«Только течет река»: медленный китайский детектив о том, как страшно было жить в 95-м

Обсудить0

В российский прокат выходит фильм из программы каннского «Особого взгляда». Василий Корецкий рассказывает, как традиционный сеттинг китайской чернухи 1990-х становится местом слома реальности в этой бережной экранизации «китайского Сорокина» — Юй Хуа.

Василий Корецкий

Кинокритик, старший редактор Кинопоиска

Что может быть мрачнее и депрессивнее российского криминального фильма 1990-х? Только китайский фильм о 1990-х! Тем более криминальный. Фильм Вэй Шуцзюня совершенно точно не разочарует любителей сумрачной чернухи, взволнованно ностальгирующих по вездесущему запаху табака, пластика и дешевых кожаных курток, по городскому разложению (мокрые от дождя руины трущоб, поросшие скудной травкой), по характерному тянущему звуку кассеты в заезженном до полусмерти магнитофоне, по густому липкому пару в осенних забегаловках на вещевых рынках.

Дело об убитой на берегу старушке по кличке Четверка разворачивается именно в таком мире: 1995 год, маленький городок где-то в дельте Янцзы (ничто не намекает на то, что этот регион веками считается одним из самых благополучных районов Китая). Город, поливаемый осенним дождем, очевидно, застрял между суровым колхозным прошлым и смутным капиталистическим будущим. Атмосфера тут как в «Платформе» Цзя Чжанкэ: лабиринты древних одноэтажных районов-хутунов уже обваливаются под грузом веков; рабочие общежития коридорного типа сносятся; в заброшенных зданиях лишь ветер и играющие в войну дети, одетые в странные реплики американских вещей (особенно дико среди всего этого выглядит куртка с символикой профсоюза дальнобойщиков Teamsters). Мир облезлых стен, деревянных скамеек, засаленных кухонь, эмалированных тазиков с нелепым аэрографическим узором и кружевных подголовников на диванах. Мир полунищих, сумасшедших, крепко пьющих людей с грубыми лицами.

Это типичный мир книг Юй Хуа — знаменитого китайского писателя-постмодерниста, которого наши литкритики называют «китайским Сорокиным». С таким же успехом его, впрочем, можно назвать и китайским Сигаревым. Действие книг Юй Хуа происходит в гротескной жесткой провинции, где человеческая глупость сочетается с кафкианским абсурдом, а социальный натурализм — с тонкими экспериментами с формой традиционных нарративов, пекинской оперы или китайских классических романов. «Только течет река» — уже четвертая экранизация прозы Юй Хуа (первой и самой известной была эпическая драма Чжан Имоу «Жить»), за основу тут взят рассказ 1987 года «Ошибка у реки».

Важным элементом мира Юй Хуа является музыка, и экранизация тоже во многом опирается на эмоциональное воздействие саундтрека, очень похожего на тревожно-чарующие саундтреки Курёхина. Добавьте к этому постояннее паузы в действии, во время которых камера со значением смотрит на качающиеся кроны деревьев или текущую воду грязной реки, — этому кино явно не хватает пленки «Свема»!

Чжу Илун

Но вернемся к делу, которое ведет уверенный следователь Ма Чжэ. Для эффективной работы под офис ему выделили целый заброшенный кинотеатр. Здесь в фильме возникают невольные рифмы с недавним сериалом Пак Чхан-ука «Сочувствующий», но роскошные возможности этой локации Вэй Шуцзюнь использует более изобретательно: тут и следственный эксперимент над свиными тушами, который с размахом проводят на сцене, и ироничная, вполне в духе Юй Хуа, рифма в сцене, когда Ма Чжэ смотрит фотографии из дела на слайд-проекторе, установленном в проекционной комнате кинотеатра.

Полиция суетится, но дело никуда не движется. Проявляя чудеса дедуктивного метода, герои движутся от улики к улике, от свидетельства к свидетельству, но каждое открытые лишь обнажает скелеты в шкафах местных жителей, не имеющие никакого отношения к делу. Ма Чжэ держится молодцом, тем более что дома у него тоже всё не слава богу: они с женой ждут первенца, и анализы показывают 10-процентный риск синдрома Дауна. Жена настаивает на том, чтобы оставить ребенка, днями напролет складывая гигантскую мозаику с изображением матери и счастливого малыша. Сыщик нервничает и уходит пить в лапшичную. Но литры вонючей рисовой водки никак не отражаются на его лице; о том, что что-то тут не так, невозмутимо свидетельствует лишь нарратив сценария. Кажется, Ма Чжэ помнит то, чего не было, и ищет то, чего не существовало. Конкретнее — медаль третьей степени, якобы полученную на прошлом месте работы, правда эту мысль предлагается понимать широко, в том смысле, что и с убийством тоже все мутно.

Чжу Илун и Цзэн Мэйхуэйцзы

Точнее, с убийствами — трупов на берегу реки появляется все больше. Сыщик путается в показаниях, странных мотивах и происшествиях. Кажется, будто кто-то управляет полицией, намеренно толкая ее на четкий, но ложный след. Водка и делирий берут верх, героя посещают странные сны, и вот уже ни зрители, ни следователь, ни его начальство не понимают, где тут правда, где белая горячка.

Пазл складывается только у жены: в финале пославший все к черту и награжденный медалью третьей степени Ма Чжэ купает в ванночке румяного бутуза — диагноз не подтвердился. Да и тут есть ряд вопросов. Мы же сами видели, как он в ярости выломал несколько кусочков из той самой мозаики, что сейчас осеняет счастливое семейство. А с другой стороны, это же 1990-е — эпоха, в которой все оказалось не тем, чем выглядело в начале, и где запутались целые народы, не то что какой-то деревенский капитан.

Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

20 июня7
20 июня10
10 июня8
13 ноября10

Главное сегодня

Вчера6
Вчера5
Вчера5
Вчера0
Вчера2
20 ноября5
20 ноября5
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации