«Планета Джанет»: атмосферная и медленная инди-драма взросления от A24

Обсудить0

В российский прокат выходит расхваленное американской критикой драмеди студии А24 про долгое лето 1991-го. Это кинодебют известнейшего американского драматурга Энни Бэйкер и первая главная роль Джулианны Николсон («Герой наших снов», «Тоня против всех»).

1991 год. 11-летняя Лейси (Зои Циглер) живет с мамой в уютном домике в массачусетском лесу. Мама Джанет (Джулианна Николсон) не так давно получила диплом иглотерапевтки и работает из дома, хотя клиентов, мягко говоря, немного. Впрочем, дедушкино наследство помогает не волноваться из-за денег. Друзей у Лейси нет, и в летнем лагере она долго не выдерживает. «Я покончу с собой, если ты меня не заберешь», — деловито заявляет она маме по телефону посреди ночи. Мама слушается, а наутро Лейси уже жалеет: выясняется, что ей там все были рады.

Каникулы продолжаются дома. Сначала там тусуется мамин бойфренд — страдающий мигренями странный молчун Уэйн (Уилл Пэттон). По совету Лейси мама его бросает. Затем в гостиной поселяется давняя мамина подруга Реджина (Софи Оконедо), но вскоре и с ней приходится расстаться. Она не платит арендную плату, не делится шампунем и критикует давние мамины решения. Сама дерзкая Реджина сбежала из местной секты высокодуховных театралов. Бородатый духовный лидер этой коммуны, Ави (Элиас Котеас), зовет Джанет на свидание с пикником и поэзией. Лейси тихонечко разочаровывается в потерянной маме и параллельно ходит на уроки пианино.

Драмы взросления — главный конек студии А24 после хорроров. Среди них есть и фантазии про пердящий труп («Человек — швейцарский нож»), и триллеры про похищение («Комната»), и оскароносные исследования черной маскулинности («Лунный свет»). Однако по духу «Планета Джанет» все же ближе к более созерцательным ретроисториям студии вроде «Середины 90-х» про лос-анджелесских скейтеров и «Леди Бёрд» про скучные будни в Сакраменто нулевых. С дебютом Джоны Хилла кино роднит 16-миллиметровая пленка, с дебютом Гервиг — тема отношений с матерью. Еще одна ламповая трагикомедия наблюдений, в которой мало чего происходит. Зрителям предлагается понять и полюбить героев в первую очередь за их трогательное несовершенство.

Зои Циглер и Джулианна Николсон

«Планета» — дебют в кино известного драматурга Энни Бэйкер. Ее пьеса «The Flick» о сотрудниках провинциального кинотеатра получила Пулитцеровскую премию. В ее адаптации чеховского «Дяди Вани» блистал Майкл Шеннон в роли Астрова. Театральные критики хвалили истории Бэйкер про ежедневные проблемы обычных людей из маленьких городов за своеобразное чувство юмора, искренность и эмоциональную точность. «Как и все великие драматурги, она ставит перед зрителями зеркало», — писали про Бэйкер в The Daily Beast в 2017-м. В том же году ее наградили престижной стипендией Макартура за «изображение абсурда и трагедий, вытекающих из ограничений языка». Все это можно сказать и про бэйкеровский фильм о меняющейся динамике в семье.

Кстати, о семье. Муж Бэйкер, киновед Нико Баумбак — родной брат Ноа Баумбака (обоих она благодарит в финальных титрах вместе с Ари Астером). В общем и целом, «Планета Джанет» — это типичное кино Ноа Баумбака времен его сотрудничества с Уэсом Андерсоном. За похожими дисфункциональными семьями мы наблюдали в «Кальмаре и ките» и крайне недооцененной «Марго на свадьбе». В обоих фильмах смышленые дети росли под нездоровым влиянием невротических родителей, что заставляло первых быть мудрее и внимательнее взрослых и, что называется, делать выводы. Впрочем, даже по сравнению с этими картинами или, скажем, с работами Келли Райхардт и Майка Миллса (других любимцев фестивалей и А24) кино Бэйкер очень тихое, неспешное и камерное, без эмоциональных всплесков и без звезд в кадре.

Софи Оконедо и Джулианна Николсон

Хотя с исполнителями полный порядок. Веснушчатая Джулианна Николсон, никогда не теряющаяся на вторых ролях, наконец-то играет главную. Зои Циглер — юная смесь Вуди Аллена и Мэрил Стрип — органично и умилительно меланхолична. Весь фильм — череда выразительных портретов этих талантливых актрис. Камера никогда не двигается, кадры длятся долго, оператор Мария фон Хаусвольф, постоянно работающая с исландцем Хлинюром Палмасоном, может обрезать половину макушки, чтобы показать интересное положение рук. Иногда симметрия в кадре напоминает уже об Андерсоне. Птицы щебечут, по дорожке шаркают ножки. Здесь точно есть атмосфера, а это для планеты очень важно.


Автор: Михаил Моркин

Маша подозревает, что ее новая няня — мошенница. Комедия с Равшаной Курковой о преимуществах умного дома
В главных ролях:Милана Хаметова, DAVA, Равшана Куркова, Алексей Маклаков, Юлианна Михневич, Александр Головин, Дмитрий Калихов
Режиссер:Василий Свиридов
Уже в подписке

Смотрите также

4 сентября0
4 сентября19
28 августа3
27 августа2

Главное сегодня

14 сентября1
14 сентября6
14 сентября20
14 сентября0
12 сентября2
Вчера0
Вчера3
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации