В американском прокате сталкиваются друг с другом крупномасштабный научно-фантастический эпик «Восстание планеты обезьян» Руперта Уайатта и комедия автора «Незваных гостей» Дэвида Добкина «Хочу как ты». Среди ограниченных релизов выходит «Холодная рыба» японского режиссера и поэта Сиона Соно.
«Восстание планеты обезьян»
Будущее. Крупная фармацевтическая компания, где работает молодой, но старательный ученый Уилл Родман (Джеймс Франко), проводит исследования экспериментального лекарства от синдрома Альцгеймера. Препарат для Уилла — предмет особой необходимости: болезнь поразила мозг его отца-пианиста (Джон Литгоу), проводящего время под присмотром нянек и уже неспособного наиграть на инструменте даже простую мелодию. Эксперименты проводятся на обезьянах, определенный успех во время испытания на одной из которых все равно оборачивается провалом. Начальство решает усыпить всех приматов, но одного, совсем малыша, вобравшего в себя лекарство с кровью матери, Уилл забирает домой и растит годы. Самец (обработанный на компьютере Энди Серкис), названный Цезарем в честь трагедии Шекспира, умнеет день ото дня, только ситуация выстраивается таким образом, что, воспитывавшийся человеком, он постепенно обретет ненависть к людям и поведет за собой восстание обезьян, грозящее приобрести самые страшные масштабы.
Вряд ли когда-то можно было рассчитывать, что успех экранизации сатирического антиутопического романа француза Пьера Буля (до того прославившегося книгой «Мост через реку Квай», взятой за основу для канонического фильма Дэвида Лина, выигравшего семь премий «Оскар») положит начало крупной научно-фантастической франшизе, чья история тянется уже сорок с лишним лет. Для режиссера Франклина Дж. Шаффнера «Планета» стала первой его крупной постановкой и составной деталью того своеобразного творческого трезубца, куда позже вошли ленты «Паттон» и «Мотылек», втроем застолбившие для режиссера место в истории. Главные герои картины 1968 года — команда космического челнока — терялись в космосе и приземлялись на неизвестную планету, где люди фактически деградировали, а всем заправляют обезьяны. После всех перипетий (вряд ли это будет сюрпризом для зрителей, хотя бы приблизительно знакомых с фабулой «Восстания») выясняется, что территория, на которой оказались герои, не что иное, как Земля будущего, разрушенная и полностью оккупированная приматами.
«Планета обезьян» породила еще несколько сиквелов, выходивших на протяжении 1970-х годов. Фильмы были по большей части бесхитростные, но забавные и техничные, учитывая, что снимали их достаточно крупные профессионалы вроде Теда Поста и Дж. Ли Томпсона. Последний ставил и «Завоевание планеты обезьян», во многом послужившее источником вдохновения для картины Руперта Уайатта. Каждый сегмент саги приносил внушительные сборы при минимальных затратах, причем успех сопровождал и последнюю ленту серии — «Битву за планету обезьян», собравшую более 8 миллионов долларов при крошечном бюджете в 1,8 миллиона.
В 2001 году франшиза была реанимирована Тимом Бертоном, но несколько неудачно: сборы в 300 миллионов долларов не скрасили прохладные рецензии критиков и низкие зрительские рейтинги, фактически обозначив первый творческий провал в карьере постановщика. Лента Бертона вышла достаточно прямолинейно трактующей оригинальный материал и не предлагающей ничего взамен. Удачно на общем фоне выглядела концовка, забавно коррелирующая с заключительной частью шаффнеровского фильма, избранные моменты которого стали каноническими и широко цитируются во многих известных проектах — от творений Кевина Смита до «Симпсонов».
Работа над «Восстанием» началась несколько лет назад, а британец Руперт Уайатт, известный по публике по неплохому тюремному триллеру «Побег из тюрьмы», был одним из первых кандидатов на должность постановщика. Тем самым продюсеры будто продолжили традицию старых историй из этой художественной микровселенной: автор первого фильма Франклин Дж. Шаффнер впоследствии перерос в достаточно яркую творческую единицу, поставив свои лучшие фильмы, ставшие голливудской классикой, в то время как сиквелами занимались режиссеры, снискавшие в Голливуде чисто ремесленническую репутацию (но в случае с до сих пор не до конца оцененным по достоинству Дж. Ли Томпсоном это, конечно, было ошибочным впечатлением, хоть тогда постановщик действительно часто занимался поденной киноработой). Так и новую «Планету обезьян» снимал автор более-менее самостоятельный (Бертон), а для последующего «Восстания» студийные боссы наняли, скорее, умелого ремесленника. Впрочем, как и для Шаффнера, Уайатту «обезьянья» сага явно сыграет на руку и откроет доступ к новым проектам, поскольку критический рейтинг ее немал, а первые сборы говорят об однозначной удаче.
«Редкий летний фильм, у которого в активе мозги и эмоции в дополнение к зрелищу», — Джейсон Зингейл, Bullz-Eye.com.
«Не обычный деньгосрубающий блокбастер», — Мэтт Сингер, IFC.com.
«„Обезьяний“ вариант перезагруженного „Звездного пути“. И да, фильм хорош», — Скотт Уайнберг, FEARnet.
«Один из самых грамотных научно-фантастических фильмов последнего времени», — Джонатан В. Хикман, Daily Film Fix.
«Единственная действительно хорошая „Планета обезьян“ — это оригинал 1968 года с Чарлтоном Хестоном, я всегда удивлялся, почему киношники не могут просто оставить ее в покое», — Питер Рейнер, Christian Science Monitor.
«Я знаю первый фильм „Планета обезьян“, как, наверное, и большинство зрителей, гораздо лучше, чем остальные. Я посмотрел его довольно рано и помню, что он для меня был куда интересней, чем „Звездные войны“. Сиквелы я смотрел значительно позже, уже когда жил в Нью-Йорке. У меня не было работы, так что я мог себе позволить смотреть кино весь день напролет. Я помню, что посмотрел все сиквелы в один субботний вечер. Не могу сказать, что я был в восторге от них. Но замечательно то, что в мифологии такой обширной серии всегда есть темы, которые могут быть развернуты в разных фильмах, что и произошло в сиквелах „Планеты“. Самый сильный из них, по-моему, „Завоевание планеты обезьян“ — с точки зрения того, что он олицетворял. Как только я включился в работу над „Восстанием“, то снова вернулся к предыдущим фильмам и посмотрел их все, но не для того, чтобы взглянуть на них с точки зрения стилистики, а скорее, для того, чтобы понять, как они планировали сюжетные линии каждого персонажа», — поведал в интервью КиноПоиску постановщик картины Руперт Уайатт.
«Хочу как ты»
Два друга — Митч (Райан Рейнольдс) и Дэйв (Джейсон Бейтман) — представляют собой две противоположности. У первого холостяцкая жизнь и постоянно новые подруги, второй работает в офисе и вместе с женой растит детей. Каждый подсознательно стремится к образу жизни друга: Митчу хочется степенности и семьи, а Дэйву — разгула. В один прекрасный день они меняются телами и понимают, что нужно быть осторожнее со своими желаниями.
Дебютом режиссера Дэвида Добкина была витиеватая независимая комедия «Мишени». После постановщик обратился к более прямолинейным формам. Так, в 2003 он ставил сиквел комедии с Джеки Чаном и Оуэном Уилсоном «Шанхайский полдень» — «Шанхайские рыцари», забавный и простоватый. Вдобавок, как и предшественник, не ставший хитом и сильно проигравший в коммерческом плане другому проекту Джеки Чана — фильму «Час пик». Успех к Добкину пришел с лентой «Незваные гости». История о друзьях, без приглашения посещающих чужие свадьбы и без всяких затей там столующихся, чем наживающих себе некоторые проблемы, неожиданно для всех стала одним из главных хитов того сезона, собрав в США более двух сотен миллионов долларов. Если при помощи «Шанхайских рыцарей» сотрудничество с Оуэном Уилсоном для Дэвида Добкина перетекло в «Незваных гостей», то с другой звездой уже этого проекта, Винсом Воном, режиссер работал на комедии «Фред Клаус, брат Санты», отметившейся достаточно низкими показателями сборов и негативной реакцией критиков.
«Хочу как ты» изначально вызывал интерес своей сценарной группой — это Джон Лукас и Скотт Мур, работающие дуэтом уже не первый год и вместе писавшие тексты для комедий Сета Гордона («Четыре рождества»), Марка Уотерса («Призраки бывших подружек»), а также придумавшие «Мальчишник в Вегасе» Тодда Филлипса — одну из важнейших комедий последнего времени, попавшую в десятку самых кассовых фильмов 2009-го и во многом задавшую нынешний юмористический тон в Голливуде (что особенно подтвердилось сиквелом, несмотря на более прохладный прием зрителей и обозревателей, превзошедшим коммерческие показатели оригинала). Только «Хочу как ты» у американских критиков пока не на особом счету, да и первые сборы оставляют желать лучшего.
«Есть свои моменты, но можете дождаться выхода DVD, чтобы их увидеть», — Скотт Нэш, Three Movie Buffs.
«„Хочу как ты“ небрежен на любом уровне», — Крис Хьюит, St. Paul Pioneer Press.
.
«„Чумовая пятница“, но только с мужиками. Лучше фильм это не делает», — Уилли Вафл, WaffleMovies.com.
«Холодная рыба»
Владелец магазина по продаже экзотических рыб мнительный Шамото живет с привлекательной женой и несносной дочкой. Последнюю ловят на воровстве. Этот случай позволяет Шамото познакомиться со своим более удачливым конкурентом, чей бизнес полон жутких тайн.
Японский поэт-авангардист Сион Соно давно плодотворно занимается кинематографом (а также смешивает обе свои страсти в одно целое), добившись того, что за пределами родной Японии его чаще воспринимают именно в качестве постановщика, духовно близкого к различным «азиатским экстримам» и прочим маргинальным течениям. Самым признанным фильмом Соно у критиков стала крайне нестандартная молодежно-религиозная драма «Откровение любви» (особенно выбивался из всевозможных стандартов ее хронометраж, превышающий четыре часа экранного времени), однако режиссер обращался к высказываниям куда более жесткого характера («Наращивание волос»), которым духовно наследует и его последняя работа «Холодная рыба», снятая при помощи легендарной студии Nikkatsu и выпущенная под эгидой ее дочерней компании Sushi Typhoon, чья специализация сосредоточена на малобюджетном жанровом кино.
«Забавный и душераздирающий», — Билл Гайброн, Filmcritic.com.
«„Холодная рыба“ — искусное, напряженное и порой отталкивающее кино. Его заслуга в упорном желании обладать всеми этими качествами», — Майк МакГрэнахан.
На следующей неделе в США стартуют ленты «Пункт назначения 5», «Успеть за 30 минут», «Прислуга» и т.д.