В российском прокате довольно насыщенный уик-энд. Помимо очевидного фаворита публики (очередная часть хоррор-саги «Пункт назначения»), также стартуют криминальная комедия «Липучка», триллер «Ловушка», мультфильм «Медвежонок Винни и его друзья» и драма «Спящая красавица».
«Пункт назначения 5»
У Сэма Лоутона случается видение о том, как он и люди, находящиеся в автобусе, погибают в катастрофе на мосту. Подняв истерику, герой тем самым спасает группу человек от настоящей катастрофы. Но смерть так просто не собирается отпускать выживших, уготовив для каждого индивидуальную гибель ровно в том порядке, в котором персонажи должны были умереть на злополучном мосту.
Продолжительные хоррор-эпопеи — явление стандартное и вряд ли кого способное удивить. Если саги периода 1930–1960-х даже в самых своих наименее известных проявлениях до сих пор представляют интерес благодаря художественной подаче, то пик потоковой жанровой продукции пришелся на 1980-е. Мастерский «Хэллоуин» Джона Карпентера (вдохновленный итальянскими джалло и канадским «Черным Рождеством» Боба Кларка) породил свои многочисленные сиквелы, а также очевидного эпигона — ленту «Пятница, 13-е», оказавшуюся не менее популярной и продолжительной серией. В 1990-е эти франшизы (как и их коллега «Кошмар на улице Вязов») взглатывали последние вздохи, прежде чем снова возродиться в 2000-е. Одним из первых хоррор-сериалов этого десятилетия стал «Пункт назначения», не настолько прыткий, как открыто брутальная и витиеватая «Пила», зато не менее изобретательный.
Дебютный фильм, снятый активно работавшим над «Секретными материалами» Джеймсом Вонгом, вышел в 2000-м и тогда был прохладно воспринят критиками, но показал адекватные затраченному капиталу коммерческие результаты, что помогло произвести запуск продолжения, располагавшего впечатляющей вступительной сценой, однако в остальном оказавшегося более тусклым, чем предшественник. Примечательно, что именно «Секретные материалы» оказались связующей точкой для создания «Пункта». Текст одного эпизода для данного телесериала писал сценарист Джеффри Реддик, после отказа студии совершивший рокировку и преобразивший свою идею в сюжет отдельного фильма.
Все сегменты «Пункта назначения» проявляют удивительную преемственность, так как строятся ровно по одной схеме, не отступая от нее и во многом снискав себе этим определенную фанатскую базу. Начинается все обычно с безмятежного дружеского выезда — с посадки школьников в самолет в первой части, поездки на авто в сиквеле, похода в парк аттракционов в триквеле и гоночных соревнований в четвертой серии. После случается какая-нибудь достаточно изощренная катастрофа, оказывающаяся на деле видением центрального персонажа, обладающего подобием экстрасенсорных способностей, которые открылись ему именно в текущий момент. Далее герои поднимают панику, избегают смерти, но Костлявая вынуждена теперь истреблять выживших поодиночке и с большей тактикой, подстраивая настолько виртуозные несчастные случаи, что именно их созерцание и является главной приманкой в отношении франшизы. Каждый эпизод убийства всегда последователен, располагает внятным саспенсом и предельно детален (вплоть до какой-то садистской подробности). Именно подобные сцены и являются неотъемлемым элементом этого хоррор-аттракциона, раз за разом привлекающим к нему зрителей. Причем всякая лента серии не изобилует звездами, оставляя единственным постоянным участником почти всех фильмов (кроме предыдущего) только демонического Тони Тодда.
Четвертая картина впервые апробировала для саги трехмерный формат, как нельзя кстати сыгравший в пользу роста популярности франшизы. В результате сборы ленты стали самыми значительными в статистике, однако реакция критиков и публики была более прохладной. Основное отличие пятого фильма — в смене капитана: до того «Пунктом» занимались два режиссера, Джеймс Вонг и Дэвид Р. Эллис, теперь же их сменил протеже Джеймса Кэмерона Стивен Куэйл, однако суть осталась прежней.
«Неожиданное вливание энергии и черного юмора реанимирует эту хоррор-франшизу», — Брюс Дионс, New Yorker.
«С начальных титров до последнего убийства фильм демонстрирует отличное использование 3D», — Ричард Роупер, Richard Roeper.
«Это все отличное развлечение», — Мейер Ниссим, Digital Spy.
«Сценарий и актерская игра соответствуют требованиям жанра — полностью выветриваются из головы», — Джон ДеФор, Washington Post.
«Дешевые острые ощущения быстро стираются, а остаются ужасная актерская игра, слабый сценарий и неумелая режиссура», — Питер Трэверс, Rolling Stone.
«Очень дурашливый, с запутанной и нелепой серией событий и действий, приводящих к смерти каждого персонажа, что дает аудитории определенный повод для смеха», — Уилли Вафл, WaffleMovies.com.
«Тот же сюжет, что в первых четырех версиях, но на этот раз с более изобретательными способами убийств и необходимой долей юмора», — Джейки К. Купер, jackiekcooper.com.
«Поклонники данной франшизы точно знают, чего ожидать, а фильм предоставляет им все это с умом и талантом», — Питер Брэдшо, Guardian.
«Я абсолютно искренне считаю, что новый фильм получился очень мощным, он точно понравится фанатам. С сиквелами всегда трудно, потому что у тебя уже есть устоявшаяся формула. Но на этот раз авторы смогли развить мифологию сериала очень интересным образом. И фильм получился очень напряженным и страшным. Но в то же время забавным. Они нашли хороший баланс», — рассказал в интервью КиноПоиску создатель саги Джеффри Реддик.
«Ловушка»
Медсестра Джульетт (Хилари Суонк) после развода переезжает из шумной квартиры, где обмениваются ругательствами соседи, в роскошное обиталище в другом районе, владелец которого в общем-то приятный мужчина (Джеффри Дин Морган), живущий в доме со своим дедом (сэр Кристофер Ли). Вроде бы все хорошо, приемлемая цена за такое жилье, да только что-то в квартире явно не так, особенно странности проявляются ночью, когда в отсветах и отзвуках Джульетт видятся очертания чьей-то фигуры.
Британская студия Hammer была создана еще в 1930-х годах и производила жанровое кино среднего класса, в основном триллеры. Популярность к конторе приходит в середине 1950-х годов, когда вектор выпускаемой продукции смещается на барочные хорроры, представлявшие собой переосмысления юниверсаловских серий о Дракуле или Франкенштейне. Среди других затронутых тем: оккультные ужасы, раздвоение личности, безумные религиозные фанатики и различные готические ужасы. Хаммеровские фильмы того периода были идеальными жанровыми образчиками — красивыми, интересными, невыразимо стильными (хотя и часто наивными). Их внутреннее изящество было настолько сильным, что несовершенства легко прощались, а главные звезды студии Кристофер Ли и Питер Кушинг стали иконическими фигурами. В 1970-х хоррор-фабрика стала увядать, будучи не в силах подстроиться под новые стандарты фильмов ужасов, в результате чего к концу десятилетия полнометражное производство на студии было свернуто, оставив свободное место для сериалов.
Возрождение легендарного бренда произошло уже в 2000-х, когда Hammer Film Productions сменила владельцев и представила достаточно средний вампирский интернет-сериал Beyond the Rave, в котором продолжительность каждого сегмента едва превышала несколько минут. В полном метре компания выступила удачнее, купив права на ремейк шведского артхаусного хита «Впусти меня», для новой версии снимавшегося в США. Еще одна версия романа Томаса Альфредсона не собрала большую кассу, зато понравилась критикам и лично Стивену Кингу. Вдобавок такой выпад был более солидным, чем пресные интернет-новеллы. Сейчас на студии вовсю ведется работа над ремейком «Женщины в черном» Герберта Уайза — эталонного британского хоррора о юристе, приехавшем в отдаленный городок, чтобы разобраться с бумагами покойной клиентки, но обнаружившем, что местная глухомань хранит жуткие секреты.
Между этими проектами «хаммеры» выпустили в прокат фильм «Ловушка», наследующий некоторым их старым работам и в то же время похожий на ту категорию камерных триллеров, что были чрезвычайно востребованы в 1990-х годах — в их числе «Щепка», «Рискуя жизнью» или «Четвертый этаж». Режиссурой «Ловушки» занимался финн Антти Джокинен, операторскую работу принял на себя Гильермо Наварро, раньше отвечавший за картинку в фильмах Роберта Родригеса и Гильермо Дель Торо — пожаловаться на визуальный ряд ленты действительно тяжело. Критики, тем не менее, отнеслись к киноработе равнодушно.
«Выдающимся фильм не назовешь, но если вы ищете острых пятничных ощущений, то „Ловушка“ с этим справится», — Кэтрин Брэй, Film4.
«Такой плохой, что уже хороший», — Эмма Патерсон, Little White Lies.
«Банальный, да, но развлекающий», — Кен МакЛнтайр, Total Film.
«Эффектный крепкий триллер», — Тим Эванс, Sky Movies.
«Медвежонок Винни и его друзья»
Винни-Пух просыпается утром, но обнаруживает отсутствие меда в доме. В то же время ослик Иа (он же теперь Ушастик) теряет хвост, а наградой за его обнаружение собрание жителей леса как раз постановляет назначить любимое лакомство медведя. Вдобавок Кристофер Робин отправляется на учебу, а звери находят записку из которой заключают, что мальчика похитил некто по имени Щасвирнусь (в новой версии — Яскорра).
За последние лет десять голливудские полнометражные мультфильмы, посвященные Винни-Пуху (не считая телевизионные), выходили с самой частой периодичностью в истории этого бренда, демонстрируя умеренные сборы, но в целом оставаясь забавным и очаровательным детским развлечением. До того главной (и единственной) широкоэкранной лентой о похождениях плюшевого медведя были «Новые приключения Винни-Пуха» 1977 года — ныне диснеевская классика, где проза Милна развертывалась перед зрителями в виде переворачивающихся книжных иллюстраций. До того Винни (как и все другие подобные герои — от Багза Банни до Бэтмена) представал на киноэкране лишь в виде короткометражек — своеобразного аперитива перед основным фильмом.
«Медвежонок Винни и его друзья» является одновременно и новой главой истории, и попыткой ее донесения до новых, совсем юных зрителей. Особую ценность проекту придает именно традиционная анимация, по причине засилья компьютерных мультфильмов ставшая практически реликтом и рискованным предприятием (благодаря чему другой двухмерный диснеевский проект «Принцесса и лягушка» оказался фактически событием). Критики к новому «Винни» отнеслись с большим энтузиазмом, только на слабых прокатных результатах ленты это не отразилось.
«Замечательный маленький и трогательный фильм», — Боб Гримм, Tucson Weekly.
«Милое детское развлечение с очаровательными песнями», — Джим Лейн, Sacramento News & Review.
«Я понятия не имел, как много Винни-Пух значит для меня, пока не посмотрел этот фильм», — Грей Дрейк, Movies.com.
«Это и правда старый добрый Пух, нечего бояться. Никаких добавленных космических роботов или серийных убийц», — Том Лонг, Detroit News.
«Неважно, что фильм только для детей. Когда он делает свою работу правильно, все, кто его смотрит, становятся детьми», — Эрик Ди Снайдер, Film.com.
«Милый, приятно традиционный», — Том Руссо, Boston Globe.
«Приятно видеть, что Disney хочет показать малышам магию похода в кино как семейного досуга такой теплой и нежной историей», — Роджер Мур, Orlando Sentinel.
«Маленькие дети будут в восторге, в то время как родители, пока они не проверяют свои сотовые телефоны, будут благодарны за вдумчиво краткую продолжительность», — Тод Маккарти, Hollywood Reporter.
«Спящая красавица»
Пассивная и меланхоличная Люси решается на довольно нестандартный шаг, записавшись на работу в закрытый частный клуб, где ей предстоит стать буквально спящей красавицей. Перед каждым сеансом героиню будут погружать при помощи наркотика в сон, во время которого клиенты могут делать с ней все, что придет в голову, кроме как раз плотских утех.
Сценарий к «Спящей красавице» несколько лет назад был в списке лучших нереализованных кинотекстов. Поставить его выпало австралийской новеллистке Джулии Ли, а первоначально на главную роль была выбрана Мия Васиковска. В итоге образ ушел к Эмили Браунинг, играющей в кино с юных лет, но не так давно блеснувшей в масштабном «Запрещенном приеме» Зака Снайдера, не окупившемся, зато понаделавшем немало шума. «Спящая красавица» демонстрировалась в рамках Каннского смотра, где была признана одним из самых противоречивых проектов фестиваля, разделившим лагерь критиков на восхитившихся увиденным и яростных противников фильма.
«Нет сомнений в серьезности картины, и в то же время она часто очень впечатляюща, как и холодна и отстраненна», — Дэвид Стрэттон, At the Movies.
«„Спящая красавица“ в каком-то смысле выдающееся кино, чрезвычайно богатое, сложное и дающее большую пищу для размышлений», — Си Джи Джонсон, ABC Radio.
«Поразительно сбалансированная современная сказка, странная смесь Джейн Кэмпион и Ларса фон Триера, которая щекочет нервы, удивляет и захватывает в равной мере», — Сухдев Санду, Daily Telegraph.
«В традиционном понимании моя героиня в „Запрещенном приеме“ по определению больше близка к жертве, хоть и пытается показать свой боевой дух, но героиня в „Спящей красавице“ немного не вписывается в этот концепт, потому что даже если ей и причиняют боль, то эта боль оказывается для нее чем-то желанным — каким-то извращенным восхищением темной стороной человеческой сущности. В общем, Люси не жертва — скорее, исследователь», — поведала в беседе с КиноПоиском актриса Эмили Браунинг, исполнившая главную роль в картине.
«Липучка»
Трипп (Патрик Демпси) заходит в банк, где знакомится с девушкой-кассиром Кэйтли (Эшли Джадд). Внезапно в учреждение врываются две банды грабителей, явно не совсем понимающих, что у них появились конкуренты. Трипп решает организовать взаимодействие двух группировок (чтобы они ненароком не убили никого из заложников) и попутно произвести впечатление на новую знакомую.
Хотя картина имеет крайне скромный прокатный путь в США (тираж — две копии, собравшие всего чуть более тысячи долларов), «Липучка» — проект, за которым стоят не последние люди. Кроме сейчас весьма популярного молодежного идола 1980-х Патрика Демпси и звезды «Двойного просчета» Эшли Джадд, фильмом занимался режиссер Роб Минкофф, коего не все помнят по имени, но чьи работы прекрасно знают. Он ставил когда-то невыразимо прогремевшего в прокате «Короля-льва», после сосредоточившись на традиционном игровом кино, однако совсем анимацию не отбросив, как, например, в картинах серии «Стюарт Литтл», где центральный герой был полностью создан на компьютере. «Литтл» был достаточно успешен, став одной из главных лент в карьерах своих актеров — переживавшей череду провалов Джина Дэвис, тогда еще не настолько популярного Хью Лори и, к несчастью, пораженного болезнью Паркинсона Майкла Дж. Фокса. Сиквел истории о добродушном мышонке вышел похуже, как и не особо удачным оказался «Особняк с привидениями», несмотря на приемлемые сборы, пополнивший ряд не самых удачных картин с участием Эдди Мерфи. В последний раз Минкофф брался за американо-китайскую копродукцию «Запретное царство», выступившую по всем фронтам средне, но все-таки достаточно нестыдно. «Липучка» же — это первый в карьере режиссера криминальный фильм, пусть и не лишенный немалой доли иронии, тем более что отвечали за написание текста к нему Джон Лукас и Скотт Мур, известные публике по работе над «Мальчишником в Вегасе».
«Мешанина от начала до конца, но веселья эта криминальная комедия Роба Минкоффа не лишена», — Элизабет Уайтцман, New York Daily News.
«Не особо сильная попытка снять комедию об ограблении, но похожие мы и так видели много раз», — Эдвард Дуглас, ComingSoon.net.
«Может быть, исполнение не на высоте, слишком грубоват сценарий, который, похоже, очень хочет быть стильной и закрученной черной комедией, но кино не лишено легкомысленного шарма», — Кристофер Кэмпбелл, Cinematical.
На следующей неделе в российском прокате стартуют фильмы «Джейн Эйр», «Хочу как ты», «Аполлон 18», «Челюсти 3D», «Субмарина» и другие ленты.