшая сестра его жены, ее отец, друг и даже местная колдунья. Сам режиссер считает свой фильм притчей о необходимости веры. Марат верит, и море действительно возвращается.
Для съемок в фильме «В ожидании моря» Егор Бероев похудел на 15 килограмм.
Пожалуй, главным событием фестиваля «Кинотавр» стала премьера фильма Александра Велединского по роману Алексея Иванова «Географ глобус пропил». Словно подогревая ажиотаж, по синей ковровой дорожке молниеносно промчался исполнитель главной роли Константин Хабенский, не останавливаясь для фотографий и интервью. Долгожданная экранизация известного романа не разочаровала зрителей. Фильму долго аплодировали и кричали «браво!». Велединскому вместе с Хабенским удалось создать на экране образ обаятельного неудачника, история которого, несмотря на драматизм ситуаций, не раз заставила публику смеяться.
По сюжету Виктор Служкин (Константин Хабенский) не может найти работу и, несмотря на отсутствие педагогического образования, устраивается в школу учителем географии. Его жизнь состоит из бесконечных перепалок с женой (Елена Лядова), общения с любимой дочкой, выпивки, а теперь и из попытки построить отношения с учениками, которые Служкина считают чудаковатым пьяницей. Однако именно дерзкие школьники, уговорившие географа взять их в поход, станут для героя спасением от душного одиночества. А ученица Маша (Анфиса Черных) напомнит, что он способен полюбить.
Фильм серьезно отличается от литературной основы. В частности, исчезла линия с детством Служкина. Однако финал, в котором Служкина выгоняют из школы и он снова оказывается на своем балконе в серой многоэтажке, оставили практически без изменений. «Я был бы нечестен, если бы изменил финал по отношению к книге. Не только перед собой и перед Ивановым, но и перед Служкиным, и перед Чеховым. Только так история и может закончиться — на многоточии», — сказал на пресс-конференции Александр Велединский.
«Он живет своей жизнью. Это попытка сохранения какого-то своего мира в противовес всему остальному. Конечно, он белая ворона. Не хочется быть пафосным, но я тоже, наверное, какая-то белая ворона. На этом мы и сошлись», — объяснил свою связь с главным героем Константин Хабенский. «Мне кажется, образ Служкина архетипичен. Наша страна на 90 % состоит из белых ворон, — добавил Велединский. — И слава Богу».
Продюсер Вадим Горяинов объяснил, что у фильма будет две прокатные версии, отличающиеся по хронометражу. На «Кинотавре» показали полную режиссерскую версию, а вот второй вариант картины, который предложат кинотеатрам, на 15 минут короче. «Все зависит от кинотеатральных сетей, какую версию выберет кинотеатр, — сказал продюсер. — Так что можно будет, скорее всего, увидеть обе версии». «По-моему, это бред, — отреагировал режиссер Велединский. — Они за моей спиной вырезали сцену с пельменями, весь блок с тряпкой, вплоть до того, как он лежит ванной. Вы это видели, и я надеюсь, что зрители тоже увидят». Режиссер дал понять, что считает создание укороченного варианта «подлостью» со стороны продюсеров. В прокат картина должна выйти 17 октября 2013 года.
Церемония вручения наград 24-го открытого российского кинофестиваля «Кинотавр» состоится 9 июня.
Партнерами фестиваля выступают Kia, Perrier и S7.