Фестиваль «Окно в Европу» близок к своему завершению. В числе новых премьер — «Чужая мать» сценариста обоих «Бумеров» Дениса Родимина, впечатляющий «Дом» Олега Погодина, «Око за око» кинопатриарха Геннадия Полоки.
В основном конкурсе смотра была показана «Чужая мать» Дениса Родимина. Режиссер ленты давно известен как сценарист — чуть менее в сериалах (он писал тексты к «Мужской работе 2» и «Ландышу серебристому»), и чуть больше в кино, ведь среди его творений оба «Бумера», «Никто не знает про секс» и будущий «Духлесс». Режиссерский дебют Родимина состоялся в 2008 году с телевизионным проектом «Бес». Новая картина постановщика «Чужая мать» — это достаточно серьезное и жесткое кино о русской женщине, принявшей мусульманство и отправившейся в Москву на поиски исчезнувшей дочери. Работа показывает, что Денис окончательно вырос из прославившей его бандитской романтики, что он и подтвердил во время интервью КиноПоиску, сказав, что «Бумера 3» от него ждать не надо, это время прошло.
А три года назад на российские экраны выходил непривычно для нашего кино яркий и смешной, но коммерчески провальный боевик «Непобедимый» Олега Погодина. Насчет кассового успеха его новой работы «Дом» пока сложно делать какие-то точные прогнозы, но в художественном плане это, как стало ясно на фестивальной премьере, определенно событие.
Киноэрудитам сюжет может отдаленно напомнить фильм Пьера Гранье-Дефера «Тайна фермы Мессе», когда-то шедший в советском прокате и до сих пор появляющийся в телеэфире. В большом доме в степи живет семья Шамановых, придерживающаяся семейных традиций и патриархального уклада. Среди детей главы семьи — Богдана Ступки — не просто люди даже, а настоящие собирательные образы. Тут и мающаяся неизвестно от чего интеллигенция, мучающаяся от импотенции и душевного томления, и словно застывший в 80-х афганец», и простой, как ящик, потенциальный браток, и совсем молодой парень, мечтающий сбежать на большую землю, и дочь, удачно вышедшая замуж за столичную телезвезду.
Аккурат к столетнему юбилею деда, тоже здравствующего, хотя и превратившегося в овощ, в дом приезжает старший сын, давно ставший в столице криминальным авторитетом по кличке Шаман (Сергей Гармаш), а по внешнему виду и манерам как будто прошедший стажировку не на зоне, а у итальянцев в Чикаго. Но долгожданное прибытие родственника не вызвано какими-то сентиментальными порывами — он скрывается от профессиональных убийц. Те скоро нагрянут и не будут щадить никого, а пока в доме разыгрывается почти притчевая драма, где выясняется, что все члены семьи уже давно не могут жить друг с другом.
Главные достоинство картины — очень продуманный сценарий, где почти ни одна фраза и ни одно действие не повисают в воздухе, а также сыгравшийся ансамбль актеров, среди которых по количеству экранного времени сложно даже выделить главную роль. Если картина пройдет проверку зрителем, можно будет сказать, что российское кино обрело свою главную семейно-гангстерскую сагу.
В свою очередь новой работой — «Око за око» — разразился после длительного творческого молчания 80-летний режиссер Геннадий Полока, автор «Республики ШКИД» и «Интервенции». Он всегда, можно сказать, тяготел к киноисториям послереволюционной России, показывая, что и за полвека, и за век многое важное у нас так и не изменилось. Вот и теперь рассказал непростую историю царского генерала Адамова, во время Гражданской войны успевшего оказаться в стане обеих армий — у красноармейцев и белогвардейцев. И на его судьбе лежит трагическая печать.
Также в конкурсе были показаны «Калачи» Нурбека Эгена — лента о старинной казачьей семье, где служение в армии считается делом чести. А среди сегодняшних премьер — «Охотник» Бакура Бакурадзе, когда-то завоевавшего главный приз «Кинотавра» за «Шультес», но в случае с новой работой ограничившегося лишь номинацией.
Кроме того, будет показана полюбившаяся критикам забавная и умная лента Дуни Смирновой «Два дня», в центре которой чиновник (Федор Бондарчук), приезжающий в глухую провинцию и находящий там любовь в лице местной музейной смотрительницы (Ксения Раппопорт).
Теме Великой Отечественной войны посвящена другая премьера — «Четыре дня в мае» Ахима фон Борриса. Главные роли в этой картине исполнили Алексей Гуськов и Андрей Мерзликин.
Также смотрите сейчас новый выпуск видеодневника фестиваля, где о своих творениях рассказывают сами создатели — как на пресс-конференциях, так и за их пределами. Напоминаем, что видеодневники посвящены предыдущему дню фестиваля, поэтому среди героев этого выпуска — «Борис Годунов», «Рейдер» и «Око за око».