В Москве в 15-й раз проходит Beat Film Festival, начавшийся в 2010-м с показов документального кино о музыке и за эти годы превратившийся в мощнейшую платформу с кинопремьерами, дискуссиями, вечеринками и своим комьюнити. Он воспитал несколько поколений документалистов и продюсеров культурных событий, при этом сохранил дух Москвы 2010-х. Beat корнями уходит в то же время, когда работал клуб «Солянка», появилась «Стрелка» и перезапустился Парк Горького. Надежды 2010-х сменились неуверенностью 2020-х, и Beat оказался редким проектом, оставшимся со зрителями. Кинопоиск — многолетний партнер и соратник фестиваля — попросил его основателей и друзей вспомнить каждый из этих 15 лет.
Участники хроники
Алёна Бочарова
Соосновательница Beat Film Festival
Кирилл Сорокин
Сооснователь Beat Film Festival, журналист, продюсер
Екатерина Дементьева
Бывший главный редактор «Афиши-Город» и «Афиши Daily», сейчас работает в Яндексе
Евгения Герасимова
Менеджер культурных проектов Британского совета в России в 2010 — 2018 гг.
Юрий Сапрыкин
Писатель, публицист. Бывший главный редактор журнала «Афиша» и руководитель проекта «Полка»
Александр Перепёлкин
Редакционный директор The Blueprint, партнер и сооснователь агентств Lunar Hare и Dot Comms
Настя Коркия
Режиссер-документалист
Антон Севидов
Музыкант, композитор, лидер группы Tesla Boy
Полина Веденяпина
Креативный директор Beat Film Festival
Артём Филатов
Художник, основатель и руководитель студии «Тихая»
2010 год
Площадка — 1 (кинотеатр «35 мм»)
Показали — 8 фильмов
Главный хит — «Без обратного пути», Уилл Лавлэйс, Дилан Саузерн
Фильм-посвящение группе Blur, проговаривающий не только общеизвестные факты, но и то, что обычно не упоминается в официальных биографиях.
Дементьева: В 2010 году в России уже были крутые музыкальные фестивали всех сортов, а кинофестивали представляли собой немного инди-события, где в душноватом кинотеатре «Ролан» показывали фильмы эстонского режиссера Вейко Ыунпуу. На другом конце спектра был «Кинотавр», где, кстати, победили много хороших фильмов вроде «Изображая жертву» или «Свободного плавания». Но это было выездное мероприятие в сочинской гостинице «Жемчужина». Обычный человек мог посмотреть на картинки актрис в смешных платьях разве что в репортажах бессменного фотокора «Московского комсомольца» Геннадия Авраменко, и я вам точно могу сказать, что на «Оскар» или Met Gala это похоже не было.
Сорокин: Культурный ландшафт начала 2010-х был довольно неоднородным, но буйно цветущим. Основным кинотеатром, где проходили зрительские фестивали, был «35 мм». Сейчас на его месте находится Центральный дом предпринимателя, а в те годы он был средоточием фестивальной жизни. Большой зал — на 500, по-моему, человек — к 2010-му был уже потрепанным и, тем не менее, представлял стандарт показов без официоза для продвинутой аудитории.
В городе тогда проходило много фестивалей; среди них, допустим, Международный фестиваль современного кино «2morrow/Завтра» — пример большого однородного проекта, который планомерно развивался. Были фестивали молодого и независимого авторского кино, документального кино на стыке жанров, но ничего о музыке не было. Так что у нас появилось представление, что существует ниша и она почему-то пустует. Это была гипотеза, когда ты смотришь на что-то со стороны и думаешь: «Ага, это может быть интересно». А еще, конечно, это была авантюра. Ни я, ни Алёна не киноведы и не кинокритики. Я бы сказал, что наш уровень погружения в кино на момент возникновения Beat был advanced user. Мы стали собирать программу, и все неожиданным образом сложилось в калейдоскоп фильмов, которые в первые годы касались музыкальных явлений со всего мира.
Бочарова: 2010-й ознаменовал окончание нулевых, которые сильно ассоциировались с гламуром. Появилось поколение хипстеров, формировалась орбита московских событий и московских медиа, создававших этот московский мир, в первую очередь журнал «Афиша» и издание о креативных индустриях Look At Me например. Появились музыкальные фестивали — тот же Пикник «Афиши», куда ходили хипстеры, — а вот кинофестиваля не было. При этом я бы не хотела называть себя хипстером и даже в 2010-х себя хипстером не считала.
Игорь Шулинский — издатель журнала «Птюч», который сейчас руководит журналом «Москвич Mag», — как-то сказал, мол, все хипстеры лентяи и ничего не могут создать. В этом смысле мы всегда были на стороне труда. Мы нащупали спрос и представили идею кинофестиваля, на котором нам и нашим друзьям было бы хорошо, где каждый фильм в нас бы попадал, пошли и этот фестиваль сделали. Конечно, не понимая сначала, что мы создаем, это стало видно уже в ретроспективе.
2011 год
Площадок — 2 (кинотеатр «35 мм», двор института «Стрелка»)
Показали — 11 фильмов
Главный хит — «Виллалобос», Ромуальд Кармакар
Заключительная часть так называемой клубной трилогии режиссера Ромуальда Кармакара, которая подходит к своему герою, диджею Рикардо Виллалобосу, весьма философски, соединяя предметные подробности его аудиофильской и личной жизни с размышлениями о музыке вообще.
Бочарова: В книге Джона Сибрука «Nobrow», которая впервые вышла на русском в 2013-м и с тех пор переиздавалась много раз, была озвучена идея, даже откровение, что высокая культура легко соседствует с низкой. Мне кажется, в этом сочетании заключалась идеология 2010-х годов, которая транслировала мысль, что пали все авторитеты, что все смешалось. И наш фестиваль тоже был таким.
Хороший пример — фильм Кармакара «Виллалобос», который мы показали во второй фестивальный год. Это абсолютно академический режиссер, которого сильно беспокоят ракурсы, он не использует дополнительный свет, снимает одним кадром. И фильм тоже стал воплощением этой культуры nobrow: с одной стороны — высоколобый режиссер-синефил, с другой — популярный диджей Рикардо Виллалобос в героях.
Герасимова: Мы познакомились с Кириллом, когда он еще работал в клубе «Солянка»: наша первая встреча была именно там (и, по-моему, моя первая клубная карта «Солянки» досталась мне от Кирилла). В тот же день мы познакомились и с Алёной — так началась наша дружба и долгосрочное партнерство. Поскольку британских фильмов о музыке, искусстве и культуре каждый год выходило очень много, мы стали работать вместе каждый год, контента для этого было предостаточно — Британский совет поддерживал фестиваль с самого начала.
В течение этих 15 лет было много всего: Алёна, например, училась на одной из программ для творческих предпринимателей Бритсовета, потом мы устроили обменную историю с Sheffield DocFest — крупнейшим фестивалем документального кино в Шеффилде, — Алена ездила на Лондонский кинофестиваль на короткую стажировку и знакомство с киноиндустрией, мы привозили много самых разных британских режиссеров, устраивали вечеринки под старые манчестерские хиты во дворе Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка».
И вот круг замкнулся: теперь я проектно работаю в команде «Бита» и считаю, что это одна из лучших, профессиональных, очень душевных, человечных команд, которые действительно хотят делать качественные проекты и делают их.
2012 год
Площадка — 1 («Формула кино Горизонт»)
Показали — 11 фильмов
Главный хит — «Знакомиться с людьми просто», Грант Ги
Британцы Radiohead никогда не отличались особой словоохотливостью, так что уже в названии этого фильма — легкая ирония. Это большое во всех смыслах путешествие: режиссер Грант Ги следует за группой в тур, чтобы показать, чего стоят ей всемирная известность и искренняя, но изматывающая любовь поклонников.
Бочарова: Очень хорошо помню коллапс, случившийся на открытии фестиваля в кинотеатре «Горизонт» с фильмом про Боба Марли. С субтитрами что-то пошло не так, и они не совпадали с тем, что говорили в кадре. А все-таки там у большинства героев ямайский акцент, который совершенно невозможно понять. И мы с Кириллом настолько сильно нервничали, что выпили на двоих бутылку виски напротив кинотеатра, пока зрители смотрели фильм. Мы были в полном шоке, что это происходит и мы никак не можем это исправить. А потом люди стали выходить, и никто даже не жаловался, но да, это был очень мощный стресс.
2013 год
Площадок — 2 («Формула кино Горизонт», Центр документального кино)
Показали — 19 фильмов
Главный хит — «Дэвид Боуи: Пять лет», Фрэнсис Уотли
Исследование пяти лет (1971, 1975, 1977, 1980 и 1983-го), ключевых для карьеры Боуи, представляет собой череду монологов, в которых жизнь и творчество музыканта соединяются с самой историей поп-музыки. Масштаб героя и нежность по отношению к нему со стороны не только режиссера Фрэнсиса Уотли, но и всех о нем говорящих — лучшее напоминание о том, что музыка — это всегда про что-то очень личное.
Сорокин: Долгое время мы проводили все фестивальные встречи в кафе и барах — в «Жан-Жаке», например. У нас было много историй про то, как рабочие встречи превращались в посиделки, скажем так, менее делового характера. Однажды мы просидели накануне фестиваля в «Джон Донне» на Никитском бульваре 10 часов: пришли в 7 вечера и ушли в 5 утра, так что хорошее было время.
Дома все-таки старались не встречаться по делам — только с нашим коллегой Ромой Крупновым. Он был одним из тех, кто вместе с нами стоял у истоков фестиваля и начал с нами работать в 2011-м, сначала был пиар-директором, а потом — исполнительным директором. И он, к сожалению, уже не с нами: Рома умер в 2022 году. Beat невозможно представить без того, что в него привнес Рома.
Бочарова: В 2012 году мы в первый раз поехали на гастроли: сначала в Петербург, а потом в Екатеринбург. Вместе с Москвой получилось три последовательных фестиваля. Нам очень понравилось, но мы поняли, что это абсолютно нереальный план для какого-то масштабирования. И из этого опыта и понимания в 2013-м появился Beat Weekend.
2014 год
Площадок — 3 («Формула кино Горизонт», Центр документального кино, «Музеон»)
Показали — 16 фильмов
Главный хит — «20 000 дней на Земле», Ян Форсис, Джейн Поллард
Это не сухая биография, но документальная драма — так определяют жанр фильма его авторы Ян Форсис и Джейн Поллард. Вымышленный день из жизни австралийского музыканта и поэта Ника Кейва иллюзорен и одновременно точен, как и сам герой.
Бочарова: В 2014 году, когда Beat Weekend родился, никакого Netflix, Amazon и других платформ не было — и я думаю, это ошеломляющий факт для молодой аудитории. То есть невозможно было сесть и посмотреть любой фильм просто на стриминге или на пиратской платформе, так что кинофестивали были своего рода альтернативной формой дистрибуции. Мы брали какие-то фильмы, которые нам казались достойными и у которых была аудитория единомышленников по всей России, и показывали им эти фильмы. Как сейчас показывал бы Netflix, Amazon, Кинопоиск. То есть, можно сказать, мы были таким аналоговым Кинопоиском для молодой аудитории.
2015 год
Площадок — 4 («Формула кино Горизонт», Центр документального кино, «Музеон», «Стрелка»)
Показали — 21 фильм
Главный хит — «B-Movie: Шум и ярость в Западном Берлине», Йорг А. Хопп, Хейко Ланж, Клаус Маек
Западный Берлин 80-х всегда гудел и никогда не спал, о чем свидетельствуют и документальные хроники, и участники событий. Среди них, к примеру, Тильда Суинтон, Бликса Баргельд, Ник Кейв и манчестерец Марк Ридер, который переехал в разделенный стеной город в конце 70-х и без остановки фиксировал происходящее на видео.
Сорокин: У нас появился офис, когда мы объединились с компанией Stereotactic и стали делать вместе разные проекты. Это легендарное помещение на Садовой-Каретной, 20, которое находилось в том же дворе, что и ресторан Delicatessen, — и ресторан по-прежнему там. В орбите фестиваля стали появляться люди из рекламной индустрии, начала происходить какая-то синергия — не потому, что было так запланировано, а просто это была естественная среда. Мог зайти Миша Рудаев, он же Cozek из творческого объединения уличных художников A.D.E.D., и предложить свое решение для афиши или постера. Это только один пример, но он хорошо иллюстрирует атмосферу. Этот офис был домом, местом встреч, местом, где рождались новые идеи и затеи. Наша программа «Смена», выросшая потом в национальный конкурс на фестивале и программу «Док индустрия» в этом году, тоже родилась в этом офисе. Оказавшись вместе с ребятами, мы очень многому у них научились.
Бочарова: Я помню, как ландшафт 2010-х годов начал сильно расширяться, в том числе благодаря Сергею Капкову, руководителю Департамента культуры Москвы. Стало понятно, что эта орбита нас и наших друзей, нашей аудитории, наших интересов сильно шире, чем только музыка. Нам захотелось захватывать эти интересы и эту орбиту, потому что уже невозможно было сидеть в маленькой нише документального кино о музыке.
Перепёлкин: Наши отношения с Алёной и Кириллом начинались не очень гладко. Мы только запустили The Blueprint, и у меня возникла идея привезти фильм «Реальная цена моды», который только вышел и наделал немало шума на Западе. Я наобум написал продюсерам, они быстро ответили, что не против. А через несколько дней написали, что передумали и готовы везти его в Россию только через своих партнеров Beat Film Festival. Я не знал тогда ребят и, признаюсь, затаил обиду.
Но потом мы познакомились, начали работать и быстро подружились. С тех пор, когда я вижу документальный фильм, который вызывает интерес, сразу пишу Алёне со словами «вам надо». После такого «вам надо» ребята привезли, например, «Colette, любовь моя», который мы вместе показывали по всей стране, — я в его финале всегда плачу. В этом году в категорию «вам надо» попал фильм «Стойкий человек» про травму премьера королевской оперы Стивена Макрея. Правда, пока я писал Алёне, у Кирилла уже все было схвачено.
2016 год
Площадок — 6 (киноцентр «Октябрь», «Стрелка», Центр документального кино, МАММ, «Музеон», летний «Пионер» в Сокольниках)
Показали — 26 фильмов
Главный хит — «Daft Punk Unchained», Эрве Мартин-Дельпьерр
Эти французские электронщики всегда считали, что музыку не должна заслонять личность, и их закрытые шлемами лица можно считать явным тому подтверждением. Как складывалось отношение дуэта к миру вокруг и чем мир ему ответил — исследует этот фильм-портрет.
Сорокин: В парках развлечений есть такие кинотеатры — 4D, 5D, сколоченные из каких-то дощечек, где тебе обещают дополнительное измерение опыта. Измерение, как правило, сводится к тому, что там работает вентилятор, который какую-то мишуру вместо снега в определенный момент запускает тебе в лицо. Для своего поколения мы пытались создавать этот дополнительный опыт, это ощущение, выбирающееся за рамки экрана.
К «Стрелке» выстроилась гигантская очередь из людей, которые хотели посмотреть фильм про Daft Punk. Огромная летняя площадка в центре города, а после фильма на большой фестивальной вечеринке играет Антон Севидов, и это тоже большое смысловое соединение, потому что в каком-то смысле двустороннее усиление фильма и музыкального события.
Севидов: За историю Beat я несколько раз отвечал за музыку на фестивальных событиях, выступая с диджей-сетами. Например, на открытии в 2016-м на «Стрелке», когда фестиваль начинался с фильма про Daft Punk. А через пару лет в Нижнем Новгороде, во время Beat Weekend, участвовал в обсуждении фильма «Лоран Гарнье: Электрошок». Мы тогда говорили об истории возникновения техно и хаус-музыки, а продолжительную дискуссию о значении музыкального образования я помню до сих пор. Я, кстати, убежден, что оно не подавляет творческое начало, а только способствует его развитию.
Beat Film Festival для меня — мост между западной и российской культурами. Мы можем не только наслаждаться произведениями авторов, но и проникнуть в их творческий процесс, понять, что ими двигало, как они создавали свои хиты и шедевры. И в этом смысле фестиваль — площадка для культурного обмена и взаимопонимания.
Дементьева: У Beat Film Festival было много удач, но я назову парочку. Во-первых, главное открытие для меня — британский режиссер Адам Кертис, которого привозили в 2016 году (его фильм «Горькое озеро» внимательно наблюдает за тем, как происходило и к чему приводило западное вмешательство на Ближнем Востоке). Посмотрите, кстати, его TraumaZone — смешное и точное живописание конца 80-х и начала 90-х в России.
2017 год
Площадок — 4 (киноцентр «Октябрь», «Стрелка», Центр документального кино, «Гараж»)
Показали — 33 фильма
Главный хит — «Рейв в Иране», Сюзанна Регина Мойрес
Никаким традиционным образом фильм, посвященный тайным танцам в мусульманской стране строгих правил, снят быть не мог, так что режиссер Сюзанна Регина Мойрес изощрялась как могла, чтобы запечатлеть музыкальную жизнь в стране запретов. Результат впечатляет: вот уже много лет «Рейв в Иране» — один из главных хитов Beat.
Дементьева: Еще одна удача Beat — «Рейв в Иране» о подпольных вечеринках, впервые показанный в 2017-м и до сих пор с успехом показываемый на фестивале как один из хитов. На самом деле не лучший фильм на планете, но тут и провидческий выбор, и реально крутое название, и очень правильно выбранная тема — есть что взять на заметку, если ты, к примеру, российский документалист.
Сорокин: Программе, которая впоследствии называлась национальным конкурсом и сейчас называется «Док индустрия», предшествовала «Смена». Это был момент, когда мы стали еще теснее работать со Stereotactic и придумали эту программу как возможность аккумулировать внутри фестиваля людей преимущественно не с бэкграундом киношкол, а с опытом в рекламе, чтобы, по сути, побуждать этих авторов снимать документальное кино, используя навыки визуального сторителлинга, которые хорошо оттачиваются в рекламе. Для того, чтобы рассказывать истории из близкой нам и им орбиты, то есть из мира культуры. Среди авторов можно назвать режиссеров Риту Захарову, Настю Коркия, Таира Полад-заде, Филиппа Задорожного. Благодаря «Смене» был заложен первый кирпичик в построение комьюнити из людей, которые приходят на фестиваль не только как зрители, но и как режиссеры, делающие свои первые шаги в документалистике и в кино вообще.
2018 год
Площадок — 5 («Стрелка», киноцентр «Октябрь», «Гараж», Центр документального кино, ЦДП)
Показали — 27 фильмов
Главный хит — «101», Д. А. Пеннебейкер
Прыжок в 1989 год и по-настоящему знаковая работа классика Донна Алана Пеннебейкера. Автор наблюдает за концертом Depeche Mode в Пасадене, которым завершилось мировое турне группы. 80-е льются через экран, а «прямое кино» — метод Пеннебейкера — не предполагает никакой фальши, только искренность и правду.
Сорокин: Мы всегда понимали, что классно создавать дополнительную ценность и делать из показов события, для того чтобы люди шли в кино с четким пониманием, что они там получат что-то отличное от того, как если бы дома просто включили фильм на компьютере. Q& A, дискуссии, кураторские программы и, конечно, вечеринки всегда были частью этой фестивальной жизни, такой же значимой и важной, как сами фильмы, которые лежали в основе.
Коркия: Я познакомилась с Алёной и Кириллом после того, как в программу был отобран один из моих самых первых документальных этюдов «Резкий и мягкий». Надо сказать, что Beat Film был в принципе для меня одним из первых фестивалей, и поэтому он навсегда останется очень особенным для меня. Это было классное важное ощущение: показать фильм в Москве куче знакомых людей.
Мне кажется, Beat Film Festival — это вообще фестиваль про объединение людей, про ощущение лета в Москве, про желание поделиться тем, что ценно. Это в первую очередь история именно про общение и про диалог, про возможность увидеть большое количество интересных и нешаблонных документальных фильмов. И еще это очень про молодость, про поиск смыслов и попытки осмысления себя и окружающего пространства. Не мне судить, но кажется, что у фестиваля точно есть сообщество. И оно смотрит в будущее, направлено туда.
2019 год
Площадок — 8 (киноцентр «Октябрь», «Музеон», Центр документального кино, «Иллюзион», «Гараж», «Стрелка», МАММ, ЦДП)
Показали — 44 фильма
Главный хит — «Вудсток: Три дня, изменившие поколение», Барак Гудман, Джеймила Эфрон
Три дня летом 1969 года оказались не просто фестивалем, но настоящим культурным кодом, который через годы и даже десятилетия исследуют Барак Гудман и Джеймила Эфрон. Как Вудсток изменил поколение и почему можно говорить о том, что в несколько дней уместилась целая революция, — еще один фильм-исследование, выдающийся и по форме, и по содержанию.
Дементьева: Beat был спроектирован как вирусное мероприятие, которое внедрялось в лучшие новые площадки города: «Стрелку», «Гараж», «Художественный», «ГЭС-2» — и фестиваль легко притягивал к себе творческий класс в широком смысле. Алёна и Кирилл всегда делали Beat как клуб, куда легко попасть и где приятно находиться.
2010 — 2021 годы — это время, когда Москва на полном серьезе занималась урбанистикой как проектом, который позволит сохранить внутри страны лучшие головы, руки, ноги и прочие ресурсы.
И конечно, это было золотое время фестиваля, который собирал и перемешивал всех, кто работал в кино, музыке, искусстве, медиа и рекламе.
Сейчас этих людей никто особо не собирает, так как новое время рекрутирует людей уже других профессий. И вот Beat выполнял и продолжает выполнять для творческих людей примерно ту же функцию, что митапы для разработчиков и какие-нибудь марафоны для блогеров, в квантовом скачке: собирает, образовывает, вдохновляет и развлекает.
2020 год
Площадок — 8 (Музей современного искусства «Гараж», киноцентр «Октябрь», ЦДК, Летний кинотеатр «Музеон», «Иллюзион», «Пионер», «Стрелка», МАММ)
Показали — 33 фильма
Главный хит — «В погоне за Бэнкси», Аурелия Рувье, Симус Хейли
Попытки догнать, поймать и опознать художника Бэнкси до сих пор не увенчались успехом, но у авторов этого фильма другая цель: они размышляют не столько о том, кто скрывается под псевдонимом, сколько о том, что и почему волнует художника, какими легендами и мифами обрастает его творчество и что все это говорит обществу и о нем самом.
Бочарова: Когда закончились 2010-е и начались 2020-е, в фестивальных показах очень активно начала проявляться эмпауэрмент-повестка. Были фильмы, от которых мы особенно ничего не ждали и которые нас поразили. Например, картина про Марту Купер, которая, по сути, проломила дверь в мир нью-йоркского граффити и доказала, что женщина может быть известным фотографом в граффити-среде.
Еще один фильм, который в этом контексте сразу приходит в голову, — «Аалто». Несмотря на то, что он про мужчину-архитектора, это история, скажем так, восстановления справедливости с точки зрения авторства, ведь его жена была полноценным соавтором его архитектуры. Это тоже, как нам кажется, сыграло важную роль в том, насколько популярным стал этот фильм.
Сапрыкин: Мой любимый фильм во всей истории Beat — о Марте Купер. Видит бог, я не большой знаток и поклонник стрит-арта, но это кино не про граффити, а в первую очередь про человека. Про обаятельную, живую, увлеченную женщину, которая благодаря граффити нашла в своей жизни главную страсть и смысл, а потом еще оказалось, что этой страсти хватило на то, чтобы передать эту энергию многим и многим людям на много лет вперед. Мне кажется, что в этом фильме сошлись и типичный герой Beat Film, и принцип того, что делает сам фестиваль.
Я знаю, что создатели Beat Film много раз пытались определить: а вот кино, которое они отбирают на фестиваль, оно о чем? О музыке? О молодежной культуре? О стиле жизни? Ну в общем да, но как-то этого недостаточно. Для меня это все фильмы прежде всего о людях увлеченных и увлекающихся, о людях, которые высекают энергию, в общем, даже неважно из чего, из какой-то своей непонятной блажи и заражают этой энергией других. И этот импульс просто в силу своей чистоты и искренности как-то меняет наш состав крови. И фестиваль делает ровно то же, что его герои. Он где-то добывает эту энергию и передает ее нам. Для меня это огромная батарейка, заряда которой хватило уже на много-много лет, — и дай бог, чтобы этот ток не заканчивался.
Веденяпина: Перед каждым показом люди видели, как горит будущее. Это был ковидный год, и арт-объект Тимофея Ради Future отражал то, что все в той или иной мере чувствовали. Тогда мы впервые поняли, что экран — тоже пространство для коммуникации со зрителем, причем не только на тему кино. В сотрудничестве с Радей мы полностью доверились автору: то есть фестиваль выбирал того, чей голос в моменте созвучен ему. И дальше получается наше общее высказывание.
Бочарова: Кинофестиваль — это все-таки место, которое призывает сесть в соседнее кресло, в 30 сантиметрах друг от друга, в момент, когда ты понимаешь, что можешь заразиться. 2020-й был первым годом, когда всем организаторам событий пришлось ставить перед собой вопрос: а вообще нормально сейчас что-либо проводить?
Мы готовили два сценария и были готовы к полному онлайну. Перед нами в качестве примера был крупнейший фестиваль документального кино в Скандинавии, копенгагенский CPH: DOX, который проходил в марте, они очень быстро переехали в онлайн, и для нас это стало таким вдохновением. Мы понимали, что, если они справились, мы тоже справимся, но все-таки получилось показать фильмы в тот год не только онлайн, но и в залах.
2021 год
Площадок — 9 («Художественный», киноцентр «Октябрь», «Иллюзион», «Пионер», «Стрелка», ЦДК, МАММ, «Гараж», «Музеон»)
Показали — 46 фильмов
Главный хит — «Аалто», Вирпи Суутари
Финская документалистка Вирпи Суутари смотрит на Алвара Аалто — архитектора и мужа — во всей совокупности его ролей и достижений, а фильм носит фамилию Аалто не случайно: Айно Аалто, архитектор, дизайнер и жена Алвара, — такая же незаменимая ее часть, как именитый на весь мир муж-модернист.
Веденяпина: В первые пять лет существования программы победителям национального конкурса не вручали статуэтки. Когда мы поняли, что хотим это сделать, возник вопрос: а как эта статуэтка должна выглядеть? Одновременно стало понятно, что это должен быть своего рода анти-«Оскар». Мы переизобретаем визуальный стиль фестиваля каждый год, участники снимают документальное кино о той реальности, которая их окружает. У нас нет красной дорожки и кучи вспышек. Так появилась идея: пусть каждый год статуэтку делает современный художник — такой, какой он ее видит, вдохновившись фестивалем и его айдентикой. Это честно, и это не потеряет своей актуальности. Первые статуэтки мы сделали с художницей Курой Бродской, которая использовала самые разные материалы: металлический диск, найденный где-то под Тбилиси, гвоздь XIX века, который она нашла на заброшенной железной дороге. Когда смотришь на такие вещи, понимаешь, что Beat именно про это. Соединить, казалось бы, несоединимые вещи и сделать что-то созвучное времени.
Бочарова: Одним из главных выводов пандемийного года стало понимание, что фестиваль может жить за пределами кинозала. Многие фестивали по всему миру так и оставили онлайн как инструмент инклюзии: люди, которые живут в других городах, могут смотреть фильмы, люди, которые не могут по какой-то причине выйти из дома, могут смотреть фильмы. И мы тоже остались в этой парадигме, продолжили показывать фильмы онлайн, расширяя аудиторию, но не только с маркетинговой точки зрения, хотя и эта мотивация тоже была, но и с точки зрения того, кому это вообще доступно. Потому что, как известно, в России очень много чего доступно жителям, которые живут в Москве, и очень мало — жителям за пределами больших городов. И Beat Weekend был, собственно, первым форматом, который с этим работал. А дальше продолжением стала наша онлайн-подборка на Кинопоиске.
2022 год
Площадок — 10 (киноцентр «Октябрь», «Художественный», «Иллюзион», «ГЭС-2», «Пионер», «Гараж», клубы «Мутабор» и «Поле», ЦДК, МАММ)
Показали — 40 фильмов
Главный хит — «Посмотри на меня: XXXTentacion», Сабах Фолаян
История — документальная и трагическая — посвящена музыканту под псевдонимом XXXTentacion. Такое имя выбрал Джасей Онфрой из Флориды, чтобы публиковать на SoundCloud свои треки. Неожиданно для него самого они стали бить рекорды по прослушиванию, но сам Джасей насладиться успехом не успел, уйдя из жизни в возрасте 20 лет. Искренность, ярость и мощный след, оставленный в современной культуре, — Сабах Фолаян пишет портрет музыканта и человека яркими и точными красками.
Бочарова: Думаю, если бы не было пандемии и опыта 2020 года, мы бы не так хорошо понимали, что нужно делать в 2022-м. Снова возникли этические вопросы. Снова чувство страха и растерянности, непонимания, что делать дальше. Стало ясно, что одна беда следует за другой, а мы можем только предлагать фестиваль как место — и онлайн, и офлайн, — где более безопасно, где можно выдохнуть. В этой беде не хотелось оставлять людей одних. Нам хотелось представлять интересы людей, которым нужен был фестиваль, это чувствовалось очень остро.
Сорокин: Как и в случае с пандемией, когда одним из страшных факторов было то, что люди оказались заперты внутри своих домов, квартир, отрезаны от привычной жизни, коммуникаций, нам показалось, что фестиваль — это прежде всего способ поддержания комьюнити, поэтому было так важно его провести.
2023 год
Площадок — 11 (в том числе киноцентр «Октябрь», «Художественный», «Зотов», «Иллюзион», «ГЭС-2», «Пионер», «Гараж», «Мутабор», «Поле»)
Показали — 28 фильмов
Главный хит — «Линч/ОЗ», Александр О. Филипп
Дэвид Линч не привык объяснять сюжеты и загадки своих фильмов. Однажды, отвечая на вопрос о вдохновении, он — как всегда, односложно — ответил: «Волшебник Оз». Из этого ответа Александр О. Филипп сложил собственную историю, в которой мир Линча исследуется через призму страны Оз и ее обитателей.
Бочарова: Последние годы заставили нас посмотреть на фестиваль с новой точки зрения. Мы всегда старались делать его человечным — просто в 2010 году это значило, допустим, отсутствие красной дорожки и деления гостей на ВИП и не ВИП, а в 2020-е годы человечность обрела другие формы, но продолжила быть важным акцентом.
Филатов: Когда в Нижнем Новгороде проходит Beat Film, это прекрасная причина встретиться с хорошими друзьями, профессионалами в области моды и искусства. Часто художники нашей студии «Тихая» принимали участие в дискуссиях после показов, что давало шанс актуализировать и свою практику в широком контексте. В прошлом году в Москве я участвовал в дискуссии, посвященной фильму «Сны отеля «Челси“», и эта встреча стала толчком к сближению и дружбе с несколькими прекрасными институциями.
А в этом, 2024 году на фестивале показывают фильм Николая Ладо «Сады всегда на следующий год» обо мне. Самые скучные фильмы — документальные фильмы о художниках. Можно сказать, что это тот самый случай, когда ты «смотришь, как сохнет краска». В моем случае мы начинали снимать фильм с Николаем несколько лет назад, и за время съемки идея кардинально менялась. Часть старых материалов уходила в архив, а новые кадры сложно связывались с основным нарративом. Николай все больше отсекал, выкристаллизовывая суть. Мне нравится, что фильм уже отпустил скучную историю обо мне, о саде в крематории и стал поиском режиссера, его активным отражением. Я люблю активные дуэты и союзы. Хоть они и могут быть временны, но остаются надолго в глубине души и смягчают даже самые безнадежные мгновения.
2024 год
Площадок — 11 («Художественный», киноцентр «Октябрь», «ГЭС-2», «Пионер», МАММ, Музей современного искусства «Гараж», Дом творчества Переделкино, центр конструктивизма «Зотов», ДК Рассвет, «Хлебозавод», поп-ап-пространство в Restaurant by Deep Fried Friends)
Покажут — 41 фильм
Главный хит — «Мишель Гондри: DIY», Француа Немета
Фильм-погружение в голову Мишеля Гондри — режиссера-фантазера, в кармане которого всегда имеется какой-нибудь неожиданный финт. Ретроспективный взгляд помогает проследить путь, остановками на котором становились клипы для Бьорк и Daft Punk, а после — «Вечное сияние чистого разума», «Наука сна», «Пена дней» и другие истории.
Бочарова: По меркам человеческого возраста Beat — это подросток, но по меркам проекта — это зрелый проект. Beat все еще молодой фестиваль, если сравнивать его с международными событиями такого масштаба, но в Москве другая хронология.
Москва любит быстрые проекты, яркие — они появляются, сверкают на небосклоне и потом исчезают, чтобы быть замененными новыми сверкающими проектами.
И на этой московской сцене я бы сказала, что Beat — это вполне себе проект-долгожитель, но совершенно точно не старичок.
Фестиваль входит в свое 15-летие, с одной стороны, молодым духом; с другой, если возвращаться к метафоре человека, на его взросление выпали трудные времена. Нас, в общем, как и всех, изрядно помотало. И кажется, что мы входим в новый возраст окрепшими и осознавшими, как можно сказать про человека, свою цель в жизни, что ли. Проект понимает, для чего он существует. У него классная команда, состоящая из трех поколений, и все причастные к нему обмениваются опытом, применяют свои сильные качества.
Веденяпина: Думаю, всем знакомо ощущение перед днем рождения: надо вспомнить все, что было, подвести итоги, построить планы. А на самом деле ты чувствуешь себя очень уязвимым, и в голову начинает лезть куча вопросов — хочется, чтобы тебе сказали что-то хорошее или просто побыли рядом. То, как создавался креатив 2024 года, чем-то похоже на такое ощущение. В этом году мы говорим не столько о том, что вы увидите на экране, или о том, что происходит вокруг нас. Мы говорим об ощущении, которое создает фестиваль из года в год. То есть в каком-то смысле рассматриваем сами себя.
Мы любим задавать вопросы, но слоган этого года — ответ. «Чтобы быть» — так он звучит. И этим ответом мы приглашаем к диалогу. Очень хочется, чтобы вопрос каждый придумал сам для себя. Думаю, что даже для каждого в команде этот вопрос будет разным.
Текст и интервью: Анастасия Каменская (шеф-редактор и креативный директор редакционных проектов «РБК Стиль»)
Иллюстратор: Александр Черепанов