«Полночь с дьяволом»: дикая и жуткая стилизация под телешоу 70-х

Обсудить0

На Кинопоиске вышел нашумевший сатирический хоррор, построенный как ток-шоу конца 70-х, где ведущий пытается, в частности, взять интервью у демона. Посмотреть фильм рекомендует Станислав Зельвенский.

Станислав Зельвенский

Критик Кинопоиска

На Хеллоуин 1977 года выходит специальный выпуск телевизионного вечернего ток-шоу «Ночные совы» с ведущим Джеком Делроем (Давид Дастмалчян). Передача уже несколько лет пользуется популярностью, но времена настали непростые: рейтинги падают, а сам Гилрой до конца не оправился, кажется, от скоропостижной кончины его жены. Хеллоуиновский спецвыпуск посвящен, естественно, оккультизму. Среди гостей — телепат и медиум Кристу (Файсаль Баззи), экс-фокусник, переключившийся на разоблачение шарлатанов в области паранормального (Йен Блисс), и, наконец, гвоздь программы — парапсихолог (Лаура Гордон) в компании 13-летней девочки Лилли (Ингрид Торелли), вроде бы одержимой демоном.

Вот паранормальный факт: в Австралии необычно много братьев, снимающих хорроры (а также братьев Хемсвортов). Спириги («Воины света», «Пила 8») не оправдали высоких ожиданий, зато в прошлом году все говорили про близнецов Филиппу («Два, три, демон, приди!»), а «Полночь с дьяволом», которую сняли малоизвестные Камерон и Колин Кернсы, — моднейший хоррор нынешнего сезона. К фильму раз в жизни не имеет отношения A24, но пиарщики здесь тоже хорошие: пресса сообщала, что за третий день кинопроката фильм якобы заработал 666 666 долларов, а в соцсетях разгорелся скандал на тему того, что в паре кадров Кернсы использовали работу ИИ. Кроме того, «Полночь» воспел Стивен Кинг (слишком щедрый, как известно, на похвалы, но все равно приятно).

Это мокьюментари, своего рода найденные пленки; после обстоятельного вступления, где нам рассказывают историю Делроя (приятный закадровый голос, кстати, принадлежит Майклу Айронсайду), мы смотрим как будто бы запись злосчастного спецвыпуска — то, что изумленная Америка, предположительно, увидела в прямом эфире. Во время рекламных пауз камера — уже в ч/б и с другими пропорциями кадра — подглядывает еще и за закулисьем.

Едва ли многие из нас знакомы с американскими телешоу 1970-х, но сразу видно (да и Стивен Кинг свидетель), что в плане стилизации австралийцы постарались на совесть. Это пародия, но сделанная единственно возможным образом — с совершенно серьезным лицом. «Полночь» написана, сыграна, освещена, смонтирована в точности как ретротелепередача, и это обеспечивает интересный эффект погружения. Когда ситуация (ожидаемо, учитывая все обстоятельства) начинает выходить из-под контроля, мы уже так глубоко внутри телевизора, словно и правда смотрим прямое включение. Это редкий кинофильм, который правильнее, пожалуй, увидеть на домашнем экране.

Кроме того, это довольно смешно, как любое ток-шоу с участием экстрасенсов, будь то Джонни Карсон или «Настоящий мистический». В фильме всего несколько персонажей, но каждый выписан с большой любовью: комический усач, играющий вторую скрипку при Делрое; фокусник-скептик, упивающийся звуком своего голоса; жулик (или не совсем жулик?) — ясновидящий в золотом френче. Дастмалчян, вечный актер эпизода, наконец получивший главную роль, очень хорош: через профессиональную невозмутимость Делроя просвечивает и что-то необъяснимо (до поры) темное, и уязвимость, которой мы можем сопереживать.

Впрочем, главная звезда «Полуночи» — дебютантка Торелли, естественно и жутко сыгравшая улыбчивую Лилли, в голове у которой поселился Мистер Вертлявый, как она прозвала своего демона. В этой линии Кернсы усиленно подмигивают и «Изгоняющему дьявола», и, например, книжке «Мишель вспоминает», с которой в Америке началась «сатанинская паника» 1980-х: девочка будто бы провела несколько лет в секте слуг Люцифера, и это время, скажем так, не прошло даром.

«Полночь» не особенно страшный фильм, потому что у авторов другие задачи: они хотят не столько напугать зрителя, сколько вовлечь его в культурную перекличку, разделить с ним удовольствие от игры. Но смотрится картина на одном дыхании, и впечатление не портит даже чуть смазанная концовка. Это не первое кино про то, что телевидение — по определению сделка с дьяволом, но самое, может быть, наглядное.

Этот материал был впервые опубликован 24 апреля, мы перевыпустили его к выходу на Кинопоиске.

Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

14 марта26
13 ноября5
31 октября28
29 октября35

Главное сегодня

Сегодня3
Сегодня2
Вчера3
Сегодня0
Сегодня0
Вчера5
Вчера7
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации