«Леон»: Лолита или Козетта? Разбираемся в двусмысленностях кинокомикса Бессона

Обсудить0

«Этот фильм все еще любят и говорят мне о нем чаще, чем обо всем, где я когда-либо снималась, и он действительно запустил мою карьеру, но когда вы смотрите его сегодня, то трудно не заметить некоторую, мягко скажем, кринжовость в определенных аспектах», — сказала Натали Портман в прошлогоднем интервью. И у актрисы, и у многих зрителей образ 12-летней девчушки, влюбляющейся (причем взаимно) во взрослого мужчину, вызывает ряд вопросов. И тем не менее даже каток «культуры отмены», припомнивший режиссеру обвинения в изнасилованиях, сексуальном харассменте и «романтизации педофилии», ничего не сделал с восприятием «Леона» в массовой памяти. Фильм по-прежнему занимает высокие места в зрительских топах (8-е место на Кинопоиске, 40-е — на IMDb), а все попытки «переосмысления» так и не вышли за пределы интернет-баталий. Но теперь за дело берется Павел Пугачёв, взвешивающий все за и против этого кино.

Павел Пугачёв

Кинокритик, редактор сайта журнала «Сеанс»

Найти пятый элемент

Началось все… с Брюса Уиллиса. Звезда «Крепкого орешка» должна была сняться в «голливудском» дебюте Люка Бессона, отгремевшего с арт-боевиком «Никита» и собственноручно написавшего сценарий его американского ремейка «Убийцы». Продолжать тему «жизнь замечательных киллеров» Бессон пока не собирался — следующим проектом должен был стать фантастический магнум опус про таксиста, спасшего инопланетянку. Но из-за плотного рабочего графика Уиллиса производство «Пятого элемента» откладывалось, так что пришлось взяться за проект попроще. Им и стал «Леон».

«Никиту» вообще можно считать старшей сестрой «Леона». И дело не только в очевидной схожести сюжетов. Под конец «Никиты» появлялся немногословный и не снимающий солнцезащитных очков киллер Виктор, с таким шармом и смаком сыгранный Жаном Рено, что его герой перетягивал на себя все внимание. Еще тогда Бессон задумался о том, чтобы сделать про Виктора отдельный фильм. И, когда случилась заминка с «Пятым элементом», Бессон за месяц написал сценарий под рабочим названием «Чистильщик». Интересно, что изменить героя и по итогу сделать его совсем другим человеком (иными словами, из Виктора сделать Леона) предложил именно Жан Рено — он резонно решил, что для этой истории его персонаж должен быть несколько аутичным и напоминающим ребенка в теле взрослого. В общем, можно понять, почему Бессон долгие годы считал Жана Рено «актером-талисманом» и снимал его в каждом своем фильме — он не просто фактурный и обаятельный артист, но и умный соавтор.

Жан Рено

Деньги нашлись быстро: как и в случае с «Пятым элементом», затраты на производство взял на себя французский гигант Gaumont, а права на американский прокат еще на этапе препродакшена купила Columbia Pictures. Так что «Леон» хоть и считается голливудским фильмом, но формально это все еще французское кино. Причем не только в финансовом отношении: большую часть интерьерных съемок (в частности, квартиру Леона) провели в Париже, тогда как в Нью-Йорке снимали преимущественно уличные сцены и ряд сугубо «нью-йоркских» интерьеров — например, коридор и лестничную клетку, где знакомятся Леон и Матильда. Или легендарный отель «Челси», куда они же на некоторое время заселяются.

Сложности возникли только с одним — важнейшим — элементом фильма: выбором актрисы на главную женскую роль (с актером таких вопросов не было — Бессон рассматривал на эту роль только Рено, хотя продюсеры предлагали сценарий Киану Ривзу и Мэлу Гибсону). Первоначально предполагалось, что Матильде должно быть 13–14 лет, но на открытый кастинг пришла и десятилетняя на тот момент Натали Портман. И ее даже не стали прослушивать — девочку сразу развернул помреж. Но спустя год (!) поисков и две тысячи претенденток (среди которых были, например, Лив Тайлер и Кристина Риччи) Бессон взялся отсматривать и те варианты, что были отброшены еще на самых первых этапах. Среди них была и наконец допущенная до кастинга Натали Портман, устроившая, по одной версии, там «безумную истерику», по другой — «впечатляющий актерский перфоманс». Так или иначе, но прежде не снимавшуюся в кино девочку из семьи израильских эмигрантов утвердили на роль.

Натали Портман

Варвары и воры

Важно еще понимать, насколько «Леон» был странным проектом в индустриальном смысле. Несмотря на симпатию критиков к первым работам режиссера, считавших эти фильмы важнейшими образцами Cinéma du Look и «необарокко», широкий зритель о нем еще толком ничего не знал. «Подземка», «Голубая бездна», «Никита» пользовались успехом в европейском прокате и неплохо продавались на видео, но имя и фамилию будущего трансконтинентального киномагната и популярнейшего автора тогда еще мало кто успел запомнить.

Но первый действительно народный (и одновременно культовый, что, вообще-то, редкость) фильм режиссера критика приняла с заметно меньшим энтузиазмом, чем предыдущие его работы. Одни и те же элементы «Леона» вызывали обвинения и восторги. Например, игру Гари Олдмана называли то «разрывающей экран» (Washington Post), то «барочно-чудовищной» (New Yorker). А про Натали Портман писали то как о даровании, «от которого не оторвать глаз» (Entertainment Weekly), то как о «недостаточно актрисе» (LA Times). «В конечном итоге фильм кажется одновременно слишком ненормальным и слишком механическим», — резюмирует маститый киновед Джонатан Розенбаум на страницах Chicago Reader. Свидетельствует ли такой разброс в мнениях и внутренние противоречия в оценках о профнепригодности тогдашних кинокритиков? Нисколько.

Гари Олдман

Бессона неспроста называли как «представителем необарокко», так и «неоварваром». Он одновременно и смелый художник, не боящийся спорных, но ярких эстетических решений, и расчетливый коммерсант, работающий на хорошо освоенных жанровых территориях и исхоженных сюжетных тропах. Убийца, пьющий исключительно молоко? Да, это было у Кубрика, но вряд ли «Заводной апельсин» хоть на минуту кажется трогательным. Взрослый преступник берет малолетнюю беспризорницу себе в подмастерья — нет, это еще не «Леон», а «Бумажная луна» Питера Богдановича. Даже предыдущий бессоновский фильм, «Никита», сюжетно похож на этот — не только фигурой Виктора/Леона, но и общей конструкцией: девушка непростой судьбы обретает шанс на другую жизнь благодаря немногословному мужчине постарше и профессии киллера.

Но все эти милые цитаты и автоцитаты не сравнятся с находящимся на грани плагиата заимствованием сюжета «Глории» Джона Кассаветиса, где одинокая женщина средних лет с мутной биографией и крепкими связями в преступном мире втайне брала под опеку мальчика, чудом уцелевшего после того, как всю его семью расстреляли бандиты. Мальчик ей там даже в любви признавался и считал себя «уже взрослым»!

Но воровать тоже надо уметь. В кино важны не идеи, а их воплощение. Не мысли, а форма. На «Леона» можно долго ворчать до или после просмотра, но невозможно не поддаться обаянию и кинематографической силе этого фильма. Причем с самых первых кадров. Уже то, как Бессон «вводит» зрителя в фильм — влетая камерой со стороны Гудзона в нью-йоркскую «маленькую Италию», — сразу доказывает, что мы имеем дело с по меньшей мере умелым режиссером.

Кинематографический кетчунез

Бессон — мастер яркой, броской, но намертво врезающейся в память образности. Вытекающая из ванны вместе с водой кровь, пересаженное в парк комнатное растение, нога, наступающая на меловой контур тела убитого, стакан с молоком на красной скатерти. Это могло бы выглядеть смехотворно, если бы не мастерство участников данного предприятия. В частности, двух важнейших соавторов Бессона.

Жан Рено и Натали Портман

Тьерри Арбогаст, не оканчивавший киновузов оператор-самоучка, получивший навыки прямо на съемочных площадках, снял все фильмы Бессона от «Никиты» до «Анны», а также «Черную кошку, белого кота» Кустурицы и «Роковую женщину» Де Пальмы. Визионер, способный сделать привлекательными хоть трущобы мегаполиса (а Нью-Йорк тут выглядит как Париж в «Амели»), хоть цыганскую свадьбу. Мастер теплых, золотистых тонов, каким-то божественным чудом ухитряющийся делать изображение одновременно глянцевым и живым. Здесь, как и во многих других фильмах Бессона, он орудует широкоугольными анаморфными объективами, дающими дикие искажения пропорций, из-за чего кино кажется слишком киношным. Кроме того, чем дальше движется история и чем сильнее сближаются Леон и Матильда, тем страннее и неуютнее кажется сам кадр.

Жан Рено

Не менее важна музыка. Эрик Серра, работающий с Бессоном аж с первой короткометражки, здесь на пике формы и желаний творческих экспериментов. Он сплетает шарманку, ориенталистские мотивы с моднейшей электронной музыкой (без пяти минут трип-хоп, недаром в саундтреке звучит и Бьорк) и саунд-дизайном (например, шаги и выстрелы часто совпадают с музыкой по ритму, а «атмосфера», то есть шумы, гул, звуки улиц, неотделима от саундтрека). И все это работает на драматургию! Возьмите сцену первого задания Леона в фильме: утробный метроном пугает и задает ритм сцене, музыка поспевает за громким дыханием загнанной жертвы и настигает его. Или первая встреча Матильды с Леоном: мерное постукивание молоточками постепенно переходит в нагнетание тревоги звуками обтянутой металлом преисподней, стоит появиться в коридоре зловещему герою Гари Олдмана (тут нельзя не посоветовать подкаст Льва Ганкина о киномузыке Эрика Серра).

Но сердце этого фильма бьется так сильно благодаря ведущим актерам, подходящим друг другу — и контрастирующим столь же сильно, как кетчуп с майонезом. Бесконечно трогательный большой ребенок в сдержанном исполнении Жана Рено против взвинченного и эксцентричного психопата, сыгранного Гари Олдманом, устроившего тут бесподобный перфоманс на грани «Оскара» и «Золотой малины». И от каждого из них, вышедших словно из совершенно разных фильмов, глаз не оторвать. Уравновешивает их Натали Портман, игра которой кажется достоверной как психологически, так и жанрово. Не верится, что для актрисы эта роль стала дебютом.

Натали Портман

«Это кулинарное искусство фильма, в котором смешиваются знакомые, но разрозненные ингредиенты, получается что-то странное, возможно, неприятное и, несомненно, захватывающее» — вот с этой фразой обозревателя Time точно хочется согласиться.

А если это любовь?

Сам Бессон объясняет сюжетную коллизию «Леона» как совершенно невинную: «Нет, я не несу ответственности за то, что думают люди. История о двух детях, девочке и мальчике. В их сознании им обоим по 12 лет, они оба потеряны и любят друг друга. А остальное — это только твоя проблема».

Матильда и Леон действительно тянутся друг к другу в первую очередь потому, что только они и способны друг друга понять. Но есть тут слон, которого нельзя не заметить в комнате. Да, секс и «женственность» очевидно не интересны Матильде. Показанные в начале фильма старшая сестра и очередная папина подружка, облаченные в обтягивающие наряды, отвратительны ей, как и идущая по телевизору женская аэробика с порнографическими ракурсами. Но у девочки еще нет иных ролевых моделей, кроме как «заарканить мужика» стереотипной феминностью (в частности, косплеем Мэрилин Монро), вызывающим поведением и нелепыми лексическими штампами. Матильда говорит о своей привязанности к Леону исключительно романтическими банальностями, взятыми словно из мыльных опер: «Мне плевать на сон: я хочу любви или смерти», «Кажется, я в тебя влюбляюсь», «Я чувствую это внизу живота», — тогда как ее обычная речь кажется куда более живой и недурно прописанной.

И даже со всеми скидками на времена, когда «Лолита» казалась кому-то «романом о любви», эти моменты вызывают вопросы — и сейчас, и тогда, в 1994-м. Именно после тестовых показов Бессон принял решение сократить фильм. Под нож попала главным образом финальная треть картины: сцена в ресторане, шутка Матильды про жизнь с любовником и, наконец, драматургически важный (если бы Леон не уснул «как младенец», то не проснулся бы так поздно и не потерял бы бдительность настолько, что у его квартиры уже стояла штурмовая бригада), но вызывающий максимальную неловкость эпизод домашнего ужина с последующим предложением Матильды поспать рядышком на кровати (!).

Можно, конечно, сказать, что и Леон испытывает к девочке любовь скорее отеческого характера, как бывший каторжник Жан Вальжан к сиротке Козетте в «Отверженных» Гюго. Но это не очень вяжется с его же фразой «Не быть мне хорошим любовником», произнесенной после исповедального монолога о трагической первой любви. Кроме того, такая трактовка опровергается известным фактом: пару главных героев Бессон придумал как своеобразное отражение собственной личной жизни. В 33 года режиссер женился на модели и актрисе Майвенн (знакомой нам по роли инопланетной дивы в «Пятом элементе» и фильму «Жанна Дюбарри»), забеременевшей от него в 16. Либеральное французское законодательство, определяющее возраст согласия в 15 лет, формально нарушено не было, и Майвенн никогда не выдвигала против Бессона обвинений (разве что подтверждала, что Матильда была едва ли не списана с нее). Но познакомились они, когда ей было двенадцать…

Для проката все спорные моменты сюжета убрали от греха подальше, из-за чего в кинотеатральной версии легко заметить небольшие логические дыры. Впрочем, сам Бессон считает «режиссерской» именно эту, сокращенную версию. В 1996-м для релиза на видео и повторного проката в ряде стран (в частности, Японии, где «Леон» стал суперхитом, а его режиссер — желанным гостем) была смонтирована новая редакция фильма, получившая название «международной». Тогда о ней режиссер говорил как о «более пронзительной и чувствительной версии», которую он «выпустил бы, если бы не был обязан исключить сцены, которые провалились при предварительном просмотре в Лос-Анджелесе». А четыре года спустя немного уточнил свою позицию: «Я был доволен и первой сборкой, то была моя, подчеркиваю, моя режиссерская версия, никто не просил меня ее монтировать. Но при этом было еще 25 минут, которые никто не видел».

Люк Бессон и Жан Рено на съемках фильма «Леон»

Некоторым оправданием всех этих игр в жениха и невесту может служить заведомая обреченность Леона и его (бро)манса с Матильдой. Чудо абсолютной свободы (от ответственности за убийства, например) может быть только кратким — это основной закон жанра фильмов о криминальных любовниках типа «Бонни и Клайд» (именно его деконструирует Бессон). Жанр на время снимает вопросы к морали — это кино, герои которого оказываются внутри кино, но разбиваются о законы жизни. Благодаря комиксным характерам, гротескному насилию, ярким актерским образам, сверхкинематографичной работе камеры и бесподобному сочетанию музыки и саунд-дизайна «Леон» становится не просто отличным фильмом, а «фильмом в фильме».

Это абсолютно постмодернистский опус, сделанный при этом от чистого сердца, без грамма иронии и излишних умствований. Сочетание, которое невозможно было бы повторить даже в год выхода фильма, ведь именно тогда началось триумфальное шествие «Криминального чтива», после которого массовый кинематограф стал абсолютно другим: в нем все стало писаться в кавычках. В случае с «Леоном» и про добро, и про зло — и даже про любовь — хочется писать с заглавных букв. Странное, очень странное кино.


Фото: Patrick Camboulive / Getty Images

Князь Киевский призывает Алешу, Илью и Добрыню к новым подвигам. Сериальное возвращение любимой франшизы
В главных ролях:Олег Куликович, Валерий Соловьев, Дмитрий Быковский-Ромашов, Сергей Маковецкий, Дмитрий Высоцкий, Лия Медведева
Режиссер:Александра Шоха, Екатерина Салабай
Смотрите по подписке

Смотрите также

9 августа 20228
16 мая 20220
18 февраля11
26 ноября 20225

Главное сегодня

1 сентября8
Вчера6
Вчера3
Вчера3
Вчера8
Вчера1
Вчера2
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации