9 и 10 сентября в рамках Венецианского кинофестиваля покажут новый фильм Алексея Германа-мл. «Из Токио». Фильм, правда, короткометражный, а покажут его в программе «Горизонты», куда попала еще одна кинолента на русском языке — «Бирмингемский орнамент» режиссера Андрея Сильвестрова и художника Юрия Лейдермана. Однако для тех, кому интересен российский режиссер, нечасто снимающий новые картины, событие уже значительное.
«Из Токио» — десятиминутная картина, действие которой разворачивается в салоне самолета на пути из Токио в Москву. Этим рейсом возвращаются российские спасатели, которые помогали японцам на окраине небольшого города справиться с последствиями землетрясения. Все они на самом деле уже давно оставили опасную профессию, но беда на далеком острове заставляет их вернуться к прошлому и вылететь на помощь.
«Эта история написана за один день. Фильм на самом деле не только о землетрясении в Японии, но и о спасателях-добровольцах из России, которые возвращаются домой из Токио. Нам показалось важным снять историю о благородстве, поступке, милосердии, — рассказал КиноПоиску режиссер. — А у России и Японии такие сложные отношения, такая сложная история, мы настолько в мельчайших бытовых вещах не похожи, что история про соединение этих двух полюсов, история, которая могла бы говорить об общих для нас вещах, сейчас очень к месту. В стране снимается миллион высокобюджетных патриотических блокбастеров, которые на самом деле не нужны и которые не смотрят. Снимаются фильмы вроде „Брата 2“, которые только плодят ксенофобию, и это им мы обязаны всплеском национализма. Должна быть другая сторона, другая логика. И наш фильм об этом».
Съемки проходили недавно, в конце июля — начале августа 2011-го, в аэропорту Пулково под Санкт-Петербургом. Среди занятых актеров — Чулпан Хаматова, Ксения Кутепова, Мераб Нинидзе, Григорий Пак, а также японцы Такэо Исши, Нацуми Ито и Риэко Комукаи. «Актеры из Японии играют в фильме небольшие роли, в главных ролях заняты российские актеры, — пояснил КиноПоиску режиссер. — Некоторое время нам, конечно, потребовалось, чтобы привыкнуть к привычкам японцев, но в целом процесс прошел очень хорошо на эмоциональном уровне, без разрывов».
Цитата из сценария, который к фильму написал сам Алексей Герман-мл.: «Самолет был практически пуст. Длинный ряд пустых кресел тянулся от хвоста почти до самой кабины пилотов. За иллюминаторами была ночь, и из-за облаков почти не было видно землю, лишь иногда где-то далеко внизу возникали очертаниями огней, большие и малые города, дороги, деревни, отчего-то казавшееся сейчас, с этой высоты, странными фосфоресцирующими живыми существами в глубине океана».
«Для нас всех было важно рассказать человеческую историю о людях, способных, отбросив цинизм, совершить поступки, которые наши родители назвали бы благородными, не постеснявшись обманчивой архаичности этого слова. Да и сами герои никогда не произносят подобных высокопарностей. Это фильм о тех, кто, узнав о катастрофе, не переключил телевизор на другой канал, а пошел и купил билет. Фильм о том, что сострадание — это не пустой звук. И поступок всегда поступок», — рассказывает о проекте Алексей Герман-мл.
Программа Венецианского кинофестиваля «Горизонты», в которую включен фильм, посвящена экспериментам и поискам нового языка в кинематографе. Жюри «Горизонтов» возглавляет китайский режиссер и продюсер Цзя Чжанкэ, чей «Натюрморт» пять лет назад получил в Венеции «Золотого льва».
Российские зрители смогут увидеть фильм Германа-мл. в интернете после 15 сентября.
КиноПоиск отправляется на Венецианский фестиваль, откуда будет вести ежедневные репортажи на сайте и в Твиттере.