«Оно приходит за тобой»: первый слоубёрнер после Достоевского

Обсудить0

На Кинопоиске вышел культовый хоррор Дэвида Роберта Митчелла о проклятии, передающемся половым путем. Михаил Моркин рассказывает, как родившийся во сне фильм изменил всё в индустрии страшного кино.

В юности Дэвиду Роберту Митчеллу, режиссеру микробюджетной истории взросления «Миф об американской вечеринке», раз за разом снился повторяющийся кошмар, в котором его медленно, но верно преследовал таинственный сталкер. От него нельзя было убежать, он постоянно появлялся рядом. Митчелл в то время как раз переживал из-за развода родителей. Так возник сюжет для одного из лучших хорроров 2010-х.

После свидания в кинотеатре студентка Джей (Майка Монро) занимается сексом с бойфрендом Хью в машине на заброшенной парковке. Вместо нахшпиля Хью усыпляет партнершу хлороформом. Джей приходит в себя привязанной к инвалидному креслу посреди каких-то руин, а стоящий рядом Хью объясняет девушке, как она будет жить дальше. Дело в том, что он только что «заразил» Джей проклятием, и теперь ее будет преследовать сущность, принимающая облик разных людей — близких и незнакомых, живых и мертвых. Призрак, которого могут видеть лишь зараженные, двигается не спеша, но всегда настигает жертву. Его нельзя остановить, но можно передать половым путем другому и выиграть время.

Майка Монро
Ингрид Мортимер

Тревожные сны — постоянный источник идей для жанровых кинематографистов. Образ Терминатора посетил Джеймса Кэмерона одной тяжелой ночью во время изнурительных съемок «Пираний 2», а Уэс Крэйвен придумал Фредди Крюгера, когда прочитал в газете об эпидемии ночных смертей среди эмигрантов из Юго-Восточной Азии, страдавших от ночных кошмаров. Митчелл вспомнил о своих снах в 2011-м и написал сценарий за неделю, но на поиски инвесторов ушло несколько лет — никто не верил, что будет страшно.

Надо сказать, что и сам хоррор вышел сновидческим. Например, не очень понятно, когда именно происходит действие. Подростки смотрят по кинескопному телевизору допотопный сай-фай — «Убийц из космоса» и «Путешествие на планету доисторических женщин» (перемонтированную версию советской «Планеты бурь» Клушанцева). В кинотеатрах все еще идет «Шарада» с Кэри Грантом и Одри Хепберн. По пригороду Детройта ездят старые машины. Единственный точный предмет времени — мобильный телефон — появляется лишь в открывающей сцене, которая задает тон всему фильму. Впрочем, специально придуманным для ленты мобильником-ракушкой пользуется сестра Джей. Однако она использует его не для коммуникации, а в качестве электронной книги — читает на нем «Идиота».

Собственно, в финале она вслух зачитывает отрывок из Достоевского: «Если, например, пытка; при этом страдания и раны, мука телесная, и, стало быть, все это от душевного страдания отвлекает, так что одними только ранами и мучаешься, вплоть пока умрешь. А ведь главная, самая сильная боль, может, не в ранах, а вот, что вот знаешь наверно, что вот через час, потом через десять минут, потом через полминуты, потом теперь, вот сейчас — душа из тела вылетит, и что человеком уж больше не будешь, и что это уж наверно; главное то, что наверно».

Вероятно, в ней заложен и основной смысл фильма. Оно — это не метафора ВИЧ или других ЗППП, хотя Митчеллу небезынтересно исследовать страхи и ожидания вокруг секса. В конце концов, посредством секса герои не только обрекаются на смерть, но и спасаются. Оно — это не метафора экономического кризиса, хотя режиссер постоянно напоминает зрителям о классовом неравенстве среди жителей Детройта и его пригородов. Оно — метафора взросления, жизни вообще и в конечном итоге смерти. В интервью Митчелл этого не скрывает: «Наше время ограничено, и мы не можем избежать смерти. Однако любовь и секс — это два способа временно от нее убежать».

Майка Монро

Премьера «Оно приходит за тобой» прошла в Каннах в 2014 году, за несколько лет до того, как в The Guardian придумали сомнительный термин «постхоррор», обозначающий поджанр, в котором «джампскейры заменили на экзистенциальный страх», а A24 превратилась в фабрику умных ужасов (единственным хоррором студии на тот момент был, страшно подумать, треш Кевина Смита «Бивень»). Однако у Митчелла можно найти чуть ли не все составляющие современных инди-хорроров. Действие фильма не разворачивается в 1980-х, но о соответствующей ретроэстетике напоминают зловещий синтезатор композитора Disasterpeace и длинные вуайеристские планы «под Карпентера». Как нынче стало модно, «Оно приходит за тобой» — это типичный слоубёрнер, медленный и меланхоличный. Может быть, Джей и ее друзей не травмируют в кадре родители, однако от них нет никакого толку.


Если бы Карпентер и А24 работали вместе, то получился бы It Follows.

При этом Митчелл вдохновлялся не только «Хеллоуином» (сцена-пролог), «Сиянием» (нервическая атмосфера) и «Кошмаром на улице Вязов» (бесполезные родители), но и куда более старым кино вроде «Носферату», «Нечто», «Твари из Черной лагуны» и «Ночи живых мертвецов». Разумеется, если постхоррор и существует, то ему почти столько же, сколько просто хоррору. Кроме того, в «Оно» сходится сразу несколько поджанров фильмов ужасов. Монстр напоминает о медленных зомби. Связанные с сексом убийства — о слэшере. Тема проклятия — о хоррорах про сверхъестественное.

Жуткое сочетание удачных и простых идей превратило фильм не только в хит, но и в мем. Если бы франшиза «Очень страшное кино» не схлопнулась до выхода «Оно», то наверняка изрядно бы измывалась над секс-демонами. «Оно» пародировали в скетчах Funny or Die, «Робоцыпе» и «Атланте» и обсуждали в «Хорошей жене» и «Крике». Академики написали о фильме книжки и комментарии для blu-ray. В интернете посвятили ему вирусные челленджи с хештегом #ItFollowsChallenge. Квентин Тарантино уважительно критиковал «Оно» в интервью (мифология сущности показалась ему неубедительной), Эдгар Райт внес в списки любимых фильмов, а Джордан Пил цитировал в «Мы». Мало какой фильм ужасов так быстро становился классикой жанра в ХХI веке.

Неудивительно, что «Оно приходит за тобой» запустил множество карьер. Оператор Майк Гиулакис теперь снимает выверенные композиции для М. Найта Шьямалана и Джордана Пила. Монтажер Хулио Перез IV собирает все проекты Сэма Левинсона. Disasterpeace пишет саундтреки для А24 («Тела, тела, тела», «Марсель, ракушка в ботинках»). А Майка Монро превратилась в одну из главных современных «королев крика». За «Оно» в ее фильмографии последовали разномастные страшилки про маньяков, садистов и инопланетян: «Наблюдающий», «Злодеи», «Вторая половинка», «В объятиях лжи» и, разумеется, «Собиратель душ».

Майка Монро
Майка Монро
Кейр Гилкрист и Майка Монро

Тем временем сам Митчелл с тех пор выпустил всего один фильм — синефильский неонуар с Эндрю Гарфильдом «Под Сильвер-Лэйк», который освистали в Каннах и лениво выбросили в узкий прокат (маркетинговые решения А24 далеко не всегда безупречны). Впрочем, следующий год обещает стать для 50-летнего режиссера важным. Warner Bros. выпустит его первый крупнобюджетный сай-фай Flowervale Street с Энн Хэтэуэй и Юэном Макгрегором, а Neon начнет съемки сиквела «Они приходят за тобой», который, по словам Монро, будет более «масштабным, мрачным и е****м [сумасшедшим]», чем оригинал десятилетней давности. Что ж, логично, что продолжение похождений самого медленного монстра в истории жанра попросту не могло добраться до кинотеатров быстро.

Материал впервые опубликован в августе 2024 года и перевыпущен в связи с выходом фильма на Кинопоиске


Автор: Михаил Моркин

Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

21 августа8
21 августа3
13 августа3
16 августа26

Главное сегодня

Сегодня3
Сегодня3
Вчера3
Сегодня0
Сегодня0
Вчера5
Вчера7
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации