Полвека меланхолии: Станислав Зельвенский прощается с Аленом Делоном

Обсудить0

Кинокритик Кинопоиска вспоминает яркую и в конечном счете трагическую карьеру французского актера, который прошел путь, редкий среди звезд-мужчин: сперва покорил мир своей загадочной красотой, а потом стал ее заложником.

Делон на три года пережил Жан-Поля Бельмондо — актера, который начал сниматься одновременно с ним в конце 1950-х и соперничество с которым определило всю его карьеру. Кажется, он из принципа, несмотря на многочисленные намеки на скорую смерть, дотянул до тех же 88 лет, что прожил тот. В 1960–70-е Делон и Бельмондо, порой работая с одними и теми же режиссерами и даже в одних фильмах, с равным успехом представляли две стороны идеализированной французской мужественности (за третий и самый жизненный архетип отвечал Луи де Фюнес) — обаятельный шалопай и ледяной самурай.

Ален Делон и Жан-Поль Бельмондо

В этой паре наследников Жана Габена Делон был, конечно, «злым близнецом», причем не только на экране, но и вне его. Как станет особенно понятно на поминках, ему даже близко не удалось достичь той безусловной всенародной любви, в которой купался Бебель в последние десятилетия жизни, когда блеск кинозвезды отходит на второй план, а человеческие качества — наоборот. Культурное влияние — другой вопрос. В послевоенной истории мирового кино Делон — международная икона стиля, олицетворение эфемерной целлулоидной красоты — стал значительнее любого из своих соотечественников.

В первой же его по-настоящему звездной роли талантливого мистера Рипли в «На ярком солнце» Делон предстал фигурой загадочной, аморальной и сексуально амбивалентной. Как известно, на актера он не учился; его университетами были трудное детство, полукриминальная юность и позорная французская кампания в Индокитае. Поэтому в кадре он просто жил — наполовину хищник, наполовину потерявшийся щеночек. Совсем другую сторону Делона попытался тогда же, в 1960 году, разглядеть Лукино Висконти, у которого актер сыграл Рокко, практически Алёшу Карамазова, но это был разовый эксперимент; тот же Висконти в следующий раз взял его уже на роль конъюнктурщика Танкреди в «Леопарде».

«На ярком солнце»
«Леопард»

Со временем имидж Делона будет меняться, но природный магнетизм, тайна, которая есть в его глазах, никуда не денутся; именно в нее, а не в безупречные черты лица, однажды влюбилась камера. Недостаток техники в конечном счете играет Делону на руку: он заставляет зрителя додумывать, гадать о том, что же все-таки происходит у него в голове. Что точно всегда просвечивало в делоновском нарциссизме, так это меланхолия. Красота не только козырь, но и ноша; проблема, с которой мужчин общество учит справляться еще хуже, чем женщин. Что делать, когда у тебя такие скулы? И что случится, когда красота увянет? Молодой Делон — это головоломка, скрытая угроза, будь то бессердечный брокер в «Затмении», жестокий офицер в «Трех шагах в бреду» или загорелый социопат в «Бассейне».

Периодически гипнотизируя титанов модернистского кино, в остальное время Делон делал коммерческую карьеру, полную упоительных пустышек вперемешку с нечаянными шедеврами. Он играл в бесконечных антологиях, которые тогда были в моде, и в спагетти-вестернах, в «Черном тюльпане» и «Зорро», в фетишистской «Девушке на мотоцикле» и драме про Троцкого и Рамона Меркадера. При этом «Мелодия из подвала», «Искатели приключений» или «Сицилийский клан» — среди лучших образцов жанрового кино 1960-х.

«Зорро»
«Чёрный тюльпан»
«Девушка на мотоцикле»
«Мелодия из подвала»
«Искатели приключений»
«Сицилийский клан»

Голливудская карьера Делона никогда не была особенно успешной, но в мутноватом мире международных копродукций он был редким представителем континентальной Европы, кому было позволено играть на равных с американскими тяжеловесами Бертом Ланкастером, Ричардом Бёртоном или Чарльзом Бронсоном.

Главный экспортный успех актера — парадоксально сугубо домашний «Самурай», по сей день (см., скажем, последнего Финчера) едва ли не самый влиятельный французский фильм, без конца цитируемый что в Азии, что в Америке. Это не факт, что лучшая работа великого Жан-Пьера Мельвиля (который чуть позже еще снимет Делона в «Красном круге» и «Шпике»), но точно самый делонистый Делон, его визитная карточка; кино про то, как этому мужчине с холодными глазами идет шляпа, кино про киногению.

«Самурай»

В 1970-е, когда к Делону медленно начал подкрадываться средний возраст, он сыграл самые пронзительные свои роли. «Первая ночь покоя» про учителя, влюбившегося в сложную школьницу. «Месье Кляйн» про аморального арт-дилера в оккупированном Париже. «Спешащий человек» про торопыгу, добегавшегося до инфаркта. Над актером словно сгустилось облако скорого конца, притом что ему исполнилось каких-то 40 лет и чисто математически впереди было, как мы знаем сегодня, даже больше, чем позади.

Брижит Бардо, находившаяся в такой же ситуации, просто перестала сниматься. Делона морщины пугали, видимо, чуточку меньше, и он до конца 1990-х перешел на ленивый режим «фильм в год». «Тегеран-43», неудачные попытки снимать самому, все более консервативные полицейские боевики. Из позднего периода можно вспомнить барона де Шарлю в недурной экранизации Пруста, мистическую двойную роль в синефильской «Новой волне» Годара и, пожалуй, «Нашу историю» Бертрана Блие, где актер хорошо смотрится в нехарактерной для себя роли спивающегося лузера.

«Первая ночь покоя»
«Спешащий человек»
«Тегеран-43»
«Наша история»

С возрастом Делон (вслед за той же Бардо) превратился в фигуру трагикомическую, слегка одиозную; олицетворение французского духа, но не солнечное и вечнозеленое, как Бельмондо, а ретроградное, с неприятным националистическим душком. Делон стал брюзжать про падение нравов и засилье иммигрантов, про недостаток патриотизма и отход от идеалов голлизма, про то, что кино уже не то и мужчины не те. Он коллекционировал оружие и Жерико с Делакруа, заигрывал с «Национальным фронтом» и участвовал в скандалах криминальных и семейных.

При этом его политические демарши выглядели скорее капризами, чем частью идеологии: в одном из последних интервью, скажем, он очень презрительно отозвался о Трампе и восторгался Байденом, да и во внутренних французских вопросах всегда был непоследователен. А что касается художественных вкусов и круга общения, то, как он сам с удовольствием подчеркивал, он был человеком простым, хотя и чрезвычайно сообразительным. Бельмондо вырос в семье скульптора и художницы, ходил в лучшие школы. Делон в юности собирался стать то ли колбасником, как отчим, то ли сутенером.

Его пиковые 15–20 лет обеспечили ему бессмертие. Подарили нам дюжину выдающихся ролей и образ, который даже больше чем сумма ролей — это материал, из которого сделаны мечты. Последующая долгая жизнь Делона по-своему тоже очень кинематографична (или литературна), образчик вечного щемяще-печального романтического нарратива — умирающей красоты.


Автор: Станислав Зельвенский

Фото: Patrice PICOT / Gamma-Rapho Via Getty Images, COLLECTION CHRISTOPHEL / Legion-Media, Photo 12 / Legion-Media

Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

18 августа25
17 августа4
13 августа8
16 августа26

Главное сегодня

Сегодня4
Сегодня5
час назад0
Сегодня0
Сегодня1
Вчера5
Вчера5
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации