Самое интересное — это когда из десятков картин вдруг начинает складываться единый узор, эдакое зеркало нашей реальности. Еще более любопытно, когда части этого узора созданы совершенно разными режиссерами, каждый из которых по-своему передал вибрации Вселенной.
Слово «вера» в конкурсных фильмах выделено жирным шрифтом: «Рай: Вера» называется фильм Ульриха Зайдля, Верой (Faith) зовут героиню из «Отвязных каникул», изображение Христа и Богоматери копируют корейские актеры на постере «Пьеты». Последний фильм начинается с изображения церкви, которая расположена от героя через дорогу.
«Мастер» рассказывает историю основателя новой религии и его ученика, который не принимает никакую религию. Кстати, открывал смотр внеконкурсный «Фундаменталист поневоле», главный герой которого проповедует отказ от фундаментализма религиозного и экономического. В каждом фильме, конечно, нет готовых ответов, только поиски веры. Вера помогает своей тезке сбежать из криминальной тусовки, оказывается подменой земной любви. Вера прячется, ее чаще всего нужно найти.
Вера в кинематограф заставляет больного Бернардо Бертолуччи снимать камерную картину «Ты и я». Как режиссер работал над проектом, видно в документальной ленте «Мое электрическое кресло». Постановщик редко появляется на площадке, иногда он лежит в комнате, руководит актерами через ассистентов. «Но я не могу отказаться от кино, я слишком люблю его», — говорит Бертолуччи.
Деньги — еще одна центральная тема. Если бы не деньги, никогда бы не встретились герои «Пьеты», в которой показана ужасающая жизнь бедняков, готовых стать калеками, чтобы отдать долг. Ким Ки Дуку было важно показать, как капитализм разрушает жизни тех, кто работает в маленьких мастерских. Их существование увечно, а веры в лучшее нет. Деньги возбуждают юных и вроде бы славных девочек, отправляющихся на отвязные каникулы. Запах денег для них слаще любого другого. Они готовы целовать купюры и убивать за них, не отдавая себе отчета в том, зачем они вообще нужны.
Юные герои ленты «Что-то в воздухе», наоборот, отрицают власть денег и, будучи еще школьниками, пытаются защитить права рабочих. Власть денег для них не существует. Деньги оказываются слабым утешением, когда унижают твое достоинство, а ты сам забываешь, откуда родом. К такому выводу приходит главный герой «Фундаменталиста поневоле», отказываясь от карьеры финансового консультанта в Нью-Йорке и уезжая в родной Пакистан.
Деньги не могут принести утешения и становятся причиной трагедии в «Это был сын». «Любой ценой» с Заком Эфроном — об алчности и о том, как она влияет на отношения между людьми. В режиссерском дебюте актрисы Хиам Аббасс «Наследие» арабская семья узнает, что глава наделал множество долгов и теперь является банкротом. Герой теряет уважение окружающих, тогда как его собственная сестра навлекает на себя гнев близких, желая выйти замуж за англичанина.
Природный кризис становится причиной нехватки продовольствия и повышения цен, а те вносят раздор в жизнь бельгийской деревеньки в ленте «Пятый сезон». Поля бесплодны, коровы не дают молоко, пчелы гибнут, а фермеры со временем звереют и обвиняют во всем приезжего мужчину и его искалеченного сына.
Новые медиа и то, как они трансформировали современное общество, — это еще одна животрепещущая проблема. «Давай ограбим закусочную. Притворимся, что это видеоигра», — говорят представительницы поколения, выросшего в сети. Внеконкурсный «Связи нет» полностью посвящен тому, как интернет отдаляет людей друг от друга, калечит человека, делает безответственным.
Моментальная слава, которая стала возможна благодаря соцсетям и распространению интернета, рушит жизнь героя «Суперзвезды», зато, к счастью, он приобретает друзей. В той же «Суперзвезде» можно заметить увядание телевидения, которое не поспевает за интернетом и его сиюминутными звездами. Да и нужно ли гнаться?
Впереди еще несколько фильмов, в том числе «Страсть» Брайана де Пальмы, которая, возможно, откроет какие-то новые и еще не поднимавшиеся другими режиссерами вопросы.