Понедельник в Каннах открылся драмой «Красата» Алехандро Гонсалеса Иньярриту, продолжился новой картиной Стивена Фрирза «Тамара Дрю» и завершится лентой «Заверенная копия» Аббаса Кияростами. Разумеется, это лишь один процент от общего количества ежедневно презентуемых фильмов на кинофестивале, но сейчас речь пойдет о новой работе режиссера «Вавилона».
Герой фильма Иньярриту — умирающий от рака Уксбал (Хавьер Бардем). Он потерял отца и боится, что его дети вырастут похожими на него. Картина вряд ли станет фаворитом проката: ее длительность составляет почти два с половиной часа, а темп слишком медленный, чтобы привлечь большую аудиторию. Впрочем, фильмы Иньярриту никогда и не претендовали на успех в русле мейнстрима.
Режиссер знаменит своим умением ловко сплетать в одной ленте истории нескольких людей. На пресс-конференции, которая прошла после показа в Каннах, Иньярриту признался, что после «Вавилона» очень устал от подобного стиля. «Я был настолько истощен морально и физически, что сказал себе тогда: теперь я буду снимать простую историю об одном человеке, действие будет развиваться в одном городе, а говорить все будут на моем родном языке».
Свое обещание Алехандро сдержал — на сей раз мы видим одну историю, но режиссер не был бы столь знаменит, если бы снял обычный фильм. Его «Красата» по своей структуре запутана не менее прежних лент постановщика. Хотя герой, действительно, один.
В этом проекте Иньярриту впервые выступает сценаристом. «Мой фильм родился холодным осенним утром 2006 года, когда мы с детьми готовили завтрак, а из музыкального центра лилась музыка Равеля. Это был его концерт для фортепиано с оркестром соль мажор. Как-то раз мы слушали его в машине, когда ехали на фестиваль «Теллурайд» всей семьей. Тогда дети заплакали по окончании композиции. И услышав эту мелодию утром, они попросили меня выключить ее. Они очень живо вспомнили, какое огромное эмоциональное воздействие произвела на них музыка Равеля. И вот в то самое утро в мою дверь постучался человек и сказал: «Hola, меня зовут Уксбал». Но я тогда еще не знал, как поступить с ним. Знал только, с чего все начнется и как все закончится».
Первый вариант Иньярриту показал сценаристам Армандо Бо и Николасу Джиакобоне. «Мне всегда продуктивнее работалось в сотрудничестве, так что эти двое помогли мне уловить нюансы персонажей».
Уксбар с самого начала был похож на Хавьера Бардема — Иньяриту писал сценарий с прицелом на этого актера. «Мы с Хавьером уже давно хотели поработать вместе, так что я был уверен: вот этот персонаж уж точно сведет нас на съемочной площадке! Когда мы с ним впервые пересеклись, то это была встреча двух голодных друг до друга людей».
Хавьер Бардем, получивший «Оскар» за роль убийцы Антона Чигура в фильме «Старикам тут не место», долго смеялся, когда ему задали вопрос: «Почему в вашем творчестве столько депрессивных ролей и так мало веселых?». «А вы помните, где у меня была хоть одна веселая роль? — улыбаясь, спросил Бардем. — Вот и я не помню! Мне нравятся фильмы, где есть смысл. Ну и где хорошо платят! А про депрессивность так скажу: жизнь — очень депрессивная штука».
О своем персонаже Хавьер говорит так: «Мне хотелось показать человека, который не хочет терять последнюю частичку своего здоровья — любовь».
Иньярриту не удалось увернуться от вопроса, который был задан и Вуди Аллену, — о его отношении к смерти. В отличие от шутливого ответа Вуди, Алехандро был серьезен: да, боится, как и все остальные.
«Прощение — вот ключевое слово, которого нам так не хватает. В мире слишком много цинизма и ненависти, — считает Иньярриту. — У тебя одни желания, но мир требует от тебя совершенно другого. Об этом мой фильм».
Как можно проще выразить сложность человеческого существования — такова была задача режиссера. Но на деле фильм далеко не прост для восприятия. «Мне нравится оставлять недосказанность, я не люблю разжевывать зрителю каждое действие», — говорит Алехандро.
Нравится ли ему то, что получилось в итоге? «Обычно я терпеть не могу свои фильмы, но на сей раз я доволен».
Когда «Красата» окажется на экранах России, пока неизвестно. Но уже сейчас можно предположить, что Хавьер Бардем идет на свой второй «Оскар».
Также понедельник стал премьерным днем мелодрамы «Тамара Дрю» с Джеммой Артертон, но об этом фильме мы поговорим завтра, когда режиссер Стивен Фрирз даст пресс-конференцию.