Вышла книга «Заря всего. Новая история человечества» антрополога Дэвида Гребера и археолога Дэвида Уэнгроу (издательство Ad Marginem, перевод с английского Константина Митрошенкова). Электронную версию уже можно читать в Яндекс Книгах. Авторы отрицают эволюционистскую теорию развития общества: иерархия и неравенство не были предопределены и вообще не являются обязательными. Автор Telegram-канала «Рембодлер» Дмитрий Горшенин — о том, какую нереализованную альтернативу Гребер и Уэнгроу видят в истории.
Социальные эксперименты
Было время, когда первобытные жили в небольших группах, промышляя охотой и собирательством. Потом случилась аграрная революция: человек начал возделывать землю, поставил забор и объявил, что эта земля принадлежит ему. Так возникли частная собственность, иерархия и неравенство. Человечество хотело защитить свои свободы и потеряло их навсегда, «устремилось навстречу своим оковам». Так вкратце выглядит история человечества, по версии философа Жан-Жака Руссо. Эта теория в разных вариациях широко распространена до сих пор — отчасти потому, что вторит библейскому сюжету о потерянном рае. Томас Гоббс видел мир иначе. Люди по природе эгоистичны и агрессивны. Оставь их самим себе — они вцепятся друг другу в глотки. Естественное состояние общества — война всех против всех. Иерархия возникла как следствие неизбежного в этих условиях социального контракта: человек отказывается от части своих свобод, но взамен получает защиту от насилия. Государство возникло из-за страха перед хаосом.
Эти две теории развития общества долгое время спорили между собой. Первая нравится людям с левыми взглядами, вторую предпочитают люди с правыми. Дэвид Уэнгроу и Дэвид Гребер в своей книге «Заря всего. Новая история человечества» пытаются опровергнуть обе концепции и ставят под сомнение линейную теорию социокультурной эволюции вообще.
Не было поступательного движения от простых обществ к сложным и от равенства к неравенству. Большую часть истории мир одновременно состоял из бесчисленного количества социальных экспериментов.
Которые, впрочем, в какой-то момент закончились.
Как создавалась «Заря всего»
Эксперты часто сравнивают историю с прожектором, который выхватывает из темноты только одну ограниченную часть действительности. Это не значит, что больше ничего нет, остальное просто не вошло в финальную версию: без упрощения невозможно увидеть закономерности. Если продолжать такое сравнение, то Гребера и Уэнгроу интересуют не попавшие под луч большой истории темные углы — вооружившись фонариками, они исследуют закоулки, переворачивают булыжники, чтобы изучить их изнанку, высвечивают дыры и норы. Увлекательное занятие для вовлеченных в процесс, но не бесспорное для сторонних наблюдателей.
«Заря всего» начиналась как развлечение, интеллектуальная игра. Гребер и Уэнгроу обсуждали любопытные исторические кейсы, пересылали друг другу заметки и научные статьи. Чтобы все это оформилось в полноценное высказывание, понадобилось 10 лет. Книга получилась внушительная (в русском переводе более 560 страниц компактным шрифтом, только библиография занимает около 40). Авторы так воодушевились идеей новой истории человечества, что планировали написать еще как минимум два тома. Планам не удалось сбыться: спустя три недели после публикации «Зари всего» Дэвид Гребер умер.
История создания книги отчасти объясняет ее форму: это список исторических примеров, которые не вписываются в теорию социокультурной эволюции. Здесь есть сквозные темы, но иногда они обрываются. Спустя несколько десятков страниц, требующих у читателя изрядной концентрации внимания, авторы наконец подводят итоги: что это все нам говорит об устройстве общества? К их ответу нужно быть готовым: «Разумеется, ничего определенного».
Что-то все-таки можно сказать с уверенностью: никакой аграрной революции не было; это было не событие, а процесс, продолжавшийся три тысячи лет. За это время одни и те же общества и увлекались земледелием, и сознательно отказывались от него. Существовали равноправные общества и даже большие города обходились без иерархического управления.
Например, кланы андских деревень — айлью — перераспределили сельскохозяйственные земли между семьями по мере увеличения или уменьшение их численности, они следили, чтобы ни одна семья не стала богаче других. Жители китайского города Таоси, вероятно, устроили революцию еще в 2000 году до н. э. Они разрушили городскую стену, уничтожили пространственное деление между классами: во дворце и элитных районах стали жить обычные горожане. Таоси обратился к более справедливой системе общего самоуправления и успешно простоял еще 200-300 лет — за это время площадь города выросла. Все это похоже на период всеобщего процветания, а не гоббсовскую войну всех против всех.
Путь к новому мышлению
Тема свободы — важнейшая для книги. Гребер и Уэнгроу понимают ее как возможность беспрепятственно перемещаться, не подчиняться приказам других и формировать новые социальные реальности. В современных даже самых демократических странах со свободой проблемы, считают авторы книги. Например, американские граждане могут ездить куда захотят, но лишь в том случае, если у них есть деньги на проезд и проживание. Они могут не подчиняться приказам вышестоящих — но только до тех пор, пока им не нужно будет устраиваться на работу.
В некоторых древних обществах были игрушечные вожди и настоящие свободы, в современных — настоящие вожди и игрушечные свободы.
Гребер и Уэнгроу подчеркивают, что иерархическая структура не является естественной для человечества. Но последние пару тысяч лет люди живут в иерархических структурах. Как вышло, что человечество свернуло не на ту дорогу, почему променяло свободу на колбасу (точнее, на злаковые культуры и домашний скот)? Авторы задаются этим вопросом в начале книги, но к финалу так и не отвечают на него. Гребер и Уэнгроу отвергают современную версию истории, но не предлагают никакой убедительной концепции взамен.
В заключение авторы высказывают осторожную гипотезу: человечество перестало экспериментировать с социальным устройством, потому что у него пропало воображение; люди перестали верить, что удачные эксперименты возможны. Грэбер и Уэнгроу называют книгу первым шагом на пути к новому мышлению и, следовательно, к переменам. Авторы убеждены, что этот путь будет пройден. Жаль только жить в эту прекрасную пору не придется ни им, ни всем нам.
Читайте исследование «Заря всего. Новая история человечества» Дэвида Гребера и Дэвида Уэнгроу в Яндекс Книгах.
Автор: Дмитрий Горшенин