Детище Роберта Рэдфорда, главный бастион американского независимого кино, кинофестиваль Sundance, проводимый каждую зиму в штате Юта, открылся 21 января. Организаторы внесли ряд изменений, в частности в день открытия было показано несколько фильмов, а не один. Главной премьерой стала драма «Вопль» с Джеймсом Франко.
Кроме драмы о жизни Аллена Гинзберга посетители Sundance в первый день смогли посмотреть документальный фильм Restrepo о войне в Афганистане. Обе картины участвуют в конкурсных программах.
В этом году Sundance проводится под управлением Джона Купера и Тревора Грота. Прежний директор Джефф Гилмор ушёл в Tribeca Enterprises. Купер и Грот уже давно трудятся на фестивале, так что были готовы заменить Гилмора. Не обошлось без изменений, но они не сильно заметны и отвечают духу времени.
К примеру, введена новая секция под названием Next, где будут участвовать фильмы с очень маленьким бюджетом. «Мы стараемся отслеживать жизнь киносообщества и обеспечивать его всем необходимым, - рассказывает Купер. – Несколько лет назад нужно было соединить кинематографистов с теми, кто покупает фильмы. Тогда мы ввели кинорынок. За последние годы мы не уделяли достаточно внимания микробюджетным фильмам – и делаем это сейчас».
Учитывая, что большинство картин, принимающих участие в конкурсе, в принципе не обладают крупными бюджетами, Джон Купер поясняет: «Сразу после того, как мы в прошлом году объявили программу Next, в прокате оказалось «Паранормальное явление», так что я понял, что мы идём по верному пути».
Кроме малобюджеток, Sundance добавил ещё и фильмов открытия. Помимо уже упомянутых «Вопля» и Restrepo вчера было показано четыре короткометражных фильма. Среди них была и работа Спайка Джонза «Я здесь». Вот её трейлер:
По словам Тревора Грота, добавление короткого метра в день открытия – дань уважения любимому фестивалем формату.
Перемены коснулись секции Spectrum, которая была упразднена, а на её месте оказалась программа Spotlight. Её организаторы пока доводят до ума. «Мы хотим представить в ней фильмы, которые любим, - говорит Купер. – Те, что не попали в другие секции или просто были показаны на других фестивалях». Так, в этом году в разделе Spotlight оказался «Пророк» из Канн, «Я – любовь» из Торонто и документальный фильм Climate Refugees, показанный на конференции ООН по климату в Копенгагене.
Также фестиваль сократил общее количество картин – теперь их меньше 120. Хотя стоит отметить, что приёмной комиссии работалось трудно: на конкурс поступило свыше 3700 наименований.
Что же до кинорынка, то представители студий заняли свои места в зале, в надежде найти что-то для широкого проката. Но увидеть проект с большим коммерческим потенциалом на фестивале независимого кино довольно трудно – в частности Тони Сэффорд, отвечающий за закупки в Fox Searchlight будет рад, если найдёт хотя бы один фильм. «Пока что очевидных кандидатов нет, но где-то в программе зарыта очередная «Маленькая мисс Счастье».
На вчерашней пресс-конференции Роберт Редфорд сообщил журналистам, что доволен работой новых директоров и считает, что Sundance возвращается к своим истокам.
О некоторых фильмах из программы мы уже писали, а победители станут известны 31 января – на них мы остановимся подробнее, когда Sundance закончит свою работу.