5 лучших фильмов «Нового движения» по версии Кинопоиска

Обсудить0

В Великом Новгороде завершился новый фестиваль молодого кино «Новое движение» (в этом году он проходил впервые). Коротко мы рассказывали о нем в нашем Telegram-канале «Кинопоиск | Индустрия». Теперь кинокритик Тимур Алиев возвращается с подробностями о самых интересных фильмах программы.

Что это за фестиваль?


«Новое движение» — новая инкарнация фестиваля российских дебютных фильмов «Движение», который продюсер Артём Михалков делал с программным директором Стасом Тыркиным в 2010-х в Омске. Теперь фестиваль сменил прописку на Великий Новгород. К продюсированию смотра присоединился Максим Королёв («Загляни ему в голову», «Позывной «Пассажир“»), а программным директором стал Вадим Рутковский.

Как он устроен?


В основном конкурсе в этом году было восемь картин. Среди них — режиссерские работы как новичков в индустрии («Эра» Вениамина Илясова), так и ветеранов из смежных профессий вроде актрисы Татьяна Колгановой (в Новгороде показали ее второй полный метр «Мухадракон»). Во внеконкурсной программе — показы главных российских хитов сезона (от «Года рождения» до «Края надломленной луны»), а также короткометражек преимущественно из программы фестиваля «Короче» (его конкурс также собирает Вадим Рутковский).

Помимо кинопоказов, гостям и жителям Великого Новгорода предлагался музыкальный досуг (на главной площади города выступали Найк Борзов, Сергей Бобунец и проект «Горшенёв») и образовательные программы (например, мастер-классы Андрея Золотарёва, Галины Стрижевской и Ангелины Никоновой).

Что на фестивале показали?


«Мох»

Лучшая режиссерская работа (Никита Миклушов)

Познавая темный лес

Никита, лоботряс лет двадцати, живет на фамильной даче, питаясь продуктами, которые крадет с соседних участков. Ручная камера фиксирует его необычные будничные дела: бег по лесу, сбор мха, похороны насекомых. Что беспокоит Никиту, что его манит в лесные чащи, нам неведомо — как и его отцу, который серьезно обеспокоен вегетативным существованием сына. Батя намерен продать дачу и посмотреть, подтолкнет ли это Никиту к более активной жизни.

«Мох» — независимое кино трех энтузиастов (исполнитель главной роли Никита Лохматов, Никита Миклушов и оператор Екатерина Андреева), снятое на даче одного из них за 40 тыс. рублей («Деньги ушли в основном на еду и бензин»). Режиссер Миклушов — выпускник экспериментальной мастерской Алексея Учителя во ВГИКе, но его фильм больше похож на типичную работу студента МШНК. Камера на крупных и средних планах захватывает многочисленные пейзажи, наблюдает за медитативной сушкой мха и проникновенными взглядами Никиты, когда парень смотрит куда-то вдаль, сидя на крыше дачи. Кажется, будто ничего не происходит, а потом… снова ничего не происходит. 50 минут созерцательной медитации в компании двадцатилетнего отшельника, плененного мшистым лесом.

«Фаталити»

Лучшая мужская роль (актерский ансамбль)

Реальные пацаны и уличное искусство

Дэн и Паша, две полные противоположности, приезжают в Москву из провинции. Дэн — безбашенный бунтарь, Паша — примерный тихоня, не способный сделать ничего идущего вразрез с высокой моралью и этикой. Цели в столице у ребят расплывчатые: то ли просто город посмотреть, то ли всерьез в нем обустроиться. С работой у Дэна и Паши не складывается, да и с учебой тоже. Зато пацаны втираются в доверие к банде уличных граффитистов. Слово за слово — и вот уже Паша, оглядываясь по сторонам, несмелым движением баллончика выводит свой первый тег.

«Фаталити» — первый российский игровой фильм про граффитистов. Его режиссер Даниил Колотов делает кино с 12 лет (!): небольшие короткометражки, музыкальные клипы (но в СПбГИКиТ он учился на актерском). «Фаталити» оформлен как мокьюментари: по сути, первая половина фильма — блог, который снимает Дэн, держащий камеру абы как и монтирующий в резком диком стиле. Постепенно в этом хаосе проступает сюжет: всплывает местная звезда Хас, под влияние и обаяние которого попадают ребята. Их приключения становятся все более опасными и экстремальными. Во второй половине фильма Хас схлестнется с приятелем в споре, куда двигаться граффитисту: продолжать метить городские стены тегами или уйти в стрит-арт? Лично для Хаса теги тру, а стрит-арт «считай, коммерция», но в целом вопрос, может ли граффити считаться искусством, остается без ответа.

«Вы меня видели?»

Семья на грани нервного срыва

В семье Веры (Светлана Иванова) и Андрея (Никита Ефремов) произошла трагедия — пропала младшая дочь Лена (Елизавета Писаренко). Прошло уже два года, но Вера настойчиво продолжает поиски. В комнате у нее висит карта с вырезками из газет; в соцсетях Вера ведет группу, посвященную поискам Лены (и банит всех, кто пишет ей: «Начните жить дальше»). Старшей дочери Насте (Виктория Луканова) уже 15: девочка постоянно живет под гнетом гиперопеки. Стоит ей не ответить на сообщение или звонок, Вера тут же приходит в ярость и подозревает худшее. Однажды на телефон женщины приходит сообщение, которое может быть зацепкой в поисках младшей дочери. Тогда Вера уговаривает Андрея и Настю отправиться в экспедицию, но скрывает истинную цель поездки.

«Вы меня видели?» — первый полнометражный проект новой кинокомпании «Студия +1»; «Зрительское кино со смыслом» — гласит ее слоган. Смыслом фильма становится демонстрация ада в отдельно взятой семье. Героиня Ивановой — сломленная женщина, живущая в постоянном стрессе и мучающая всех вокруг. Снявшая эту семейную трагедию Екатерина Волкова — выпускница факультета режиссуры Национальной итальянской школы кинематографии, и кино у нее выглядит по-европейски солидно: сочная картинка, топовые актеры, объемные характеры и нескучный сюжет. Достойный арт-мейнстрим, которому стоило бы выйти на широкую аудиторию и, быть может, спровоцировать общественную дискуссию.

«Мы жили счастливо»

Лучшая женская роль (Валентина Грачева)

Черная комедия о борьбе с подростковым экстремизмом

Алеше 16 лет, он заканчивает школу и мечтает поступить в вуз. Мальчик живет без родителей: отца не видел, мать лежит в ПНД. Воспитанием занимается бабушка (дебют в кино Валентины Грачевой, ей 83 года!): готовит, стирает, убирает, слушает Соловьева и Норкина по федеральному ТВ. Однажды в квартиру вламывается ОМОН и кладет Алешу лицом в пол. «Ваш сын совершил действия, направленные на унижение определенной группы лиц. Еще мы проверяем его на участие в националистической группировке», — расскажет позднее следователь бабушке. «Я все-таки не понимаю, за что арестовали внука?» — упрямо твердит она снова и снова, получая в ответ нечто невразумительное. Бабушке придется пойти на преступление — выучить формулу-мем про три пути России и выбрать второй, чтобы накопить деньги на взятку судье.

«Мы жили счастливо» — полнометражный дебют Ильи Леутина, выпускника режиссерской мастерской Сергея Соловьева во ВГИКе. Это жутковатая, остросоциальная картина о реальности, которая знакома всем нам: в лучшем случае — по новостным сводкам, в худшем — на примере друзей и знакомых. Такое кино, кажется, давно не снимали в современной России: здесь не стесняются делать отсылки на спектакль Oxxxymiron «Сядь за текст» и детально препарировать судебно-правоохранительную систему, которой нужно закрывать отчетность и работать над показателями. Бабушка Людмила Ивановна здесь — человек неопределившийся, долго въезжающий в современность с ее мемами, репостами и хештегами. Она отчаянно надеется вытащить внука из СИЗО, но в самый важный момент он принимает стойкое решение: не идти на сделку и не ложиться на освидетельствование в ПНД. При этом вся эта социальная проблематика излагается с сюрреалистической интонацией deadpan-комедии, так что непонятно, режиссер прикалывается или оно само так вышло. Финальный визит бабушки к подножию монумента «Родина-мать» в Волгограде создает особенно тревожное ощущение.

«Девка-баба»

Фолк-хоррор о куклах, исполняющих желания

Тане (Таисья Калинина, вы видели ее в «Одном маленьком ночном секрете») 12 лет, она живет в большом поселке. Рядом отец (Николай Мачульский), но девочка скучает по маме — та обещает забрать ее через пару дней. На автобусной остановке Таня знакомится с Евой (Светлана Иванова). Та представляется историком народной культуры и старинных обрядов и сразу же приглашает Таню на необычный урок. Ева учит женщин мотать традиционные куклы-кулемы. Игрушки могут выполнять любые желания, но при ряде условий: их нельзя фотографировать, а также передавать в руки мужчинам. Уже жутковато! Дальше градус жути будет только нарастать: дух хтонического славянского язычества проникает в мир подростков, а вскоре и их родителей.

«Девка-баба» снят по сценарию Андрея Рубанова («Викинг», «Вратарь Галактики», а также тюремный роман «Сажайте, и вырастет») Аглаей Набатниковой, выпускницей мастерской Хотиненко во ВГИКе. Фильму не хватает более детальной проработки кулемной легенды, да и хронометража тоже (на таком материале можно было бы построить мощный фолк-хоррор не хуже истории Каркозы). Но Аглая тоже увлекается мотанием кулем, так что будем надеяться, что ее кинематографические мечты непременно сбудутся и у этого фильма тоже все будет хорошо.


Автор: Тимур Алиев

Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

6 июня8
31 мая4
15 мая9
25 мая10

Главное сегодня

20 ноября8
Вчера3
Вчера3
Сегодня1
час назад1
Вчера2
Вчера1
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации