Кинопарки, копродукции и мировые тренды: что обсуждали на Московской неделе кино

Обсудить0

В Москве завершилась первая Международная неделя кино. Мероприятие объединило на одной площадке 130 делегатов из 47 стран, включая министров культуры и креативной экономики и топ-менеджмент крупнейших зарубежных продакшенов. Ключевым вопросам отрасли было посвящено 30 панельных дискуссий, круглых столов и обсуждений. Кинопоиск посетил деловую программу кинорынка и выбрал главные тезисы.

Креативные индустрии будущего: мировой опыт

Началась деловая программа с пленарного заседания с представителями Индии, Казахстана, Южной Африки, Азербайджана и Панамы. По словам главы московского департамента культуры Алексея Фурсина, в 2022 году вклад креативных индустрий в столичный валовый региональный продукт составил 9,1%. В общей сложности здесь работает более 108,5 тысячи предпринимателей. Что касается кино, то в 2023 году объем российского контента в отечественных кинотеатрах составил 72% (против 20% в 2019-м). После 2022 года с уходом американских студий-мейджоров география иностранных фильмов в прокате расширилась — появилось кино из Индии, Китая и (неожиданно) Индонезии. За последние годы существенно вырос спрос и на творческих специалистов — программистов, дизайнеров, художников и т. д. В связи с этим в Сколково создают кластер видеоигр, ориентированный на поддержку инди-команд.

А в Казахстане эта индустрия насчитывает 43 тысячи предприятий. Местные власти определили четыре шага по их успешному развитию. Первый — налоговое стимулирование. В республике запустили специальный налоговый режим, из-за чего за первый квартал 2024-го количество субъектов креативных индустрий выросло на 6,5 тысячи единиц. Второе — развитие инфраструктуры. Третье — институционализация, создание корпоративного фонда «Фонд поддержки креативных индустрий». Интересно, что часть денег, которые жители проигрывают на ставках и в лотерею, также пойдут на развитие индустрии. Последний пункт — цифровизация. Власти намерены внедрять системы мониторинга и пересмотра деятельности ОКУПов, а также систему «Е-кино», позволяющую повысить прозрачность работы кинотеатров.

Алексей Фурсин

В рамках проекта «Москва — город кино» модернизируется и создается самая масштабная киноинфраструктура для организации кинопроизводства полного цикла в России, а также формируется система поддержки индустрии для развития международного сотрудничества».

Алексей Фурсин, руководитель департамента культуры города Москвы

Написать сценарий мечты и зацепить весь мир

Андрей Золотарёв, автор «Слова пацана» и «Ста лет тому вперед», и турецкая сценаристка Айсе Кутлу, написавшая «Постучись в мою дверь», обсудили муки творчества. Золотарёв сказал, что пишет через боль, и для него самым вдохновляющим моментом в работе являются пункты о штрафных санкциях в договоре, а еще что он черной неприятной завистью завидует Айсе, которая пишет по сто страниц в день. Та рассказала, что ей помогают ограничения: в Турции жестко регламентированы поцелуи на экране, и она вынуждена изобретать, как ей удерживать вместе на протяжении десятков серий парня и девушку, что отказываются разговаривать.

На вопрос о причинах популярности турдизи в мире она ответила, что, помимо пересечений культур, Турцию отличает чувство общности: вокруг каждого турка всегда кто-то есть — семья, друзья, вредные и добрые коллеги, соседи, которые о чем-то зудят. Возможно, огромное количество одиноких людей в мире находят это чувство общности в турецких сериалах. Также обсудили угрозу искусственного интеллекта, которым оба сценариста пользуются: Золотарёв — для исследований, чтобы быстрее искать нужную информацию в сети, а Айсе — чтобы чуточку разгрузить себя от огромного количества работы.

Евгения Маркова, Андрей Золотарёв и Айсе Кутлу

«Да, искусственный интеллект немного пугает. Это как робот-пылесос, который ночью включился, и ты думаешь: „Какого черта?..“»

Андрей Золотарёв, сценарист

Кинопарки — мир для съемок и новые точки притяжения туристов

Представители России, Индии, Китая и Таиланда поговорили о производственном и туристическом потенциале кинопарков, они же натурные площадки. Например, Ramoji Film City в Индии позволяет проходить по полному циклу производства. Китайская Hengdian World Studios предлагает свыше 50 площадок для съемок, в том числе локации для работы под водой. А киногород Kantata в Таиланде привлекает иностранных партнеров. Там, в частности, снимали часть сцен для свежего «Чужой: Ромул» и сериала «Белый лотос».

В России развивается кинопарк «Москино». По словам гендиректора Кирилла Косенко, сейчас работает 18 локаций, четыре павильона и гостиница для съемочных групп. Среди пространств для съемок — ж/д вокзал, аэропорт и деревня. В будущем в кинопарке планируют воссоздать исторические улицы Москвы, построить декорацию школы и больницы. Всего в планах более 60 локаций, в том числе российская провинция и иностранные города (Берлин, Рим, Париж, Лондон). Со временем в кинопарк начнут пускать и туристов. Для них в «Москино» строят филиал Музея техники Задорожного, фестивальные площадки и экшен-парки.

«С появлением нового кинопарка в Москве Россия стала полноценной кинематографической индустрией».

Сергей Сельянов, глава кинокомпании СТВ, продюсер

Турция. Постучись в чужую дверь

Турция занимает второе место среди экспортеров сериалов, уступая лишь англоязычному контенту. Турдизи отличают 140-минутные эпизоды, красивые актеры и бьющие через край эмоции. А в чем секрет успеха? Отвечали мастодонты турецкой индустрии: продюсер Фатих Аксой, делавший среди прочего «Постучись в мою дверь», Керем Чатай, чья компания работала над «Запретной любовью» и «Чукур», а также Атеш Инжи, генеральный менеджер дистрибьютора Madd Entertainment. К ним присоединились российские коллеги — продюсер студии Lookfilm Анна Тихонова и Данила Шарапов из кинокомпании «Медиаслово».

Сериалы называют мягкой силой Турции, при этом государство не участвует в их производстве. Фатих Аксой объяснил, что большая часть бюджета лежит на телеканалах, иногда продюсеры вкладывает дополнительно 10–20% своих средств. Сериалы показывают в прайм-тайм, и между продюсерами идет беспощадная конкуренция за зрителей шести бесплатных каналов. Эта борьба — одна из причин успеха, считает Аксой. Керем Чатай пошутил, что каждый день в 10 утра, когда появляются рейтинги, они с Аксоем мечтают убить друг друга. Атеш Инжи уверен, что Турции помогают ее уникальное географическое положение и история. Местные актеры по этой причине отличаются: они очень разные, поэтому находят миллионы поклонников по миру. При этом Фатих Аксой до сих пор удивлен феномену популярности «Постучись в мою дверь», в том числе его российской славе. Он полагает, что это первый в мире опыт, когда адаптируется сериал, уже ставший хитом в данной стране. Данила Шарапов, снявший наш ремейк, подтвердил, что это был вызов, который оказался удачным. В производстве — второй российский сезон.

Фатих Аксой

«В центре всего — сценарий. Если есть хорошая история, испортить ее невозможно».

Фатих Аксой, продюсер, учредитель Medyapim Group

Ближний Восток. Контент как новая нефть

Российские продюсеры смотрят в сторону MENA (Ближний Восток и Северная Африка). Все страны региона связывает то, что там говорят на диалектах арабского языка, но истории медиаиндустрии и кинопроизводства там очень разные. Спикеры из ОАЭ, Саудовской Аравии, Туниса и России обсудили особенности каждого рынка и возможности сотрудничества.

Лидером по кинопроизводству считается Египет. Тунис имеет давнюю историю кино — 40–50 лет назад здесь снимали, скажем, «Звездные войны», «Индиану Джонса» и другие западные проекты, что стало толчком для местной индустрии. Сегодня здесь работают десятки киношкол, фильмы представлены на мировых фестивалях, выдвигаются на «Оскар». Однако кинорынок в стране небольшой, поэтому тунисский фильм — всегда копродукция, иногда мозаика из семи-восьми стран. Продюсер Хабиб Аттиа, управляющий компании Cinetefilms, говорит, что такое партнерство — трудный процесс.

Противоположная ситуация в странах Персидского залива c быстрорастущим рынком, большим количеством денег, господдержкой и отсутствием собственной киноистории. Саудовская Аравия 40 лет была закрыта, кинотеатры и телесериалы стали доступны лишь пять лет назад. По словам актера-комика и основателя компании Sadaf Хассана Ассири, эта страна — лучшее место для кинопроизводства хотя бы потому, что правительство обещает 40–50% ребейтов. Сегодня снято всего 19 саудовских фильмов, которые по сборам не уступают голливудским блокбастерам.

Генеральный директор Eagle Films из ОАЭ Билал Даяни говорит, что в регионе наблюдается сериальный бум. Но здесь важно понимать мусульманскую специфику: ключевой месяц для платформ — Рамадан, когда сериалы становятся единственным доступным развлечением во время поста. Это и особый формат (30 серий), и содержание. Например, в этом году самым рейтинговым стал проект «Одной жены недостаточно». Российские сериалы в арабских странах не знают, и, чтобы зайти на рынок, по мнению продюсера, нужно приучить зрителя. Как это в свое время сделали турки, потом корейцы, которые поначалу продавали права на трансляцию своих шоу за мизерные суммы.

Катерина Пшеницына, Билал Даяни, Хассан Ассири

«В этот регион нельзя зайти с целью „быстро срубить денег“. Нужно проявить терпение, установить отношения — тогда все получится».

Катерина Пшеницына, эксперт по международной дистрибьюции и копродукции

Копродукция в анимации

Делегаты из Индии, Южной Кореи, Турции, Саудовской Аравии и России обсудили стратегии поиска тем, международных партнеров и рынков, которые сейчас наиболее перспективны для коллабораций. Они поговорили, как копродукция работает на расширение аудитории, а также какие существуют юридические и бизнес-аспекты подобных проектов. Все участники сошлись на том, что важнее всего найти надежного партнера-контрагента, который готов строить долгосрочные соглашения. «Это позволит новому бренду закрепиться на рынке. Должна быть четкая бизнес-модель, понимание, как вы будете монетизировать ваш IP. При этом все детали нужно согласовать с партнерами заранее», — подчеркнул старший вице-президент по стратегии Sunwoo Стив Чо.

Иногда партнеры могут сильно влиять на содержание производимого контента. Об этом, в частности, рассказал генеральный продюсер студии «Воронеж» Владимир Николаев. В качестве примера спикер привел мультсериал The Tales of Wonder Keepers — адаптацию сказки «Снежная королева», которую можно посмотреть на китайской платформе IQIYI. Чтобы выйти в Поднебесной, авторам пришлось подстроить содержимое под местного зрителя: убрать оружие и вырезать сомнительные действия персонажей (китайских партнеров смутило, например, что дети копали землю в городе, а не в лесу). В итоге китайская версия The Tales of Wonder Keepers была изменена на 10–15%.

«Копродукция — провокационная вещь, придется потратить много времени и нервов».

Владимир Николаев, генеральный продюсер студии «Воронеж»

Production Lab. Киноиндустриальные стандарты работы

Завершился первый день деловой программы беседой о технической стороне кинопроизводства. Руководитель Плюс Студии Михаил Китаев и ведущий менеджер проектов в Яндексе Михаил Мазанов рассказали о технических стандартах, которые Кинопоиск разработал для своих партнеров. Необходимость их широкого внедрения представители кинотеатра обсудили с продюсером и режиссером Александром Андрющенко («Сто лет тому вперед», «Лед»). Он отметил, что стандарты качества звука и изображения следует закрепить на уровне киношкол, чтобы о них знал каждый студент, мечтающий попасть в индустрию. До этих пор, по мнению режиссера, за техническим совершенством будут следить лишь энтузиасты и фанаты кино, думающие о зрителе, а не смете. Китаев подтвердил, что продюсеры, привыкшие работать с требованиями телеканалов, неохотно перестраиваются, пытаясь на всем сэкономить. При этом развитие потребительской электроники неминуемо приводит к модернизации кинопроизводства. «Технологии меняют то, как работают ремесла в кино. С ростом разрешения стали видны косяки в декорациях, костюмах и даже гриме. Часть профессионалов стала профнепригодна, пришлось переучиваться, совершенствовать навыки», — отметил руководитель Плюс Студии.

Ксения Болецкая, Михаил Китаев, Александр Андрющенко, Михаил Мазанов

«У меня есть редкая власть. Я и режиссер, и продюсер. Могу позвонить сам себе и сказать: „Давай доплатим за HDR“».

Александр Андрющенко, продюсер и режиссер

Опыт кинокомиссий: как привлечь съемки в регион

Второй день деловой программы стартовал с презентации иностранных кинокомиссий. Представители Индии, Египта, ОАЭ, Таиланда и Мексики рассказали о том, как комиссии помогают кинематографистам с оформлением виз, решением логистических проблем, арендой оборудования и поиском локаций. Спикеры также разобрали успешные кейсы. Так, например, Халид Хоури, представляющий Дубайскую кинокомиссию, перечислил крупные проекты, снятые в Эмиратах, среди которых «Форсаж 7», «Соник в кино», «Звездные войны: Пробуждение силы» и «Дюна». Ахмед Самбад из Египта поделился опытом работы с Гаем Ричи, которому для съемок «Источника вечной молодости» предоставили не только живописные локации, но и два вертолета местных ВВС. «Мы гипермаркет, где можно купить все необходимое для ваших съемок», — заявил спикер.

Координатор киноиндустрии, заместитель гендиректора Кинозавода МЕТМАШ Юлия Голубева рассказала о том, как развивается кинокомиссия в Москве. В этом году она перешла на цифровую платформу Film.Moscow, где кинематографисты могут оставить заявку на локацию, прикрепив сценарий проекта. По словам Голубевой, документ рассматривают день в день, а локации согласуют в течение трех дней (впрочем, на сложные объекты может уйти месяц). Кроме того, в комиссии сформировали пул так называемых киноконсьержей — специалистов, сопровождающих съемки. Они держат связь с продакшеном, помогают решить вопросы с полицией и недовольными жителями. Комиссия взяла на себя функцию перекрытия улиц — ей занимаются специалисты на брендированных машинах, оснащенных комплектом дорожных знаков.

«Наш президент говорит: „Запрещать запрещено!“ Поэтому при оформлении заявки мы ваш сценарий не трогаем».

Гильермо Салдана Пуэнте, генеральный директор кинокомиссии Mexico City

Международные проекты и лидеры общественного мнения

Панель, изначально посвященная роли блогеров в формировании общественного мнения, превратилась в презентацию реалити-шоу телеканалов семьи ГПМ, снятых в Африке, ОАЭ и Китае. Генеральный продюсер телеканала ТВ-3 Константин Обухов рассказал о шоу, в котором семья рэпера Джигана меняется домом с деревенской семьей. Обещают показать, как музыкант продает картошку и отрывается на сельской дискотеке. Модератор — управляющий директор «Газпром-Медиа Развлекательное телевидение» Тина Канделаки — анонсировала сериал про приключения Джо Байдена в России (его сыграет Дмитрий Дюжев), многосерийную комедию «Третье сентября» с Михаилом Шуфутинским и телефильм по «Бриллиантовой руке» от создателей «Самоиронии судьбы» (по словам гендиректора ТНТ, на производство новогодних спешелов уходят сотни миллионов рублей). А в кинотеатрах Канделаки посоветовала поддержать «Волшебника Изумрудного города», который выйдет в прокат 1 января: «Я уже посмотрела картину, и это просто космос! Наш ответ западным блокбастерам». Другим спикерам досталось меньше эфирного времени. Медиаменеджер Лика Бланк поделилась опытом съемок в Китае и других странах, певец Анатолий Цой изъявил желание чаще сниматься в игровом кино, а актер, блогер и боец ММА Александр Зарубин трогательно признался в любви к отцу.

Борис Ханчалян, Тина Канделаки, Константин Обухов, Анатолий Цой

«Мы научились делать телефастфуд — контент с колес. Снимаем очень быстро и попадаем в ожидания аудитории».

Борис Ханчалян, советник генерального директора «Газпром-Медиа Холдинга»

Таланты за кадром: стратегии создания, привлечения и удержания кадров в кино

Руководители частных киношкол обсудили, какие специалисты будут востребованы, как их привлечь, обеспечить их рост и мотивацию. Все спикеры сошлись на том, что индустрия страдает от кадрового голода. Причем, как правило, не хватает специалистов так называемого среднего звена: монтажеров, редакторов, специалистов по графике и так далее. «Нам кажется важным популяризировать непопулярные профессии», — подчеркнула руководительница Московской школы кино Мария Ситковская. С коллегой согласился Михаил Врубель, продюсер и один из основателей школы «Индустрия». Он также заявил о необходимости ввести специальные кредиты на дополнительное профессиональное образование: «Талантов, неспособных оплатить обучение, но способных делать топовый контент, сейчас очень много».

«Работа сценариста — переписывать, работа режиссера — переснимать, работа продюсера — переделывать. Иногда молодые авторы говорят: „Вот три драфта. Какие, на фиг, правки?“ В таком случае мы обижаемся и ищем других».

Илья Бурец, креативный директор онлайн-кинотеатра Kion

Азия и Россия. Экшен-драма «Амура» как международный проект на стыке культур

О приключенческой экшен-драме онлайн-кинотеатра Kion рассказали ее режиссеры Андрей Джунковский и Илья Овсенев. Проект разрабатывался на протяжении четырех лет, снимали его в России и Азии. Помимо Юрия Колокольникова, Екатерины Вилковой и Аскара Ильясова, в сериале снимались актеры из Японии, Таиланда и латиноамериканских стран. Алёна Михайлова сыграла главные роли — девушек-близняшек из детдома: Аня стала бойцом ММА, Надя уехала в Японию. Спустя годы Аня получает от сестры сообщение-просьбу о помощи и отправляется на ее поиски. Она выясняет, что якудза продали Надю в сексуализированное рабство, и пытается спасти сестру. На панели анонсировали коллаборацию с художникам Гжели, которые разработали орнаменты для коллекции стаканов и статуэток с элементами стилистики «Амуры» и с азиатскими мотивами.

Полина Ильина, Максим Филатов, Андрей Джунковский, Илья Овсенев, Степан Родин, Оксана Косаченко

«Мы не пытались воссоздать аутентичную Японию. Нам нужен был другой мир, в котором героиня чувствовала себя непривычно. Поэтому мы постарались сделать азиатский Готэм-Сити».

Андрей Джунковский, режиссер

Индия: идеальный микс танца и боевика. Китай: кинематографическое чудо Поднебесной

Парные панели, посвященные производству, рынку и совместным проектам России с Индией и Китаем. На них провозгласили, что ковид, который мог уничтожить привычку ходить в кино, сыграл на руку местным кинематографиям. И в Индии, и в Китае стали больше смотреть национальное кино. В Китае по состоянию на 2024 год доля иностранных фильмов составила всего 20%, когда до пандемии она была более 50%.

Теллугское кино — Толливуд, который становится таким же мощным кинобрендом, каким раньше был Болливуд — стремится к американской модели, в которой большую часть кассы блокбастеры зарабатывают за пределами местного рынка. Диль Раджу, президент Гильдии кинопродюсеров Телугу, сказал, что потенциал развития их индустрии также в сокращении издержек: огромные деньги, которые тратят в США на спецэффекты, в Индии превращаются в совсем небольшие. Продюссер Рошан Датт также рассказал, что образ индийского кино от дикого сочетания экшена и танцев начинает меняться. Хотя национальная культура остается очень эмоциональной, потому что эмоции — лучший объединяющий фактор, ведь Индия — это буквально страна, составленная из разных стран.

А продюсер Вадим Быркин, который снимал российско-китайский фильм «Красный шелк» с Гошей Куценко и Милошем Биковичем, подчеркнул, что важно понимать национальные особенности. Русским нужен час на обед, а у китайцев есть определенные моменты в день, когда они должны сделать перерыв на 30 минут. Съемочные группы в Китае насчитывают 300 человек минимум, а бывает и по 2000 человек (в сравнении с 100–150 участниками в России). Люди работают без выходных, но есть профсоюзы; примечательно, что самый сильный — у массовки.

Ду Лян

«Если хотите выпустить свой фильм в Китае, то не надо ждать, когда закончится прокат в России. Нам неважно, сколько фильм собрал у себя на родине. Качество и содержание — гораздо более принципиальные моменты. Разрешения придется ждать от месяца до полугода. Часто может вообще не быть никакого ответа. Честно говоря, это сложно. Очень важны не только вопросы качества, но и доверия, налаженных связей, GR-моменты».

Ду Лян, продюсер, дистрибьютор, режиссер, Beijing Airmita Culture Development Co., Ltd

Копродукция. Привлечение частных инвестиций, региональная и городская поддержка

Разговор на финальной панели ее ведущий, гендиректор «Централ Партнершип» Вадим Верещагин, начал с неожиданного вопроса участникам: как вы пришли в кино? Продюсеры Михаил Врубель и бразилец Джей Пи Якобсен сказали, что все началось с детских экспериментов с ручной камерой. Врубель снимал в основном хорроры, а еще он рассказал, что для копродукции надо выбирать артистов, которые могут быть популярны на нескольких территориях; другой ключ — универсальные истории, которые съемочные группы не станут перетягивать в свой локальный контекст. Нигерийский продюсер Эний Омеруах заявил, что у его государства нет никаких совместных договоров о копродукции, как, скажем, у России с Китаем, но нигерийские фильмы много смотрят в диаспоре по всему миру. По его мнению, задача государства в таких странах, как Нигерия и Индия, — повышать репутацию работы в кино, чтобы родители не сходили с ума, когда их дети заявляют, что собираются стать актерами.

Вторую часть сессии фактически захватил южноафриканский продюсер Харри Хофмер, прочитавший пламенный монолог о необходимости объединений креативным индустриям из BRICS и о том, что ЮАР будет рада творческой энергии от молодых россиян.

«Нам нужна общая контентная библиотека для стран BRICS, общая сеть и системные действия, которые бы защищали наши страны от диктата глобального контента и позволяла вложенным инвестициям в кино оставаться внутри наших стран. Мне не нравится, что предел наших достижений — это номинация на „Лучший иностранный фильм“ на „Оскаре“. Я хотел бы, чтобы наши проекты были „родными фильмами“».

Харри Хофмер, продюсер и агент из ЮАР


Авторы: Никита Демченко, Филипп Миронов, Наталья Афанасьева

Фото: Пресс-служба Московской Международной недели кино

Маша подозревает, что ее новая няня — мошенница. Комедия с Равшаной Курковой о преимуществах умного дома
В главных ролях:Милана Хаметова, DAVA, Равшана Куркова, Алексей Маклаков, Юлианна Михневич, Александр Головин, Дмитрий Калихов
Режиссер:Василий Свиридов
Уже в подписке

Смотрите также

13 августа3
20 августа4
28 августа4
26 августа4

Главное сегодня

несколько секунд назад0
Вчера5
Вчера4
12 сентября1
Вчера3
Вчера0
12 сентября0
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации