Художники, писатели и поп-звезды: 10 отличных фильмов Венецианского кинофестиваля, доступных на Кинопоиске

Обсудить0

28 августа стартует 81-й Венецианский кинофестиваль, на котором в этом году покажут сиквел «Джокера», «Битлджус Битлджус», новые работы Педро Альмодовара, Альфонсо Куарона и Пабло Ларраина. Кинопоиск будет писать про все самые заметные фильмы смотра в своем традиционном спецпроекте. А пока советуем вам изучить десять отличных картин из венецианского конкурса прошлых лет.

«Работа без авторства»

Монументальная драма о болезненном прошлом Германии

В детстве Курт Барнерт (Каи Корс) много времени проводил с эксцентричной тетей Элизабет (Саския Розендаль). Она брала его с собой на выставку «дегенеративного искусства», где убежденный в своей правоте гид-ариец называл работы Кандинского пустышкой, а всех, кто не работает на благо Третьего рейха, — болванами и бездельниками. Элизабет попала в психиатрическую клинику, а после этого в концлагерь, откуда не вернулась. А Курт пронес через самые тяжелые годы любовь своей тети к искусству и после войны оказался в Восточной Германии, где поступил в художественное училище. Там Курт познакомился с очаровательной молодой немкой по имени Элли (Паула Бер) и без памяти влюбился в нее. Но есть один подвох: отец Элли когда-то был членом СС и приговорил Элизабет к эвтаназии.

«Работа без авторства» — третья полнометражная работа Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка, который дебютировал в режиссуре в 2006 году с «Жизнью других» и сразу получил «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». После не вполне удачного «Туриста» с Анджелиной Джоли и Джонни Деппом он вернулся к более знакомому материалу и снял это внушительное историческое полотно, которое тоже было номинировано на «Оскар». В основе сюжета лежит вольная биография немецкого художника Герхарда Рихтера, который выступил консультантом съемочной группы, но запретил использовать свое имя. Действие «Работы без авторства» начинается в нацистской Германии и завершается в ФРГ. Хронометраж у ленты соответствующий — три с лишним часа.

«Снега больше не будет»

Загадочная польская сказка о волшебном целителе

Целитель Женя (Алек Утгофф из «Очень странных дел») приезжает в Варшаву и сразу отправляется на прогулку по элитному поселку. Он всюду носит с собой сложенный массажный стол, никогда не снимает черную майку и не перестает улыбаться, храня большую тайну: Женя родился в Припяти ровно через 7 лет после Чернобыльской катастрофы, из-за которой погибла его мать. Весь фильм — набор встреч, столкновений и случайностей, свидетелем которых становится главный герой. Он проходит в богатые дома, ставит стол, начинает делать массаж, а затем вводит хозяев в транс, позволяя им хотя бы ненадолго отрешиться от неприятностей реального мира. Пока клиенты спят, Женя внимательно изучает пространство и анализирует его жителей. Кто они? А кто он? Зачем он здесь на самом деле?

Картина Малгожаты Шумовской («Лицо») и ее мужа, оператора Михала Энглерта («Долина цветов») не только принимала участие в Венецианском кинофестивале, но и была выдвинута от Польши на «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке. «Снега больше не будет» медленно погружает в транс и героев, и зрителей. На примере небольшого сообщества постановщица рассуждает об общих социальных проблемах, затрагивает тему экологии и изучает природу страха.

«Преисподняя»

Готический триллер о мире, в котором справедливость — это иллюзия

Лиз (Дакота Фаннинг) — благочестивая жительница небольшой деревни на Диком Западе. Она не может разговаривать, но зато умеет отлично слушать. Девушка воспитывает двоих детей, помогает по хозяйству мужу-фермеру (Уильям Хьюстон) и работает акушеркой. Однажды в поселении появляется преподобный с жутким шрамом (Гай Пирс). Увидев его, Лиз меняется в лице — кажется, будто она знает этого человека.

Критики посчитали «Преисподнюю» Мартина Кулховена одной из самых жестоких картин смотра на Венецианском кинофестивале в 2016 году (конкуренцию ей могло составить разве что «Сафари» Ульриха Зайдля). Нелинейно выстроенный фильм с первых минут погружает в атмосферу тотальной безысходности, предлагая после каждого удушающе мрачного фрагмента следующий, не менее болезненный (убийства, членовредительство и разные виды психологического насилия). Помимо Дакоты Фаннинг и Гая Пирса, в фильме сыграли Кит Харингтон и Кэрис ван Хаутен, звезды «Игры престолов».

«Двойная жизнь»

Разговорное драмеди об изменах и литературной жизни

Писатель Леонард (Венсан Макень) часто использует биографии друзей в качестве источников вдохновения, демонстративно не обращая внимания на их недовольство. Все свои рукописи он отправляет в издательство старого приятеля, Алена (Гийом Кане), вот только новый роман тот наотрез отказывается публиковать. По одной из версий, все дело в сюжете: Леонард перенес на бумагу собственную измену жене (Нора Хамзави) с актрисой (Жюльет Бинош), сделав вид, что пишет об известной тележурналистке Стефани Волковски. Ситуация осложняется тем, что актриса является женой Алена, который, впрочем, и сам не без греха. Он тайно встречается с молодой коллегой (Криста Тере).

«Двойная жизнь» — бодрая французская комедия Оливье Ассайаса, герои которой переходят от одного стола к другому, то и дело подливают в бокалы вино, ругаются, навсегда расстаются и снова находят поводы для прощения. Попутно они, конечно, рассуждают о будущем литературы. Когда электронные книги вытеснят бумажные? А вдруг у нас не останется ничего, кроме блогов? Нужны ли кому-то литературные критики? «Чтобы все осталось по-прежнему, все должно измениться», — говорят герои, кажется, так до конца и не понимая, что значит эта фраза.

«Новый порядок»

Шокирующая антиутопия о круговороте зла

Невеста Марианна (Найан Гонсалес Норвинд) ждет начала церемонии бракосочетания и бродит по коридорам, здороваясь с новоприбывшими гостями. Родители собирают пухлые конверты, а жених нецеломудренно покрывает Марианну поцелуями при первой же возможности. Неожиданно девушка замечает у ворот дома Роландо (Элихио Мелендес) — мужчину средних лет, который несколько лет назад работал на ее семью. Он просит денег на лечение умирающей жены, но мать Марианны отказывается покрыть расходы Роландо. Добросердечная невеста берет кредитку и покидает особняк «всего на пару минут», чтобы никогда туда не вернуться.

Франко-мексиканская антиутопия Мишеля Франко вторит «Джокеру» Тодда Филлипса, победившему на Венецианском кинофестивале годом раньше. Повествование начинается с короткого флешфорварда, в котором мы видим груды трупов в зеленой краске, а потом рассказывается, как разворачивался беспощадный бунт масс. Высокий забор перестал быть преградой для разъяренных толп, горничные и охранники не захотели терпеть снисходительное отношение, а наличные в сейфе, которые минутой назад были предметом спора, потеряли какой-либо смысл. «Новый порядок» пугает не столько сценами жестоких расправ (их тут в избытке), сколько отсутствием ощущения безопасной дистанции между вымыслом и реальностью. Никто не застрахован от участи стать жертвой слепой классовой ненависти.

«Опасный метод»

Психоаналитическая драма о любви вопреки

1904 год. В швейцарскую клинику, где проводит консультации пока еще начинающий психотерапевт Карл Юнг (Майкл Фассбендер), заносят беспрерывно кричащую девушку Сабину Шпильрейн (Кира Найтли). После игр с едой, плавания в пруду и нескольких успокоительных уколов Сабина приходит на встречу с Юнгом, решившим отработать на пациентке свой новый метод целительных бесед. Он садится на стул позади девушки и просит вспомнить что-то из прошлого. Вскоре выясняется, что причина психоза таится в насилии со стороны отца. Сабина учится справляться с травмой и постепенно проникается искусством психотерапии. Вместе с просветлением приходит и кое-что иное, ранее незнакомое Сабине — влюбленность в женатого лечащего врача. К несчастью для всех, абсолютно взаимная.

Фильм Дэвида Кроненберга основан на пьесе «Исцеление беседой» (ее автор Кристофер Хэмптон написал и сценарий экранизации), а ее источником, в свою очередь, послужил роман Джона Керра «Самый опасный метод». В центре внимания — реальные фигуры, сыгравшие ключевые роли в истории психотерапии: Карл Юнг, Сабина Шпильрейн и Зигмунд Фрейд (его исполнил Вигго Мортенсен). Это одна из самых спокойных работ мастера боди-хоррора Дэвида Кроненберга, на счету которого такие богатые на неприятные образы фильмы, как «Муха», «Видеодром» и «Экзистенция».

«Обход Мика»

Эстетский вестерн про бескрайний фронтир

В середине XIX века многие жители Североамериканского континента отправлялись осваивать Запад, тогда еще совершенно дикий. Путь переселенцев, получивший название «Орегонская тропа», шел через пустыню и был, мягко говоря, небезопасным. Разбойники, неточность маршрута, отсутствие питьевой воды — любой фактор мог стать смертельным для авантюристов. Несколько семей объединяются, чтобы нанять одного на всех опытного проводника по имени Стивен Мик (Брюс Гринвуд) и максимально быстро преодолеть трудный участок. Поначалу все идет хорошо, но скоро обещанные пару недель превращаются в пять, заставляя героев сомневаться в профессионализме Мика. Что если он давно сбился с пути и ведет всех прямиком на смерть?

«Обход Мика» — медленный и, несмотря на описываемые события, невероятно красивый драматический вестерн Келли Райхардт («Первая корова», «Несколько женщин»). Лошади погружаются в воду вместе с вагончиками, люди ставят огромные корзины на головы и ступают в ледяную реку. Каждое действие приближает героев к цели, но каким будет конечный пункт? Не разочарует ли он? Дорогой управляют мужчины, но Райхардт никогда не дает забыть о вечно подслушивающих и подглядывающих женщинах. У них нет права голоса, но есть возможность наблюдать и делать выводы.

«13 убийц»

Кровавый самурайский боевик о борьбе за власть

1844 год. Спокойствию Японии угрожает растущее могущество Наритсуги (Горо Инагаки), кровожадного младшего брата сёгуна. Он жестоко пытает женщин и детей, стирает с лица земли целые семейства и не испытывает никаких угрызений совести. Увы, именно он должен следующим возглавить власть в стране. Чиновники сёгуна в ужасе. Советник Дои (Микидзиро Хира) решать исправить ситуацию в частном порядке и обращается за помощью к опытному и надежному самураю Синдзаэмону Симаде (Кодзи Якусё). Вместе с двенадцатью наемниками тот берет на себя право избавить страну от жестокости Наритсуги. Впереди большая битва, которая станет решающей.

«13 убийц» японского режиссера Такаси Миике — ремейк одноименного самурайского фильма Эйити Кудо 1963 года, признанный критиками удачнее оригинала. Картина получилась на редкость жестокой (героям то и дело отрубают пальцы, руки, ноги и другие конечности) и предельно реалистичной. Миике ответственно подошел не только к изображению сражений, но и к организации быта той эпохи.

«Вокс Люкс»

Культовый фильм про поп-культуру, трагедии и медиа

Неизвестный стрелок принес в школу сестер Селесты (Раффи Кэссиди) и Элеоноры (Стейси Мартин) ружье и устроил жестокую бойню. Обе героини выжили, но Селеста получила серьезную травму спины. Пытаясь пережить теракт, девочки написали песню, в которую вложили всю свою боль. В годовщину трагедии Селеста исполнила композицию и уже на следующий день проснулась знаменитостью. Спустя почти 20 лет повзрослевшая Селеста (теперь Натали Портман) готовится к очередному выступлению в Нью-Йорке, а в Европе происходит очередной теракт. Виновный оказывается непосредственно связан с певицей — он расстреливал людей под ее хит. Теперь героине предстоит мысленно вернуться в прошлое и вспомнить все, что случилось с ней после трагедии.

«Вокс Люкс» радикален: он выносит приговор настоящему, которое состоит из лайков и репостов. В блестящих костюмах и пустых громких словах, мелькающих на экране во время финального выступления Селесты, нет никакого смысла. Новостная лента решает судьбы, а медиа подписывают людям приговор. В 2018-м этот визионерский фильм казался мрачным предсказанием, а в 2024-м он выглядит как прямое зеркало нашей реальности. «Вокс Люкс» стал второй полнометражной работой молодого режиссера Брейди Корбета. Его первая работа — мрачная драма «Детство лидера» (по мотивам рассказа Сартра «Детство хозяина») — тоже побывала в Венеции, где получила приз за лучший дебют. А третий фильм, «Бруталист», покажут на смотре в этом году.

«Молочные зубы»

Инди-драма о взрослении и смерти

Милле (Элайза Сканлен) всего шестнадцать, и у нее еще не выпал последний молочный зуб, но она уже готовится к смерти. Рак постепенно забирает у нее будущие годы и десятилетия. Родители делают все возможное, чтобы оставшееся время дочери было заполнено любовью и заботой, но самой Милле осточертело сидеть дома и трястись от страха после каждого внезапного головокружения. Она мечтает об опасностях большого города, о неожиданных знакомствах и флирте, о нежной любви и шумных ссорах. Все это кажется ей недоступным, но после встречи с хулиганом и наркоторговцем Мозесом (Тоби Уоллес) превращается в реальность. Вспыхнувшая между героями искра дарит девушке долгожданные эмоции и совершенно логично вгоняет в ужас родителей, которым такая связь кажется по меньшей мере опасной.

«Молочные зубы» — полнометражный дебют опытной сериальной постановщицы Шеннон Мерфи («Убивая Еву»), рассказывающий о непростом пути героини, оказавшейся на пороге взросления с осознанием того, что она никогда не сможет его переступить. Мерфи передает власть в руки оператора Эндрю Коммиса и отправляет его внимательно следить за путешествиями Миллы. В длинных диалогах и затянутых паузах прячется желание оттянуть роковой момент, когда выпадет тот самый последний молочный зуб.


Автор: Яна Телова

Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

23 июля9
30 мая3
27 августа12
12 сентября8

Главное сегодня

Сегодня3
Сегодня2
Вчера3
Сегодня0
Сегодня0
Вчера5
Вчера7
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации