Нарезной бутон: Лидия Маслова посмотрела «Эммануэль» Одри Диван

Обсудить0

Материал не предназначен для читателей младше 18 лет.

В российский прокат выходит новая «Эммануэль» по знаменитому эротическому роману Эммануэль Арсан. Впрочем, поклонники Сильвии Кристель — актрисы, сыгравшей в культовой (особенно среди посетителей советских видеосалонов) экранизации сексуальных похождений французской блондинки — будут разочарованы: фильм Одри Диван с Ноэми Мерлан («Портрет девушки в огне») снят так, будто режиссер даже не открывала первоисточник. Лидия Маслова также не смогла обнаружить в нем и прогрессивного месседжа, хотя внимательно вглядывалась в каждый кадр. Вот ее подробный отчет об увиденном.

Лидия Маслова

Кинокритик

С точки зрения отсутствия стыдливых комплексов и страхов Одри Диван — идеальная режиссерская кандидатура для рассказа о приключениях «бутона плоти», как изысканно называют русские переводчики романа Эммануэль Арсан главный орган, которым живет, чувствует, думает, а иногда чуть ли не дышит его заглавная героиня. Репутацию бескомпромиссной феминистки Диван приобрела после своей драмы «Событие» (Гран-при Венецианского фестиваля), осуждающей запрет абортов и демонстрирующей несколько изуверское акушерско-гинекологическое бесстрашие в показе женской физиологии.

Однако если поклонники старой доброй «Эммануэль» надеются на поздравительный оммаж к ее 50-летнему юбилею, их ждет жестокое разочарование. Диван пренебрегла внимательным знакомством с первой экранизацией, снятой в 1974-м фешен-фотографом Жюстом Жэкином в объективирующей эстетике глянцевого мужского журнала (книгу она совершенно точно прочла, но на фильме это никак не отразилось). В сущности, от юной сексуальной авантюристки, которую сыграла 21-летняя Сильвия Кристель, тут осталось одно название, да и то лишь в титрах: героиню 35-летней Ноэми Мерлан никто по имени особо не зовет. У нее попросту нет какого-то интимного, семейного или дружеского круга общения, где это имя могло бы пригодиться. Чаще всего она слышит обращение «мадам», но это просто традиционная форма вежливости, поскольку никакого мужа у нее тоже нет. Зато есть хорошая работа — по заданию гостиничной корпорации она разъезжает по люксовым отелям и проверяет, на должной ли высоте находится обслуживание клиентов.

Очередной ее пункт назначения — Гонконг. В том, что героиня погружается в знойную ориентальную атмосферу, можно все-таки усмотреть одну из немногочисленных перекличек с первоисточником, где неоколониальная Эммануэль куролесила в Таиланде. В принципе сохранена в новом фильме и эротическая сцена в самолете, хотя у нынешней, видавшей виды Эммануэль сексуальный КПД пониже. В литературном первоисточнике французская путешественница за время долгого перелета успевала осчастливить двоих пассажиров (одного даже неоднократно, а второй, к сожалению, сумел смыться после одного коитуса), озадачить английских детишек, наблюдавших «пир сладострастия» из соседнего кресла, и даже дать себя потрогать восхищенной стюардессе (продолжению интриги помешала только посадка самолета). В фильме 1974 года хронометраж не позволял героине развернуться на полную катушку, но даже в коротком флешбэке Эммануэль без проволочек обеспечивала себе два веселых аэрооргазма с разными партнерами.

Уилл Шарп и Ноэми Мерлан

В нынешней интерпретации самолетный разврат разительно контрастирует с задорными постанываниями и ахами Сильвии Кристель, не скрывавшей своего удовольствия. Поначалу у Диван все тоже выглядит многообещающе: Ноэми Мерлан вытягивает ноги в бизнес-классе под томным взглядом небритого чернобрового пассажира с порочным чувственным ртом, плотоядно шевелящего ноздрями. Когда Эммануэль просит у стюардессы бальзам для своих пересохших губ и начинает водить по ним наманикюренным пальцем, предвкушаешь: «Ну, сейчас начнется!»

Чернобровый и правда проскальзывает за очаровательной попутчицей в предусмотрительно оставленную открытой дверь туалета, однако в следующих затем колыханиях не больше эротизма, чем в поездке в переполненном метро — именно на такие ассоциации наводит недовольное лицо героини, озабоченной, похоже, совсем не оргазмом. Она как будто силится не забыть что-то важное, и вскоре станет понятно что: покачиваясь возле туалетного умывальника, Эммануэль словно боится растрясти хранящуюся в ее ревизорской голове сложную номенклатуру, длинный реестр пунктов, по которым она должна выставить оценки отелю Rosefield, включая встречу в аэропорту (пунктуальность, любезность, корректность), расторопность персонала, питание в гостиничном ресторане и многое другое.

Ноэми Мерлан

Автору исходного текста (кто бы ни скрывался за псевдонимом «Эммануэль Арсан» — женщина, мужчина или дружная семья) удалось создать забавную, хотя и немного однообразную, гедонистическую атмосферу промискуитета. Бездельница Эммануэль развлекается направо и налево, потому что других занятий, кроме «изучения границ» собственной сексуальной всеядности, у нее практически нет (даже такая увлекательная игра, как сквош, быстро надоедает, если не заканчивается половым актом). Новая Эммануэль — это женщина при исполнении служебных обязанностей, и на ее челе лежит тяжелая печать осознанности и усталой обреченности. Эммануэль-1974 хоть и сексуально очень искушенная для своих 19 лет, но все-таки простодушная малышка, которую норовят поучать все, кто постарше. С Эммануэль-2024 этот номер не пройдет — она сама кого хочешь поучит.

В инспектируемом отеле все пытаются угодить высокой гостье. Плохо замаскированная под постоянную посетительницу бассейна секс-работница приглашает Эммануэль в уединенный сарайчик почитать вслух «Грозовой перевал» со всеми вытекающими последствиями. В ресторане официант заискивает, расписывая приготовленного для взыскательной мадам «голубого лобстера с зеленым луком и ростками сои, обжаренными с кунжутным кремом и небольшим количеством васаби»: «Шеф добавил эмульсию из манго, потому что знает, как вы ее любите». Но и к гастрономическому оргазму Эммануэль не стремится, и неохотная улыбка лишь ненадолго разбавляет строгое выражение ее лица, которое мужской шовинист назвал бы «противозачаточным». Неудивительно, что мужчина из соседней ванны в гостиничном спа с ходу угадывает род занятий его собеседницы: «Чувствую жесткость, властность и немного иронии — типичная смесь для сотрудников финансовой сферы».

В общем, эта Эммануэль ни для кого не загадка, а вот саму ее чрезвычайно завораживает загадочность одного из необычных постояльцев отеля (Уилл Шарп), с которым она многозначительно переглянулась еще в самолете после своей туалетной разминки. Гостиничные сотрудники рассказывают, что симпатичный обладатель японской фамилии постоянно снимает один и тот же номер, но никогда в нем не ночует.


Заинтригованная Эммануэль, имеющая ключ от всех дверей, начинает захаживать в номер 2701, чтобы хлебнуть заряженной таинственными флюидами водички из оставшейся после хозяина ванны.

Или, сидя на кровати, снять себя на смартфон в соблазнительном белье. При этом правильное, добропорядочное лицо Ноэми Мерлан, видимо, считающей крайне важным все время демонстрировать работу мозга, делает ее похожей на учительницу начальных классов, на досуге снявшую себя в откровенных видео и прикидывающую: стоит ли их размещать в соцсетях или есть риск остаться без работы?

Ноэми Мерлан и Уилл Шарп

Последние сомнения насчет выбора между наслаждением и работой унимаются, когда таинственный японский постоялец приводит Эммануэль в злачные трущобы и выставляет на стол бутылку с иероглифами, предупреждая, что пить надо медленно. Учитывая финальную сексуальную мизансцену, при желании можно предположить тут хитро скрытую аллюзию на первоисточник. Вполне вероятно, что коварное гонконгское пойло — это тот самый рисовый самогон, который в романе упоминает в мудрый наставник Эммануэль, пожилой эстет Марио, мастер художественной метафоры: «Между любовью с одним мужчиной и любовью с двумя такая же разница, как между рисовым самогоном и высокой маркой шампанского».

В книге да и в старом фильме только ленивый не глядел на глупышку Эммануэль сверху вниз, хотя во всех смыслах она оказывалась сверху неоднократно. В сценарии Диван и Злотовски созданы все условия для того, чтобы Эммануэль почаще доминировала над всеми остальными персонажами — не только физически, но и интеллектуально, эмоционально, психологически.

Однако если у авторов новой интерпретации и была в планах какая-то «феминистская ревизия» патриархального эротического наследия, то ее трудно назвать в полной мере удавшейся. Как бы ни хорохорилась самостоятельная героиня, какой бы повелительный тон ни преобладал в ее репликах, самое смешное, что в сухом остатке все равно каким-то непостижимым образом вылезает всего одна, обывательская и ветхозаветная, мыслишка: для женщины счастливо пристроить свой «бутон плоти» гораздо важнее, чем удачно трудоустроиться и профессионально реализоваться.

Купите билеты на этот фильм на Кинопоиске

Вернем до 50% баллами Плюса за покупку билетов с Яндекс Пэй. Акция до 31.12.25, условия.

Гангстер хочет встретить старость с семьей, но у подельников другие планы. Бодрый триллер с Лиамом Нисоном
В главных ролях:Лиам Нисон, Дэниэл Димер, Хавьер Молина, Джимми Гонсалес, Рон Перлман, Брайан Уайт, Уильям Ксифарас
Режиссер:Ханс Петтер Мулан
Уже в подписке

Смотрите также

27 мая4
26 ноября1
22 ноября8
Вчера1

Главное сегодня

Сегодня6
Сегодня2
Сегодня4
Сегодня0
Сегодня2
Сегодня2
Сегодня4
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации