Ожидавшийся с огромным интересом старт одного из главных блокбастеров года прошел в Северной Америке с достойной, но отнюдь не выдающейся кассой. Существенно уступив своим предшественникам на американских экранах, четвертая часть «Пиратов Карибского моря» отыгралась, установив ряд рекордов в международном прокате.
С самого начала студия Disney поставила планку успеха четвертым «Пиратам» на уровне стомиллионной отметки, но в итоге картине пришлось удовлетвориться лишь лучшим стартом текущего года. Собрав 90,2 млн долларов в 4155 кинотеатрах (21 697 долларов с площадки) «Странные берега» не без труда смогли опередить «Форсаж 5», но порядком уступили двум предыдущим частям пиратской франшизы.
Стоит напомнить здесь, что второй фильм в июле 2006 года добыл 135,5 млн долларов в дебютный уик-энд, а третий в мае 2007 года освоил 114,7 млн долларов без учета первых показов поздно вечером в четверг. С учетом инфляции это будет примерно равносильно 163 и 131 миллионам долларов на текущий момент. Оставив за бортом двух ключевых героев первой трилогии, франшиза решила все же отправиться в новое плавание в модном трехмерном формате и с более скромными задачами. Последнее, по крайней мере, касалось американского проката.
После полюбившегося зрителям оригинального фильма реакция критиков и аудитории на сиквелы была уже не столь однозначна. Особенно это касалось третьей части, когда после великолепного результата второй американские сборы резко пошли на спад, сократившись с 423 до 309 миллионов долларов. Поскольку международная выручка оставалась по-прежнему очень высокой, сколько-нибудь серьезного беспокойства тогда это не вызывало.
Без особой изюминки в сюжете и каких-либо сильно запоминающихся по рекламным роликам спецэффектов для большинства американских зрителей четвертый фильм выглядел просто еще одним совершенно на этот раз рядовым «пиратским »сиквелом с любимцем публики Джонни Деппом. Для того чтобы показать достаточно солидный результат, этого оказалось достаточным, а на большее запала не хватило. С поправкой на более дорогие билеты в 3D-формате получается, что «Странные берега» сохранили чуть больше 60 % аудитории «Края света» и примерно половину «Сундука мертвеца».
В значительной степени сюрпризом стало то, что трехмерные экраны в 2747 заведениях не смогли дать даже половины кассы уик-энда. Столь низкое соотношение 3D- и 2D-форматов по большому счету встречается впервые за последнее время. Даже разгромленные всеми подряд за низкое качество конверсии «Битва титанов» и «Повелитель стихий» получили соответственно 52 и 54 % своей дебютной выручки с трехмерных экранов.
В качестве некоторого позитива можно отметить, что произошедшее снижение выручки получилось не таким большим, как у вышедшего в этот же уик-энд год назад четвертого «Шрэка». Тогда тоже перебравшийся в трехмерный формат мультфильм смог собрать лишь 70,8 млн долларов за уик-энд при старте в 4359 кинотеатрах. Даже в отрыве от рекордной международной кассы, речь о которой пойдет впереди, ни малейшего разочарования в стане студии не ощущалось.
«Я думаю, Роб Маршалл, вне всякого сомнения, создал потрясающий фильм, и когда вы объединяете Джерри Брукхаймера и Джонни Деппа — это просто бомба», — заявил руководитель дистрибуции Чак Виан. «Что касается меня, я никогда не смогу назвать 90 миллионов неудачным стартом. Исследования аудитории указывали именно на эту цифру, но все старались выжать большее, чем они сулили нам. К тому же, нет никаких сомнений в том, что все более и более важным становится международный прокат», — продолжил он. При посредственной критике фильм получил оценку B+ по опросам CinemaScore, 54 % зрителей на сеансах принадлежали к мужскому полу, и 54 % были старше 25 лет.
Первые премьеры на международной арене стартовали в среду, после чего сразу же стало очевидно, что четвертая часть идет ничуть не хуже своих предшественников. Более того, за счет колоссального роста выручки в таких поднявшихся за последние несколько лет кинорынках, как Россия и Китай, фильм мог рассчитывать даже на большее. Когда же пришло время подводить предварительные итоги, выяснилось, что «Странные берега» заработали невероятную сумму в 260,4 млн долларов в 18 210 кинозалах по всей планете. Таким образом, четвертым «Пиратам» удалось превзойти результат «Принца-полукровки» (236 млн долларов) и установить новый рекорд международных сборов за уик-энд. Результат «Края света» четырехлетней давности (216 млн долларов) был улучшен сразу на 20 %. Наибольший вклад среди всех международных территорий сделала Россия с 31,4 млн долларов, где также пали все мыслимые и немыслимые рекорды.
Одновременно со студией Disney о своих успехах отрапортовала IMAX Filmed Entertainment. По предварительным данным четвертые «Пираты Карибского моря» установили новый рекорд формата, заработав 16,7 млн долларов глобальной выручки за дебютный уик-энд. В Северной Америке фильм вышел в прокат в рекордных 256 кинозалах IMAX.
В свете относительно заурядного старта «Пиратов» главными героями уик-энда были признаны два других фильма. Одним из них стала комедия «Девичник в Вегасе», потерявшая во второй уик-энд лишь пятую часть своей дебютной выручки. При этом 32-миллионная картина держится даже лучше таких самых стойких летних кассовых хитов, как «Незваные гости» (падение на 24,3 % во второй уик-энд) и «Мальчишник в Вегасе» (падение на 27,1 %).
С кассой второго уик-энда в 20,9 млн долларов и 59,3 млн после 10 дней проката покорение стомиллионного рубежа остается лишь делом времени. Добившийся сенсационного успеха проект идет на результат не менее 120–130 миллионов долларов по итогам американского кинопроката, а студия Universal Pictures в свою очередь получит третий стомиллионный релиз за последние два месяца.
Лишившийся большей части трехмерных экранов и почти всех кинозалов IMAX «Тор» потерял 55 % своей выручки, заняв третье место с 15,5 млн долларов в третий прокатный уик-энд. Общая касса составляет 145,4 млн долларов в американском прокате, 247 млн в международном и 392,4 млн во всем мире.
Несколько меньшими потерями отделался «Форсаж 5», заработавший 10,6 млн долларов после падения на 48 %. Кассовый хит постепенно приближается к престижному 200-миллионному рубежу, от которого сейчас его отделяет всего лишь 13,8 млн долларов (186,2 млн после четырех недель). Две других ключевых планки были пройдены по ходу минувшей недели. Сначала в четверг пятый «Форсаж» оставил позади 300-миллионную отметку международной выручки, а затем в воскресенье взял и 500-миллионный рубеж общемировых сборов (соответственно 321,3 и 507,5 млн по итогам уик-энда).
Неподготовленный к жесткой конкуренции с «Пиратами» «Пастырь» обвалился на 68 %, заработав 4,75 млн долларов во второй уик-энд и 23,8 млн за 10 дней проката. По всей видимости, финальные сборы 60-миллионного проекта составят всего лишь порядка 30 миллионов долларов. Мультфильм «Рио» добыл 4,69 млн в шестой уик-энд, доведя свою общую кассу до 131,7 млн долларов.
Все так же неотступно следуют друг за другом две свадебные комедии. Одна из них собирает чуть больше в будни, а другая чуть больше в выходные, но по сумме результат остается практически одинаковым. 3,7 млн долларов заработала «Прыгающая метла», и 3,52 млн досталось «Жениху напрокат» (всего соответственно 31,2 и 31,5 млн долларов после трех недель проката). Романтическая драма «Воды слонам!» добыла 2,18 млн в пятый уик-энд с общей кассой в 52,5 млн долларов по итогам пяти недель проката.
Только девять участников проката смогли взять отметку в миллион долларов. В борьбе за оставшуюся вакансию в десятке сильнейших удача улыбнулась комедии Тайлера Перри «Большая счастливая семья Мэдеи», которая собрала 957 тысяч долларов в пятый прокатный уик-энд (всего 51,7 млн). Совсем немногим уступила ей освоившая 930 тысяч долларов в седьмые выходные проката драма «Серфер души» (всего 40,6 млн).
Рядом с этими двумя привычными участниками чарта неожиданно оказался доступный уже почти как два месяца на DVD и blue-ray мультфильм «Рапунцель». Расширив прокат с 9 до 191 кинотеатров, анимационная лента собрала 910,5 тыс. долларов и за счет этого таки покорила казавшийся недоступным 200-миллионный рубеж (200,6 млн). Такая высокая выручка объясняется в первую очередь небольшой хитростью киностудии в виде сдвоенных сеансов с «Пиратами», сборы от которых были поделены пополам между обоими фильмами.
Вторым героем минувшего уик-энда наравне с «Девичником в Вегасе» стала кинолента Вуди Аллена «Полночь в Париже». Дебютировав в шести кинотеатрах Лос-Анджелеса и Нью-Йорка, открывавшая Каннский фестиваль картина заполучила потрясающую выручку в 599 003 доллара при феноменальной наработке в 99 834 доллара с площадки. Это был тринадцатый результат за всю историю американского проката и четвертый среди игровых фильмов после «Девушек мечты», «Горбатой горы» и «Сокровища».
Для сравнения: предыдущий фильм режиссера «Ты встретишь высокого незнакомца» заработал в прошлом году 160 тысяч долларов тоже в шести кинотеатрах (26 684 доллара с площадки). Самым же успешным его фильмом из начинавших с ограниченного проката был «Матч-пойнт», но и он заработал на старте 398,6 тыс. долларов в восьми кинотеатрах при вдвое меньшей наработке в 49 824 доллара с площадки. «Полночь в Париже» превзошла и результат лауреата «Оскара» «Король говорит!», собравшего в ноябре прошлого года 355,5 тыс. долларов в четырех кинотеатрах со средней выручкой в 88 863 доллара с заведения.
Казавшаяся чересчур смелой и даже рискованной стратегия контрпрограммирования с «Пиратами» полностью оправдала себя. Популярность режиссера традиционно особенно велика именно в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке, а недавняя премьера на Каннском кинофестивале послужила катализатором мгновенного роста интереса к картине. «Мы намеренно стартовали напротив „Пиратов“, поскольку мы думали, что сможем получить открытый простор в этих двух городах. Иметь такую крупную отправную точку, как Канны, было идеальной основой для премьеры именно этого фильма», — объяснял нелегко давшееся решение сопрезидент прокатчика Sony Pictures Classic Майкл Баркер.
На следующие выходные, в четырехдневный уик-энд Дня памяти, даже имея несколько десятков кинотеатров, фильм вполне может протиснуться в первую десятку кинопроката. Ведь даже нынешней выручки хватило ему для того, чтобы финишировать на высокой тринадцатой позиции. «Мы чувствуем, что сможем удержать свои позиции на этой неделе. Я думаю, дебютный уик-энд подтвердил, что это будет одним из главных фильмов лета», — преисполнен оптимизма Майкл Баркер.
Общая касса первой десятки проката составила 156,9 млн долларов, что на 11 % больше, чем год назад, когда победил четвертый «Шрэк» (70,8 млн), но на 7 % меньше, чем два года назад, когда первым был сиквел «Ночь в музее 2» (54,2 млн за трехдневный уик-энд).
На следующей неделе в четырехдневный уик-энд Дня памяти борьбу за победу поведут еще два тяжеловеса кинопроката — сиквелы «Кунг-фу Панды» и «Мальчишника в Вегасе». Оба эти фильма выходят в прокат в четверг и получат соответственно 3850 и 3500 кинотеатров.