«Байкеры»: фотокнига из 60-х, ожившая под действием кинематографа

Обсудить0

В мировой прокат вышла драма Джеффа Николса про байкеров 1960-х, фильм с превосходным мужским ансамблем (Остин Батлер, Том Харди, Майкл Шеннон и другие) и оттеняющей его Джоди Комер. К реву моторов прислушивался Станислав Зельвенский.

Станислав Зельвенский

Критик Кинопоиска

В начале 1960-х дальнобойщик Джонни (Том Харди), впечатленный фильмом «Дикарь» с Марлоном Брандо, решает организовать в своем чикагском пригороде байкерский клуб. Поначалу к нему присоединяется дюжина приятелей (Майкл Шеннон, Бойд Холбрук, Эмори Коэн, Дэймон Херриман и другие). Они, как положено, берут дерзкое имя («Вандалы»), катаются на пикники пить пиво, а в остальное время с независимым видом сидят в баре. Самый красивый и импульсивный среди «Вандалов» — молодой Бенни (Остин Батлер), который с равной страстью любит мотоциклы и девушку по имени Кэти (Джоди Комер).

Сценарист и режиссер «Байкеров» Джефф Николс — одно из самых интересных режиссерских имен, прозвучавших в США в 2010-е: хитовый «Мад», смутно фантастические «Укрытие» и «Специальный полуночный выпуск», трогательный «Лавинг». Николс зарекомендовал себя вдумчивым и оригинальным исследователем американы, региональных комплексов и поэзии. Потом он пропал на целых восемь лет: один за другим проекты разваливались или уходили к другим (среди них — приквел «Тихого места», выходящий в прокат через несколько дней). «Байкеров» Николсу все же удалось довести до конца — странный, несвоевременный и вроде бы непонятно кому нужный фильм, но тем и интересный.

Если «Лавинг» про межрасовый брак примерно в ту же эпоху вырос из документалки, «Байкеры» отталкиваются от фотоальбома. Магнумовский фотограф Дэнни Лайон (поныне здравствующий) с 1963 по 1967 год снимал группу байкеров и брал у них интервью. Идея, видимо, висевшая в воздухе, — почти одновременно вышла книга Хантера С. Томпсона про «Ангелов ада». Николс уважительно ввел Лайона в фильм в качестве персонажа (его играет Майк Фейст из «Претендентов»). Впрочем, он не столько персонаж (характер там особо не просматривается), сколько рабочий инструмент, рука с микрофоном. Беседует Лайон почти исключительно с героиней Джоди Комер, которая таким образом становится основной рассказчицей, комментируя различные перипетии в истории «Вандалов». Поскольку Кэти — девушка наблюдательная и, так сказать, нормис, ее трезвый взгляд на происходящее обеспечивает нам комфортное место в гуще событий.

Остин Батлер

Вычленить из «Байкеров» сюжет в традиционном понимании не так легко — это тоже своего рода фотоальбом, групповой портрет. На первом плане стоят герои Батлера и Харди, но просто как самые заметные. Батлер за весь фильм произносит, наверное, пару десятков фраз. И не только потому, что крутые парни не чешут языком, а потому что сказать ему особенно и нечего, кроме того что ему нравится ветер на шоссе. Характерно, что его метод ухаживания заключается в том, чтобы молча сидеть на байке у крылечка любимой. Лучшую свою реплику Бенни выдает в самом начале фильма: «Чтобы я снял свою куртку, вам придется меня убить». Он из тех самых беспечных ездоков, которых уже через несколько лет, к концу 1960-х, перемелет суровая реальность.

Фильм как раз и подводит нас к этому моменту, фиксируя, как байкерские клубы из не то чтобы идеалистического, но достаточно невинного хобби превратились в криминальные группировки. Если Бенни — герой романтический (хотя и с воздушными кавычками), то Джонни, персонаж Харди — более приземленный; он не только жертва, но и рычаг криминальной метаморфозы «Вандалов». Отдельно смешно, что Джонни с его брутальными манерами и неожиданно высоким голоском косплеит Брандо, притом что сам Харди, очевидно, наш ответ Брандо в плане актерского метода.

Дэймон Херриман и Том Хари

Остальные байкеры — впечатляющая актерская сборная, но играть им особенно нечего, хотя, например, у Майкла Шеннона, любимого актера Николса и звезды всех его фильмов, есть неплохой монолог, и еще слегка выделяется Эмори Коэн. Николс использует своих артистов именно как ансамбль — коллективный образ нервозной маскулинности 1960-х, сформированной войнами, социальным раскрепощением, подъемом женского движения и так далее.

Все это достаточно убедительно и неизменно живописно — минимальное требование, наверное, к экранизации фотоальбома. Квазисексуальный, в том числе гомоэротический, потенциал байк-атрибутики и ее носителей (Харди, Комер и Батлер бессознательно образуют что-то вроде любовного треугольника) отработан ровно настолько, чтобы ласкать глаз, не опрокидываясь в фетишизм.

Остин Батлер и Джоди Комер

Можно сказать, что в отсутствие интересной истории ценность этого меланхоличного ностальгического панно почти исключительно декоративная. Но это вечная ирония жизни: все, что начиналось как протест и бегство от обыденности, однажды заканчивается на чьем-то кофейном столике.

Профессор заключает сомнительную сделку по покупке недвижимости. Комедия с Питером Динклэнджем и Ширли Маклейн
В главных ролях:Питер Динклэйдж, Ширли Маклейн, Кимберли Куинн, Дэнни Пуди, Мэтт Диллон, Дэнни Гловер, Мишель Майлетт
Режиссер:Пол Дектор
Смотрите по подписке

Смотрите также

21 июня18
20 июня3
20 июня10
20 июня5

Главное сегодня

Сегодня3
Вчера2
Сегодня6
Сегодня1
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации