Иван Соснин, 33 года, режиссер. Снял «Далеких близких», «Юг» и «Пришельца»

Обсудить0

В рубрике «Привет! Меня зовут…» — первый режиссер. Иван Соснин учился на метал­лурга, работал копирай­тером и в итоге стал делать кино — народное и финансово успешное. Для многих зрителей Иван все еще остается новым лицом в индустрии, но 2024 год может исправить ситуацию. В августе на Okko вышел сериал «Юг» бытовая и жизнеутверждающая сказка c Ярославом Могильниковым в главной роли. А прямо сейчас в прокате стартует «Пришелец» необычный уральский сай-фай и редкий для нас пример независимого авторского кино. В рубрике, где Кинопоиск предлагает молодым кинематографистам ответить на вопросы специальной анкеты, Соснин рассказывает, из-за чего решил двинуться в сторону фантастики, объясняет, почему снимает добрые фильмы, и признается в любви «Ла-Ла Ленду» (мы его понимаем!).

Дата и место рождения: 12 ноября 1990 года, Кировград

Рост: 186 см

Цвет глаз: карие


Родился в небольшом уральском городе, вырос с мамой. В 18 лет переехал в Екатеринбург, поступил на кафедру теплофизики и экологии промышленных печей металлургического факультета. Но вместо пар чаще всего снимал клипы друзьям-музыкантам и рекламные ролики. Со временем хобби превратилось в работу. За следующие пять лет вместе с Red Pepper Film снял более 15 коротких метров, получил премию «Золотой орел», что позволило снять полнометражные проекты «Иваново счастье» и «Далекие близкие». В этом году вышли сериал «Юг», фильм «Пришелец». Сейчас работаю над картиной под названием «Легенды наших предков», которая выйдет в прокат следующей весной.

— Что тебя сегодня порадовало?

— Тот факт, что утром проснулся рядом со своей женой Яной, с которой нам в этот раз удалось вместе приехать из Екатеринбурга в Москву. Обычно, когда летаю в командировки, живу в отелях в одиночестве.

Назови три фильма, которые оказали на тебя влияние?

— Точно «Ла-Ла Ленд». Пересмотрели его с Яной много раз, в разных кинотеатрах и городах. В итоге стали поклонниками не только фильма, но и саундтрека, закачали его во все плейлисты и даже включали во время рождения дочери. Она появилась на свет под музыку Джастина Гурвица!

Еще немного схитрю и назову все творчество Мартина Макдоны — цельного и автономного автора, пишущего самобытные сценарии к своим картинам. Слежу за ним с короткометражки «Шестизарядный» и очень уважаю. Третьими пусть будут «Паразиты», разрушившие стереотип о том, что главный «Оскар» может получить только голливудское кино.

— Первый фильм/мультфильм, который ты посмотрел в кинотеатре?

— Я родом из маленького города, где не было кинотеатров. Изредка мы с мамой ездили в Екатеринбург, чтобы развлечься. И первое воспоминание из кинозала у меня связано не с конкретным фильмом, а с дурацкими картонными 3D-очками, которые мешали весь сеанс. В конце концов снял их и пытался что-то разглядеть на мутном экране. А крутили тогда что-то приключенческое, про похищенную корону. Не скажу точно.

Зато помню, как лет в восемнадцать мы с другом решили пойти на что-нибудь авторское. Глядим в расписание — идет какая-то «Белая лента». Думаем: «Класс! Подходит». В итоге были в зале одни, ничего не поняли и, выйдя, плевались. Вот так я впервые соприкоснулся с серьезным кино. Правда, с тех пор картину Ханеке так и не пересмотрел.

Лучший и худший фильм для первого свидания?

— Ну, лучший — это «Ла-Ла Ленд», разумеется. (Смеется.) Но еще один, очень тонкий, милый и нежный вариант — «После Янга», снятый Когонадой на полутонах. Можно с партнером и подумать, и поплакать. А худшая идея для первого свидания — «Муви 43». Начинать с него опасно: девушка поймет о тебе все, и с высокой долей вероятности вы больше не встретитесь.

— Любовь — это…

— Невозможность жить без человека.

Какой последний фильм заставил тебя плакать?

— Как правило, я стесняюсь плакать. Особенно если рядом есть люди. Но в одиночестве все же могу. Недавно вот вторая «Головоломка» на слезы пробила. Наверное, потому что у меня самого сейчас растет дочь, и я вижу, как она меняется на глазах.

— Есть ли фильм, который ты мечтал бы снять вместо режиссера?

— Таких много, но я реалист. Понятно, жаль, что не снял «Интерстеллар». Но ведь в России, пожалуй, никто и не снял бы. Вот когда вижу какие-то скромные, виртуозно придуманные камерные истории, то начинаю жалеть о том, что это не моих рук дело. Из примеров — «Луна 2112», уже упомянутый «После Янга» да и половина фильмов студии А24, недорогих в производстве, но очень эмоциональных.

— Любимый фильм А24?

«Всё везде и сразу». Он, как и «Паразиты», сломал стереотипы. Дэниэлы показали, что в кино можно вести себя по-хулигански и претендовать на любовь как простых зрителей, так и профессионалов. А из недавнего — «Стальная хватка», очень мощная картина.

— Сейчас в прокат выходит «Пришелец». Почему ты решил от классического, реалистического, скажем так, кино двинуться в сторону фантастики?

— Это авантюра и эксперимент, на который мы решились нашей студией Red Pepper Film. Все началось в 2022-м году, когда многие контракты с иностранными и российскими брендами заморозили. Весь штат — порядка двадцати человек — сидел без работы. Мы думали, как жить дальше, и решили делать то, что умеем, — снимать кино, независимое и дешевое. Поскольку все было на энтузиазме, то я раскрепостился и написал нестандартный для себя сценарий — сай-фай без ярко выраженного визуала и инопланетян в кадре. Потом нашлась Алёнка (исполнительница главной роли. — Прим. ред.), и все пошло-поехало. Возникший в нашей жизни вакуум заполнил «Пришелец».

— В фильме отличный актерский дуэт: очень приземленный, народный такой Максим Стоянов и инопланетная Алёна Мирошникова. Как они попали в проект?

— «Пришелец» — первый на моей практике фильм, который снимали без кастинга и проб. Сначала мы прицельно написали Алёне, которую увидели на просторах сети. Оказалась, она юная модель с инопланетной внешностью, которая живет в Калининграде и снимается для Gucci и других брендов. Я начал адаптировать историю под нее и затем придумал мужского персонажа, в роли которого видел только Максима Стоянова. Он в свое время сразил меня своей игрой в «Гив ми либерти». Написали ему честно: «Вот поэпизодный план. Денег нет, но ты приезжай. Отснимем все за десять смен, диалоги вместе напишем». Макс согласился.

Часто режиссеры прибегают к сай-фаю, чтобы поговорить со зрителями о чем-то актуальном. О чем ты хотел поговорить с публикой?

— О классическом противостоянии общества и человека, который мыслит не как все. Меня давно мучает мысль: вдруг те люди, которых принято считать сумасшедшими, на самом деле нормальные? А что-то не так как раз со всеми нами. Что если их мозг устроен максимально правильно, а мы со своими потребностями, покупками и благами живем неправильную жизнь?

— Большое впечатление при просмотре производит дом главного героя. Расскажи о нем.

— Это не декорация. Дом появился значительно раньше, чем наше кино. Когда-то давно прочитал о нем в местной газете и с тех пор мечтал снять документальный фильм про владельца. Мужчина строил здание 20 лет из ненужных вещей, и получился полноценный арт-объект со своей историей. К сожалению, спонсора для дока найти не удалось, но я продолжал держать этот дом в голове и, разрабатывая идею «Пришельца», вспомнил о нем снова. Мы связались с хозяином, который прилетел из другой страны, чтобы все показать. Выяснилось, что строительство он начинал еще со своим отцом, у которого была мечта возвести высокую башню с видом на Уральские горы. В общем, это потрясающая локация. Внутри дома каждый миллиметрик украшен всякими штуками: тут какой-то рыбий хвост прибит, там какая-нибудь баночка, здесь — скляночка.

— У тебя есть опыт в документальном кино?

— Небольшой. Лет восемь назад при поддержке Samsung снимал документальную короткометражку про Александра Журавлёва, незрячего фотографа. После удара головой у него сохранилось лишь 2% зрения. Несмотря на это, Александр путешествует по миру со своей собакой, катается на лыжах и делает классные снимки. Вместе мы отправились в небольшую экспедицию по Уральским горам и сняли кино о том, как он фотографирует. Чуть позже организовали выставку работ. В итоге вся эта история набрала обороты, и Олимпийский комитет пригласил Александра побыть факелоносцем. Разумеется, мы решили делать вторую часть: полетели в Корею и сняли, как незрячий парень, еще вчера живший в каком-то своем мире, теперь несет олимпийский огонь.

— Ты говорил, что все твои работы автобиографичны. «Пришельца» это тоже касается?

— Отчасти да. Конфликт угнетенного человека с обществом мне близок и понятен. У меня тоже есть свои странности, пусть и не настолько яркие, как у нашего Лёхи. Например, я не мог есть в школьной столовой. Еще ходил с проколотыми ушами и рваными штанами, сталкивался с непониманием учителей и плохо находил общий язык с одноклассниками. Несколько раз меня пытались выгнать из школы. Возможно, что-то из детства проросло и в «Пришельце». В гиперболизированном виде, конечно же.

— Все чаще в медиа рядом с фамилией «Соснин» можно увидеть приписку «режиссер позитивного и доброго кино». Как ты относишься к такому амплуа?

— Спокойно. После «Далеких близких» ко мне приходили продюсеры и говорили: «Ваня, надо выходить из замкнутого круга. Давай делать триллеры!» Кто-то даже предлагал снимать проект для РЕН ТВ. Решил, что не хочу. Я эмоциональный человек. Когда пишу сценарии, то перевариваю весь материал, пропускаю его через себя. Делать это с триллерами, хоррорами и прочими ужасами сложно. У меня, например, лежит в столе сценарная заявка про тюрьму и убийства. Стриминги были готовы ее купить — надо только расписать. Сажусь за стол. Проходит месяц, другой. Понимаю, что не могу себя насиловать и зрителя мучать тоже не хочу. Поэтому выбрал другой путь — снимать фильмы, после которых есть какой-то свет, желание жить. Хотя и не отрицаю, что со временем, возможно, поменяю взгляды, начну творить в другом направлении.

— Ты уже приступил к съемкам нового проекта «Легенды наших предков». Что это такое?

— Это снова роуд-муви. (Смеется.) Кино про отца и дочку, которые путешествуют по России и собирают умирающие легенды. В последнее время в отечественном кинематографе появилось достаточно много сказок. Большинство из них основаны на хорошо известных персонажах — Бабе-яге, Кощее и так далее. Но в нашей многонациональной стране есть и другие мифы, о которых из-за глобализации помнит все меньше людей. В фильме мы даем им новую жизнь. Поэтому среди персонажей будут волшебные существа, которые нуждаются в помощи. По настроению проект будет чем-то похож на «Тайну Коко».

— А «Мамонтов» дождемся?

— Дождемся совсем скоро. Однако я не снимал весь сезон. После пилота ушел работать над «Югом», а в «Мамонтах» остался креативным консультантом. В кресло режиссера сел Миша Чистов, однако я иногда приезжал на смены, следил за работой. Сейчас сериал активно монтируется. С ним все хорошо.

— Ты много путешествуешь. Есть любимое место на карте страны?

— Ольхон! Крупнейший и очень кинематографичный остров на озере Байкал. Бывал там мельком во время производства «Далеких близких» и третьей серии «Юга». Теперь мечтаю снять в этом месте полноценный фильм. Остров, где человек еще не успел все застроить, того заслуживает.

У тебя есть хобби?

— Обожаю зимние виды спорта. Занимался горными лыжами, ходил в школу олимпийского резерва и всегда следил за успехами российских спортсменов на Олимпиаде. Александр Большунов или, например, Сергей Устюгов — мои герои. Помню, как ездили на всякие чемпионаты, надевали шапки-ушанки и красились в триколор, поддерживали атлетов. Теперь же соревнования стало сложно смотреть, потому что наши ребята в международных стартах не участвуют. Не могу выбрать, за кого болеть, поэтому хобби постепенно сходит на нет. Надеюсь, рано или поздно ситуация изменится.

— Расскажи о своих музыкальных предпочтениях.

— В отличие от многих друзей, я редко слушаю музыку. Даже не помню, где мои наушники лежат сейчас. Гуляя по улице, предпочитаю слушать звуки города. А музыку могу включить, когда сижу дома или работаю. Нередко, кстати, подбираю композиции для фильмов самостоятельно. В связи с этим стараюсь слушать много новых российских групп. Так, в конце «Пришельца» появилась песня Дарьи Виардо. Еще мне нравится группа Beautiful Boys — ребята, думаю, скоро выстрелят. Советую также обратить внимание на екатеринбургский коллектив «Сова». Несколько его песен звучат в четвертой серии «Юга».

— Есть песня, которая лучше всего говорит о тебе?

— Саундтрек «Ла-Ла Ленда» опять же. Нахожу в нем все что нужно. Могу послушать час дома, и в голове все встает на места.

— Что поддерживает тебя в трудные времена?

— Три главные женщины в моей жизни: мама, жена Яна и дочка Соня. Супруга — продюсер всех моих фильмов, творческий соратник. Если у меня проблемы в жизни или на работе, Яна всегда поймет и поможет. Если говорить о каких-то краткосрочных депрессиях, то отвлечься и восстановить силы помогают пиво, чипсы и какой-нибудь стендап. (Смеется.) Время от времени мне просто на пару часов нужно отключить голову и посмотреть что-то нелепое, дебильное.

— Твой любимый комик?

— Не могу выделить кого-то конкретного. Меня, скорее, интересует срез. Поэтому смотрю Openmic, где выступают самые разные ребята. Нравится изучать, кто как формирует мысли, о чем шутят в разных регионах.

— А дочка уже интересуется кино?

— Да! Мы брали ее на съемочную площадку «Легенд» в Екатеринбурге. Она уже фанатка наших героев. Подходит и спрашивает: «А когда в гости придет мохнатик-волосатик?» А иногда берет в руки телефон, открывает камеру и говорит: «Я тоже пошла работать!» Возможно, когда повзрослеет, начнем снимать ее в наших проектах.

— Ты снимал и полные, и короткие метры, недавно попробовал силы в производстве сериалов. Какая форма тебе в итоге ближе?

— Твой самый большой в жизни страх?

— Потерять родных и близких.

— Точно не сериальная. Во время съемок «Юга» я несколько раз чуть не умер. Восемь регионов, постоянные перелеты, куча актеров. Это был очень тяжелый, но, безусловно, полезный опыт. А вот полные и короткие метры делать суперкомфортно. Последние вообще можно снять за три смены. Не успеваешь опомниться, а уже все готово.

— В режиссуре ты самоучка. Какой самый ценный урок ты усвоил за пять лет в кинематографе?

— Меньше сомневаться и больше делать — вот главный урок. Пока ты думаешь и рефлексируешь, можно три раза успеть сделать что-то. Поэтому лучше не бросать начатое, доводить материал до конца, показывать его публике и, получая фидбэк, совершенствоваться.

С какими актерами ты хотел бы поработать в будущем?

— Не хочется выделять кого-то из наших артистов, чтобы никого не обидеть, так что назову иностранных. Хотел бы снять Уиллема Дефо, Эмму Стоун, Джона Малковича и Дэнни Трехо.

— Есть мысли о международном проекте?

— У меня был опыт съемок в Узбекистане, Грузии и Корее. Но пока что комфортнее всего снимать в России. Лучше знаю фактуру, плюс здесь у нас хорошая команда. Мне кажется, в своих фильмах я раскрыл лишь малую часть того потенциала, которым страна обладает.

Твое тотемное животное?

— Мои питомцы — кот Вася и черепаха по имени Черепашка. Никакое другое имя не прижилось. (Смеется.)

Что бы ты сказал себе пятилетнему?

— Не переживай, все будет хорошо!

Что бы пожелал себе через 20 лет?

— Не терять азарта и детской наивности. А еще следить за здоровьем!


Автор: Никита Демченко

Фото: Маша Добрыгина для Кинопоиска

Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

22 октября18
17 октября5
18 октября22
23 октября8

Главное сегодня

Сегодня3
Сегодня5
Вчера5
Сегодня0
Сегодня1
Вчера5
Вчера7
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации