«Безмолвное братство» Джастина Курзеля: антифа-триллер с привкусом «Схватки» Манна

Обсудить0

В триллере на основе реальных событий агент ФБР (Джуд Лоу) гоняется за неонацистской группировкой (вожака играет Николас Холт), которая грабит банки и готовит теракты, рассчитывая захватить власть в стране. Дело происходит в 1980-е, но прозрачно отсылает к сегодняшнему дню.

Станислав Зельвенский

Критик Кинопоиска

В 1983 году опытный агент ФБР Терри Хаск (Джуд Лоу) переезжает в тихий городок на Северо-Западе США, где его внимание привлекают листовки на тему превосходства белой расы. С помощью местного полицейского (Тай Шеридан) Хаск вскоре находит труп особенно болтливого супремасиста и постепенно выходит на неонацистскую организацию, сколоченную харизматичным молодым человеком по имени Роберт Мэттьюс (Николас Холт). Они собираются устроить революцию и для партийных нужд профессионально грабят банки и инкассаторские фургоны.

«Братство», как и предыдущие работы австралийского режиссера Джастина Курзеля (за исключением, пожалуй, «Макбета» и Assassin’s Creed), основано на реальных событиях. Если Хаск — персонаж, очевидно, выдуманный, то группировка The Order, она же «Безмолвное братство», взлетела и пала ровно так, как здесь описано, и про нее уже даже как-то сняли телефильм с Уильямом Болдуином. Бросается в глаза, что в этот сугубо американский сюжет Курзель на правах приезжего привлек двух очень характерных британцев; Холт (который уже играл у него в «Подлинной истории банды Келли»), впрочем, обладает даже портретным сходством с Мэттьюсом.

Джуд Лоу, Джерни Смоллетт и Тай Шеридан

Фильм сознательно вписывается в достойную голливудскую традицию гражданских триллеров, от «Полуночной жары» до «Миссисипи в огне», но Курзель явно неравнодушен и к Майклу Манну. Это видно в том, как он выстраивает и экшен-сцены, и отношения между героями. Первое получается очень неплохо: хореография и саунд-дизайн перестрелок помещают зрителя в центр событий, так что каждый выстрел имеет значение.

Со вторым сложнее. Гипертрофированная мужественность персонажей, с которой так ловко управляется тот же Манн (и которая так естественно давалась, допустим, Джину Хэкману), здесь иногда рискованно граничит с самопародией, особенно когда у очередного героя глаза оказываются на мокром месте. В первую очередь это касается Джуда Лоу с его трагическими усами, носовыми кровотечениями и шрамом на волосатой груди. Когда он начинает пересказывать салаге Шеридану случай из практики про информантку в коза ностра, которую выловили в Ист-Ривер («голову… руки, ноги… туловище так и не нашли»), там уже попахивает Николасом Кейджем.

Курзель, жонглируя жанровыми клише, отправляет Лоу многозначительно охотиться на оленей на фоне роскошной твинпиксовской природы американского Северо-Запада. И однажды даже сталкивает его там с Холтом — эпизод очень неправдоподобный, зато сразу вызывающий в памяти «Схватку». Где-то у агента Хаска есть жена и две дочери, и он в начале диктует им сообщения на автоответчик, но чем дальше, тем понятнее, что там все не очень. В фильме погрубее мы бы в финале встретились с его семьей или, наоборот, выяснили, что они давно мертвы, но Курзелю хватает выдержки оставить эту линию незавершенной.

Николас Холт

Холт в роли неонациста из американской глубинки поначалу смотрится странновато, но что-то в этом есть. Мэттьюс, несмотря на дурную прическу, тут вовсе не чурбан с автоматической винтовкой, а сообразительный паренек, не трибун, а скорее, обольститель. Он, в отличие от фэбээровца, живет на целых два дома и искренне, кажется, любит и жену с приемным ребенком, и беременную подругу. Мужчин он объединяет не любовью, а ненавистью, но и там все не так просто; многие из них ищут скорее утешение и дружбу, чем арийскую революцию.

Легко догадаться, что именно послужило поводом для создания этого исторического фильма: на финальных титрах впрямую упоминается штурм Конгресса в январе 2021 года. Неонацистская библия «Дневники Тернера», красная книжица, которая не раз попадает в кадр, и сегодня продолжает волновать неокрепшие умы. Курзель, впрочем, не занимается пропагандой, максимум просвещением, и находит в этой мрачной эпопее возбуждающий пульс триллера.

Маша подозревает, что ее новая няня — мошенница. Комедия с Равшаной Курковой о преимуществах умного дома
В главных ролях:Милана Хаметова, DAVA, Равшана Куркова, Алексей Маклаков, Юлианна Михневич, Александр Головин, Дмитрий Калихов
Режиссер:Василий Свиридов
Уже в подписке

Смотрите также

31 августа11
29 августа12
30 августа4
28 августа3

Главное сегодня

Вчера2
Вчера5
Вчера17
Вчера0
12 сентября1
Вчера3
Вчера49
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации