Совпавший с рождественскими праздниками последний уик-энд декабря удался на славу, став поистине грандиозным финалом рекордного во всех отношениях уходящего 2009 года. Для начала ещё в среду американская киноиндустрия впервые за всю историю преодолела
#
#
Невероятная кинопрокатная феерия стартовала на Рождество, когда за один только день в кассах американских кинотеатров осело более 90 млн долларов. Общая же выручка трёхдневного уик-энда перевалила за гигантскую сумму в 270 млн долларов, что стало новым рекордом американской киноиндустрии. Предыдущее достижение было установлено в июле прошлого года вместе с премьерой «Тёмного рыцаря», составив тогда немногим более 260 млн долларов.
#
#
Что ещё более удивительно, столь огромная выручка была достигнута не за счёт сметающего всё на своём пути лидера проката. На американских экранах наблюдалось встречающееся столь редко мирное сосуществование сразу нескольких фильмов, каждый из которых радовал своих создателей самыми высокими сборами. Получившие богатый выбор из самых разнообразных проектов американские любители кино толпами хлынули в кинозалы, где практически каждый смог получить достойное зрелище на свой взгляд и вкус.
#
#
Хотя на протяжении всей кинопрокатной недели «Аватар» дважды уступал лидерство дерзким дебютантам, в итоговой победе фильма Джеймса Кэмерона мало кто сомневался. Однако результат уик-энда превзошёл даже самые невероятные прогнозы, после чего начинающие проскальзывать в прессе сопоставления с легендарным «Титаником» выглядят вовсе не такими уж безосновательными. В пятницу без преувеличения уже феноменальный фантастический блокбастер стал вторым с кассой в 23,1 млн долларов, но уже в субботу ушёл далеко вперёд с 28,3 млн долларов, одержав затем не менее убедительную победу в воскресенье с полученной в этот день выручкой в размере 24,2 млн долларов.
#
#
Итоговая касса уик-энда составила 75,6 млн долларов — новый рекорд сборов второго уик-энда, превзошедший предыдущее достижение, установленное прошлым летом «Тёмным рыцарем» (75,2 млн). Показательно в то же время, что по итогам дебютных выходных результат «Аватара» был только двадцать восьмым. Не менее поразительным выглядит чисто символическое падение на 1,9% — уникальное явление при столь больших суммах в последнее десятилетие. Из всей кассы уик-энда 77% пришлось на долю трёхмерных экранов, 8,8 млн долларов предоставили 178 кинозалов IMAX.
#
#
Только за десять дней проката «Аватар» заработал 212,7 млн долларов, а ведь следующая неделя обещает стать не менее успешной для одного из самых дорогостоящих проектов за всю историю кино. По словам американских прокатчиков, каждый остающийся день между Рождеством и новогодним уик-эндом будет как полноценный выходной, предоставляя превосходную возможность пополнить свою копилку всем без исключения кинолентам.
#
#
Таким образом, покорения следующего по счёту
#
#
Ещё лучше складывается ситуация в международном прокате, где «Аватар» освоил 152,8 млн долларов за уик-энд, увеличив общую кассу до 410,9 млн долларов после двенадцати дней проката. Во всём мире на счету картины уже 623,6 млн глобальной выручки и желанная отметка в миллиард кассовых сборов может быть пройдена намного раньше, чем кто-либо мог представить.
#
#
В пятницу лавры нового лидера кинопроката на короткое время примерил на себя «Шерлок Холмс», заработавший колоссальные 24,6 млн долларов в 3626 кинотеатрах, ставшие новым рекордом рождественских премьер. Предыдущее лучшее достижение, принадлежавшее киноленте «Марли и я» (14,3 млн), продержалось всего лишь год, причём фильму Гая Ричи удалось превзойти его сразу на десять с лишним миллионов долларов. Уже одно это стало огромным сюрпризом для американской киноиндустрии, ведь незадолго до премьеры неоднозначно воспринимавшемуся проекту предрекали в лучшем случае
#
#
Все эти осторожные прогнозы оказались просто растоптаны после первого дня проката, хотя в субботу и воскресенье самый знаменитый сыщик всех времён и народов не устоял перед сокрушительным натиском «Аватара». Заработанная за трёхдневку огромная сумма в 62,4 млн долларов на экранах 5600 кинозалов в 3626 кинотеатрах
#
#
Именно Warner Bros. впервые за всю историю американского кинопроката преодолела в воскресенье знаменательный рубеж в 2 миллиарда годовой выручки, с большим преимуществом опередив всех своих голливудских собратьев. После серии культовых фильмов Гай Ричи таки получил свой первый кассовый хит, а Роберта Дауни младшего после предыдущих успехов «Железного человека» и «Солдат неудачи» можно смело назвать одним из главных героев мира кино последних двух лет. Не имевший ни одного стомиллионного фильма за первые двадцать пять лет карьеры актёр за такой короткий срок вознёсся до уровня крупнейших звёзд Голливуда, и пригласить его на главную роль в картине было исключительно удачным ходом.
#
#
Ошеломлённое таким успехом руководство киностудии не скрывало своего восхищения дебютными сборами, назвав их сенсационными. Возглавляющий отдел дистрибуции на Warner Bros. Дэн Феллман пошёл даже дальше, прямо отметив, что такой старт просто обязан проторить дорогу будущим сиквелам. Аудитория дебютного уик-энда на 54% состояла из представителей сильного пола, поровну разделившись между зрителями моложе и старше 30 лет. В международном прокате премьеры прошли в 17 территориях, принес дополнительно 26 млн долларов на экранах 2454 кинозалов.
#
#
Сиквел «Элвин и бурундуки 2» также на один день прервал гегемонию «Аватара», правда, случилось это ещё в среду, когда семейная кинолента заработала 18,8 млн долларов в первый день проката. Затем в канун Рождества сборы резко упали более чем вдвое — до 7,9 млн долларов в четверг, после чего снова пошли вверх на выходные. Непосредственно за рождественский уик-энд копилка сиквела пополнилась суммой в 48,9 млн долларов, то есть даже больше 44,3 млн долларов оригинального фильма два года назад. Если же сравнивать сборы за пять дней, то здесь преимущество сиквела будет выглядеть просто подавляющим — 75,6 млн против 49,4 млн.
#
#
Вряд ли стоит рассчитывать, что такая тенденция сохранится и дальше, однако после такого резвого старта покорение
#
#
«Когда у вас есть фильм, на который можно пойти всей семьёй — это как раз то, для чего и существуют праздники. А если увиденное ещё и нравится аудитории, то все ваши проблемы решены», — заявил преисполненный энтузиазма руководитель отдела дистрибуции 20th Century Fox Берт Ливингстон. Действительно, не часто так бывает, что одна киностудия имеет сразу два фильма в тройке лидеров, за пять дней принёсших ей в общей сложности почти 180 млн долларов кассовых сборов. Хороший урок здесь и другим студиям, которые, получив кинопрокатный хит в декабре, выпускали сиквел летом, а затем недобирали значительные суммы по сравнению с оригинальным фильмом. Свежи ещё в памяти примеры «Принца Каспиана» и «Ночи в музее 2», для которых планка, поставленная на старте франчайза, оказалась слишком высокой.
#
#
Доля семейной аудитории на сеансах сиквела составила 70% от всех зрителей при примерно равном соотношении обоих полов. Приятные новости пришли также с международных экранов, предоставивших сиквелу 36,5 млн долларов дебютной выручки в 5492 кинозалах в 42 территориях.
#
#
Романтическая комедия «Простые сложности» с участием Мэрил Стрип, Алека Болдуина и Стива Мартина стала главным праздничным блюдом для многих зрителей старшего поколения, решивших приятно провести время на сеансах именно этой картины. Фильм Нэнси Майерс заработал более чем приличные 22,1 млн долларов в 2887 кинотеатрах (7655 долларов с площадки), по меркам декабря являющиеся весомой заявкой на покорение
#
#
Киностудия Universal Pictures полученной суммой осталась вполне довольна, отметив тенденцию фильмов Нэнси Мейерс иметь очень высокую стойкость в прокате. Согласно данным студии, сеансы прошли с явным преобладанием женской половины аудитории, три четверти зрителей были старше 30 лет. Первые международные премьеры картины прошли в минувший уик-энд в 11 территориях, обеспечив 5,4 млн долларов в 1028 кинозалах, и теперь «Простым сложностям» предстоит постепенно расширять размах проката на протяжении ближайших недель.
#
#
Рождественский уик-энд сам по себе обещает минимальные потери или даже прирост сборов для старожилов кинопроката, но даже на этом фоне едва ли не выдающимся выглядит результат не прекращающей преподносить сюрприз за сюрпризом драмы «Невидимая сторона». Выбыв из прокатного репертуара более чем 600 кинотеатров, сенсационная кинолента, тем не менее, получила 14,5% прироста сборов, заняв пятое место с 11,5 млн долларов. Общая касса картина достигла 184,1 млн долларов, ещё более приблизившись к престижнейшему
#
#
После трёх недель успешного ограниченного проката важный шаг вперёд сделала кинолента «Мне бы в небо», которую со среды можно было уже увидеть во многих кинотеатрах по всей Северной Америке. Претендующий на многие ведущие кинонаграды по итогам года фильм Джейсона Рейтмана заработал 11,3 млн долларов за трёхдневку в 1895 кинотеатрах, увеличив общую кассу до 24 млн долларов при
#
#
Руководство киностудии Paramount Pictures было полностью удовлетворено результатами первого уик-энда в широком прокате: «Для нас это марафон, а не спринт», — уверенно заявил руководитель отдела дистрибуции Дон Харрис. «Аудитория фильма продолжает расти, и его долгосрочные перспективы выглядят очень многообещающими», — продолжил он же. Очередное расширение проката запланировано на 8 января.
#
#
Диснеевский мультфильм «Принцесса и лягушка» так и не смог до конца воспользоваться благоприятной обстановкой. Получив в среду опаснейшего конкурента в лице трио поющих бурундуков, анимационная лента потеряла 26% от своей предыдущей выручки, результат, который никак не может удовлетворить явно рассчитывавшую совсем на другие цифры после относительно неплохого старта киностудию.
#
#
9 млн долларов за уик-энд и 63,7 млн после трёх недель проката делают задачей не из лёгких даже казавшееся ещё недавно практически гарантированным покорение стомиллионной планки, обо всех надеждах на более великие свершения музыкальной ленте приходится уже забыть. Пожалуй вместе с международной выручкой окупить понесённые затраты скорее всего удастся, но вот хватит ли этого для того, чтобы уговорить руководство киностудии предоставить ещё один шанс рисованной анимации, это большой вопрос.
#
#
Из всех пяти разнообразных премьер широкого проката в разряд неудачников можно записать только лишь мюзикл «Девять», которому теперь будет крайне сложно рассчитывать на достойный результат. Прохладная критика (40% положительных рецензий) оказалась более весомым фактором по сравнению с рядом номинаций на престижные награды, а сюжет явно выглядел не самым привлекательным для желающего приятно провести время в праздники массового зрителя.
#
#
Как результат — лишь восьмое место с 5,45 млн долларов в 1412 кинотеатрах за первые три дня общенационального проката (всего 5,83 млн), после чего об окупаемости
#
#
Ещё одним из немногих пока явных разочарований конца года смело можно назвать романтическую комедию «Супруги Морган в бегах», в активе которой 5 млн долларов за второй уик-энд и 15,6 млн после двух недель проката. В этом случае, правда, потери должны быть не столь велики, да и в международном прокате у фильма с участием Хью Гранта и Сары Джессики Паркер перспективы ощутимо выше, чем у других собратьев по несчастью.
#
#
К числу неудачников пока относят и спортивную драму «Непокорённый», хотя новая работа Клинта Иствуда прилагает определённые усилия для того, чтобы хоть немного выправить ситуацию. Кинолента, рассказывающая о стремлении Нельсона Манделы объединить нацию вокруг проходившего в ЮАР в 1996 году чемпионата мира по регби, избежала больших потерь, став десятой с кассой в 4,05 млн долларов. Всего на счету
#
#
В ограниченном прокате для последнего уик-энда года интересных премьер оказалась на удивление совсем мало. 4 американских кинотеатра приняли у себя киноленту «Воображариум доктора Парнаса», собравшую за выходные 124,7 тыс. долларов при высокой средней выручке в 31 186 доллара с заведения. В то же время одновременно фильм Терри Гиллиама через другого прокатчика дебютировал на территории Канады, где результаты вышли отнюдь не такими убедительными. Общая касса уик-энда в совокупности составила чуть больше 334 тыс. долларов.
#
#
Нельзя не отметить также результат индийской комедийной ленты «Три придурка», установивший новый рекорд для гостей из далёкого Болливуда — 1,65 млн долларов в 119 кинотеатрах за трёхдневный уик-энд и 2,15 млн за первые пять дней. Очень высокий результат картина показала также на родине, хотя состоялся ли рекорд индийского кинопроката, мы узнаем только к концу недели.
#
#
Общая касса первой десятки чарта составила рекордные 255,2 млн долларов, что на 50% больше, чем год назад, когда одержала победу кинолента «Марли и я» (36,4 млн) и на 61% больше, чем два года назад, когда в лидерах остался сиквел «Сокровище нации: Книга Тайн» (36,7 млн).
#
#
На следующие выходные, новогодний уик-энд традиционно пройдёт без единой премьеры, а значит, основные действующие лица останутся всё те же. «Аватар», «Шерлок Холмс», «Элвин и бурундуки 2» и «Простые сложности» получат хороший шанс в отсутствие новых конкурентов значительно увеличить свою кассу, сохраняя за собой первые четыре строчки кинопрокатного чарта.
Сборы
От «Аватара» до «Странного мира»: какие фильмы 2022 года принесли больше всего чистой прибыли и самые большие убытки
21 апреля 20237