«Квир»: передозировка Берроуза Лукой Гуаданьино

Обсудить0

Материал не предназначен для читателей младше 18 лет.

В Венеции состоялась шумная премьера фильма Гуаданьино по роману Уильяма С. Берроуза об экспате, который ищет в Латинской Америке любовь и вещества. В главной роли — бесстрашный Дэниэл Крэйг.

Станислав Зельвенский

Критик Кинопоиска

Где-то в середине прошлого века Уильям Ли (Дэниэл Крэйг) — американец средних лет, литератор с наркотической зависимостью, покинувший родину из-за проблем с законом — живет в Мехико. Большую часть суток он проводит в сомнительных экспатских барах, где с переменным успехом волочится за деклассированными красавцами. Однажды Ли увлекается Юджином (Дрю Старки) — серьезным, слегка загадочным молодым человеком неопределенной сексуальной идентичности.

Худшее, что может случиться с кинорежиссером, — это проект мечты. Когда автор фильма говорит, что грезил о нем много лет еще с юности, что это глубоко личная история, что это экранизация его любимой книги и так далее, с большой вероятностью все это предвестие беды. Стремясь порадовать себя 17-летнего, режиссер забывает обо всех остальных зрителях. А любовь, к счастью и к сожалению, заставляет нас терять голову.

Дэниэл Крэйг и Лука Гуаданьино на съемках фильма

В силу особенностей массмедиа и человеческого любопытства львиная доля разговоров про «Квир» Луки Гуаданьино, экранизацию одноименного тоненького романа Уильяма С. Берроуза, будет касаться эротических сцен фильма. Что ж, они там действительно есть, и довольно горячие. Гетеросексуальный актер Дэниэл Крэйг, не опасаясь, очевидно, за свою маскулинность, экспериментировал с гомосексуальными персонажами еще задолго до Бенуа Бланка — одной из первых его заметных ролей был молодой любовник художника Бэкона (примерно то, что тут играет Дрю Старки) в «Любовь — это дьявол».

Здесь Крэйгу досталось альтер эго Берроуза — битник в полузавязке (активная героиновая фаза Уильяма Ли описана в предыдущем романе — «Джанки»), потихоньку распадающийся, по собственному определению, в мексиканских притонах. Мятый белый костюм, шляпа, пижонские очки и пистолет на поясе — испытанные временем колониальные клише с легким налетом Хантера С. Томпсона (который в те годы еще ходит в школу). Ли, впрочем, не белый мачо, а неуверенная в себе старая кокетка, мечтающая о кратковременном утешении. Потеющий гримасничающий Крэйг вполне хорош, хотя восторженные отзывы, которые уже посыпались на эту роль, в большой степени, кажется, обусловлены контрастом: вчера — Бонд, а сегодня вон как (хотя в этом в принципе и заключается работа артиста).

Сказать что-то о Старки гораздо сложнее: его герой — силуэт, соблазнительная энигма, проекция определенного толка фантазий. Не то чтобы невиданная в кинематографе ситуация, но она чем дальше, тем больше саботирует попытки Гуаданьино синхронизировать нас с главным героем. Понятно, что «Квир» сложнее, чем история односторонней (по большей части) влюбленности: Ли обреченно ищет не любовника, а ободряющих слов от равнодушной вселенной, и Юджин тут — фигура условная, символическая. Но непонятно, почему он тогда так часто торчит в кадре, физически занимает место на экране, что мы, зрители, должны видеть в этом молчаливом молодом человеке.

Дэниэл Крэйг и Дрю Старки

Первая часть фильма разворачивается между барами и дешевыми отелями. Мексика полностью снята в павильоне на фоне живописных задников — ход небезынтересный, но подчеркивающий театральность происходящего, и без того регулярно зашкаливающую. Из героев второго плана можно выделить приятеля главного героя, Джейсона Шварцмана, который тут превращен в какого-то гей-хоббита, чей облик и манеры отсылают, видимо, к Аллену Гинсбергу. Совсем эпизодические появления в фильме у коллег Гуаданьино — режиссеров Дэвида Лоури, Эриеля Шульмана и Лисандро Алонсо. Певец по имени Омар Аполло в начале занимается с Крэйгом сексом.

Во второй половине Ли и Юджин отправляются в вояж по Южной Америке (по-прежнему не покидая студию Cinecittà) и встречают в джунглях крайне эксцентричного доктора в исполнении Лесли Мэнвилл, с которой есть пара смешных сцен. Ли (и Берроуз в жизни) озабочен поиском аяуаски — в представлении героя это магический наркотик, который расширит ему сознание и откроет столь необходимую возможность телепатии.

Дэниэл Крэйг

Здесь фильм меняет курс и из местами чувственной и печальной, местами нестерпимо манерной гей-баллады дрейфует в образность откровенно психоделическую. Сюрреализм — опасная территория для визуально одаренного художника, и Гуаданьино эти зыбучие пески засасывают с головой: «Квир» окончательно теряет фокус и становится набором претенциозных панно. Сны и галлюцинации, вырванные из суховатой берроузовской прозы, смотрятся красиво, но пусто и скучно. Вдобавок итальянец напрасно ввязывается в заочную дуэль с Дэвидом Кроненбергом, в чьем «Голом завтраке» уже были и все эти многоножки, и, например, злосчастная игра в Вильгельма Телля.

Обживая и присваивая любимую книжку, Гуаданьино делает ее заложником собственного рафинированного, преувеличенного стиля; в его объятиях она испускает дух.

Маша подозревает, что ее новая няня — мошенница. Комедия с Равшаной Курковой о преимуществах умного дома
В главных ролях:Милана Хаметова, DAVA, Равшана Куркова, Алексей Маклаков, Юлианна Михневич, Александр Головин, Дмитрий Калихов
Режиссер:Василий Свиридов
Уже в подписке

Смотрите также

2 сентября8
31 августа11
29 августа12
30 августа4

Главное сегодня

14 сентября1
14 сентября6
14 сентября20
14 сентября0
12 сентября2
Вчера0
Вчера2
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации