Обнуление, сокращение и рекорды бокс-офиса. Как изменилась российская индустрия анимации после 2022 года

Обсудить0

В 2010-х наша анимация совершила прорыв: коммерческие франшизы «Маша и Медведь», «Смешарики», «Три кота» и «Фиксики» стали международным феноменом. В середине десятилетия дефицит кадров, вызванный эмиграцией 1990-х начал постепенно компенсироваться притоком новых молодых аниматоров. К 2020-му индустрия уже вышла на международный рынок. А сейчас российская полнометражная анимация собирает колоссальный бокс-офис на внутреннем рынке. Но это начало кризиса. Почему? Объясняет Мария Терещенко, анимационный продюсер и эксперт.

Наша анимация до 2022-го

Мы часто любим сравнивать себя с Америкой, Францией или Японией, но все эти сравнения некорректны, потому что наша анимационная индустрия слишком молодая, ей максимум 20 лет, в отличие от американской, которой порядка ста. Конечно, историю нашего анимационного кино принято отсчитывать от 1912 года, но на протяжении почти всего XX века это была, по сути, мануфактура: знаменитые советские мультфильмы создавались в рамках плановой экономики, и весь производственный процесс контролировало государство.

Когда в начале 1990-х исчез СССР, подход стал иным, изменилось все. Объемы производства анимации и темы мультфильмов начал диктовать рынок, то есть непосредственно зрители. У авторов появилась более существенная мотивация производить контент, который заинтересует аудиторию, увеличивать количество фильмов и совершенствовать технологии. Первые успехи в этом направлении случились в начале нулевых — например, большие сериалы «Смешарики» и «Лунтик». Стало понятно, что можно организовать производственные линейки, которые позволяют делать контент достаточно быстро и в большом количестве.

«Смешарики»

Тем не менее в начале XXI века в российской анимации работало очень мало людей. Аниматоров было даже меньше, чем в советское время, потому что в 1990-е многие уехали из страны. Все это привело к нехватке кадров как раз тогда, когда индустрия начала расширяться в 2000-е. В анимацию не спешили приходить новые люди, а дефицит преподавателей не позволял эффективно обучать всех желающих.

Эту проблему удалось решить только во второй половине 2010-х годов. Постепенно стало появляться все больше учебных заведений и все больше талантливых студентов.

Другая важная задача, которую удалось решить в XXI веке, — экспорт. Чтобы анимация могла успешно развиваться, студиям необходимо выходить на зарубежные рынки, ведь в рамках одной страны окупать затраты на анимационные проекты крайне сложно и долго. И к 2022 году нашим студиям удалось наладить сотрудничество со многими крупными зарубежными партнерами, включая такие сервисы, как Youku (большой успех на этом китайском YouTube имеет сериал «Тима и Тома») и Netflix (сделка по «Маше и Медведю» поражает воображение, конкретная сумма сделки является конфиденциальной информацией и не разглашается. — Прим. ред.).

«Тима и Тома»

…и после

Но после февраля 2022-го российскую анимацию ждало много изменений. Во-первых, довольно много специалистов уехало из страны. Некоторые еще продолжают сотрудничать с Россией, другие перестали вовсе. За два года анимация потеряла очень много незаменимых авторов и продолжит терять их в будущем.

Во-вторых, часть тех, кто остался в России, тоже не очень стремятся снимать. С одной стороны, причина кроется в ужесточении госфинансирования, с другой — в множестве новых цензурных запретов. Плюс отказ ряда анимационных фестивалей принимать российские работы. Да и просто социальное уныние, которое охватило часть культурной элиты России. Государственные институции и прогрессивная часть творческого сообщества расходятся в представлениях о том, что нужно показывать. Государство накладывает вето на определенные темы, которые художники считают важными. Это не только политика, но и, например, взаимоотношения полов, гендерные темы. Во все времена художники стремились говорить в первую очередь про проблемные моменты в обществе, в политике, в жизни, а не на спущенные сверху темы. Именно поэтому сейчас часть авторов просто не хотят просить госфинансирование, заранее предполагая, что их работы не попадут в повестку, которую государству интересно транслировать.

Как анимационные проекты получают госфинансирование?

Объясняет Николай Маковский, директор школы-студии анимационного кино «ШАР»

Ежегодно Минкультуры проводит конкурс на оказание государственной поддержки кинопроизводства из федерального бюджета. Эти деньги идут на производство национальных игровых, неигровых, анимационных фильмов и сериалов, а также фильмов для детей. Субсидии, которые выделяются по итогам конкурса, предназначены для кинематографических организаций, за исключением некоммерческих.

При этом не все заявки, которые проходят конкурс, получают господдержку. Часть проектов уходит в резерв, поскольку возможности финансирования не безграничны. Но сам факт превышения числа поданных к соисканию проектов говорит о том, что в России создана конкурентная среда.

Например, часть проектов, поданных группой «ШАР», в 2023 году не получили поддержку и были отправлены в резерв. Это значит, что приоритетными стали темы, которые были предложены другими киностудиями, участвующими в конкурсе. Процедуры принятия решений министерством культуры прозрачны, список экспертов обновляется и объявляется (из них можно узнать, что в 2024-м из совета по анимации были исключены «проблемные» эксперты, задававшие слишком много вопросов, вроде Марии Терещенко, Павла Шведова из «Союзмультфильма» или сценаристки Ирины Марголиной. Прим. ред.), а условия конкурсного отбора заявок от организаций кинематографии, претендующих на получение субсидий из федерального бюджета на поддержку кинематографии, публикуются на портале предоставления мер финансовой поддержки.

Команда школы-студии анимационного кино «ШАР»

И важно, что в российское законодательство внесены поправки о полном госфинансировании производства и проката детских мультфильмов. В 2023 году министерство культуры выделило субсидии на производство 249 проектов, в них, в частности, было 74 анимационных фильма и сериала. Это притом что в 2022 году господдержку получили 145 кинопроектов.

Также в 2023 году министерство ужесточило требования к аудиовизуальному ряду готового фильма, к его соответствию сценарию, поданному в составе заявки. И возникли коллизии, которые в ряде случаев было крайне непросто разрешить. Ведь анимация — специфический жанр. Мир, его герои, законы мира и его образы создаются на основе текстов, но подчас могут отличаться от толкований, которые могут следовать из их буквального прочтения. Тут и возникает пространство споров творческих людей с продюсерами. Поэтому в 2023 году нам пришлось сильно перерабатывать некоторые проекты.

Из-за этого возникает ощущение, что нашу анимацию отбросило на некоторое количество лет назад: мы сейчас словно где-то в 2003 году по многим параметрам. Новые мультфильмы могут быть красиво нарисованы и хорошо сняты, при этом они абсолютно отрезаны от настоящего дня тематически и идейно.

Мультфильм «Большая», режиссер Анастасия Чикерлан
Мультфильм «Апноэ», режиссер Александра Кононова

Есть основания думать, что этот процесс будет продолжаться, что наша анимация пойдет в прошлое вместо будущего. Особенно заметен откат назад в профессиональном кино. Если у студентов пока остается немного свободы, то та часть кинематографа, которая существует с государственной поддержкой, которая должна получать прокатное удостоверение, в ближайшие годы все дальше будет уходить от того, что многие авторы считают актуальным искусством.

Пока все эти изменения больше ощущаются в авторской анимации, но авторская анимация и индустрия связаны куда сильнее, чем может показаться. Если не останется интересного кино в авторском, то и индустриальное перестанет творчески развиваться. Авторская анимация — это особая лаборатория, в которой пробуются эстетики, новый язык и новые темы. Именно поэтому ее стагнация — очень плохой знак для будущего всей индустрии. Если частные российские анимационные студии либо закроются, либо релоцируются, то мы опять окажемся в ситуации государственной монополии на анимацию. Тогда с экономической точки зрения мы вернемся в ситуацию плановой экономики и за какие-нибудь 5–10 лет все те огромные усилия, что были предприняты за предыдущие 20 лет, могут быть просто сведены к нулю.

Студии движутся по инерции

Однако крупные студии, на первый взгляд, еще не в полной мере затронуты этими процессами. Последствия некоторых событий и решений мы увидим только через несколько лет. Дело в том, что пока в прокат выходят мультфильмы, запущенные в производство три-четыре года назад. Например, в последние годы вышли такие удачные проекты, как «Чик-Чирикино» (студия «Паровоз»), «Отель у овечек» (Studio Metrafilms Moldova), «Умка» («Союзмультфильм») и «Ася и Вася» (Riki). Но все они были придуманы и запущены в производство задолго до 2022 года. Поэтому в полной мере состояние индустрии можно будет оценить только через два-три года.

«Чик-Чирикино»

Наиболее серьезные последствия для больших студий — это прежде всего разрыв международных связей, крупных сделок и партнерских отношений. Студии потеряли большие деньги, а самое главное, будущие большие возможности, ради которых много, долго и упорно трудилась вся индустрия. Например, сериал «ДиноСити», над которым я работала в качестве одного из сценаристов, в феврале 2022 года собирался заключать сделку с Netflix. Но она не состоялась.

Дело тут даже не в предпочтениях или политических взглядах руководства тех или иных зарубежных компаний. Сейчас во многих странах нет просто технической возможности сотрудничать с Россией. А даже когда есть, последствия могут быть самыми суровыми. Например, банковский перевод в Россию или из нее может привести к блокировке счета. И как бы зарубежные компании ни относились к России, к своим российским коллегам, как бы им ни нравился проект, они не станут действовать себе в ущерб.

Эти потери сейчас пытаются как-то компенсировать за счет выхода на китайский и арабский анимационные рынки. Работа в этом направлении, конечно, велась и раньше параллельно с европейским экспортом, но теперь оказалось, что Восток — единственное открытое для нас направление. И тут мы встаем перед новой проблемой. Раньше студии стремились сделать такой проект, который одинаково понравился бы российским зрителям и порталу Netflix, имеющему наиболее, как принято считать, передовые и прогрессивные стандарты. А теперь они адаптируют свои проекты под пусть огромные, но все же нецентральные рынки.

«Чебурашка»
«Финник»

Впрочем, не хочется говорить о будущем нашей анимации в пессимистичном тоне. Она создана и существует благодаря очень инициативным и предприимчивым людям, которые находят возможности даже в самых кризисных ситуациях. И сейчас мы уже видим, что такие кризисные возможности могут быть связаны, например, с развитием российской полнометражной анимации, которая оказалась очень востребована в связи с уходом голливудских компаний. Хорошее тому подтверждение — недавние успехи «Финника» и «Чебурашки». Так что, вероятно, успехи и открытия ближайших лет будут связаны именно с этим направлением деятельности.

11 отечественных полнометражных мультфильмов, которые находятся сейчас в производстве

«Ходжа Насреддин»

Студия: «ШАР»

Планируемая дата выхода: 2026

Эклектичный портрет современника, составленный из нескольких новелл. События и факты сегодняшнего дня будут тесно переплетены в нем с сюжетами и образами прошлых веков. В одной из новелл, например, героем будет Пушкин. Название фильма, собственно, и позаимствовано из «Евгения Онегина»: «И даль свободного романа // Я сквозь магический кристалл // Еще неясно различал». Также в сценарии фигурируют Тютчев и Генрих Гейне. Проект находится в производстве, причем над ним работают как опытные аниматоры, так и студенты школы-студии «Шар».

Студии: Bazelevs, Yerli Duunce Broadcast Media

Планируемая дата выхода: 14 ноября 2024 года

Мультфильм совместного производства России, Турции, Казахстана и Узбекистана. В 2020-м Бекмамбетов уже делал кукольный спектакль «Ходжа Насреддин» в московском Театре Наций. А затем решил перенести известного фольклорного персонажа в полнометражный мультфильм, бюджет которого сейчас составляет 500 млн рублей. У Bazelevs на него большие надежды: в случае успеха «Ходжу Насреддина» планируют расширить до сериала, комикса и VR-проекта.

Студия: «ШАР»

Планируемая дата выхода: нет

Главный герой отправляется в небольшой провинциальный городок. Вроде бы ничто не предвещает беды, но в гостинице, где он останавливается, начинают происходить странные вещи. Абсурдистская драма с элементами детектива об одиночестве, любви и времени в духе уже вышедших работ Шмелькова — «Мой личный лось» и «Лола — живая картошка».

Студия: «Союзмультфильм»

Планируемая дата выхода: 2027

Пластилиновый мультфильм Сергея Меринова планируется как арт-картина, рассчитанная при этом на семейную аудиторию. Эта экранизация Роберта Шекли станет вторым полнометражным авторским фильмом в истории современного «Союзмультфильма» после «Гофманиады» Станислава Соколова. В ироничном сай-фае ученые выращивают планеты специально для людей. Когда планета Луна-парк сходит с ума и похищает своего настройщика, на поиски пропажи отправляется специальный экипаж.

Студия: «Черновик»

Режиссер: Денис Чернов

Планируемая дата выхода: нет

В фильме планируется показать Сибирь с непривычной, красочной стороны. Волшебное существо Кикиря приезжает сюда на лето и переживает разные приключения. Это совместная работа режиссера «Финника» и одного из создателей «Смешариков» — Дениса Чернова, а над сценарием работает Татьяна Белова, также трудившаяся над «Финником», «ДиноСити» и «Царевнами». Параллельно с полнометражным мультфильмом студия запустит в производство одноименный сериал.

Студии: СТВ, Wizart Animation

Планируемая дата выхода: 2024

Брат и сестра Ганзель и Гретель берутся за новое сложное задание: им нужно выяснить, как разбудить спящую принцессу, не дожидаясь принца, который ее поцелует. Как и первый мультфильм «Ганзель, Гретель и Агентство магии», сиквел ставит Алексей Цицилин, ранее работавший над франшизой Wizart «Снежная королева». На производство планируют потратить 400 млн рублей.

Студии: группа компаний Riki, СТВ

Режиссер Денис Чернов

Планируемая дата выхода: 23 октября 2025 года

С домовым Финником случается несчастье: герой случайно пробуждает древнюю магию и теряет свою невидимость. А ведь это чуть ли не главное свойство домового. Теперь опасность угрожает не только ему, но и всем остальным покровителям домашнего уюта. Чтобы исправить ситуацию, Финник отправляется в опасное приключение вместе со своей подругой Кристиной — единственной в мире девочкой, которая дружит с домовым. Продолжение истории домового снова снимает Денис Чернов, работавший и над первым «Финником». Бюджет проекта оценивают в 400 млн рублей, часть из которых студия должна получить от Фонда кино.

Студия: группа компаний Riki

Планируемая дата выхода: 10 октября 2024 года

Смешарики-малыши в игровом фильме вместе с Константином Хабенским и Елизаветой Боярской в главных ролях. Родители готовятся к дню рождения дочки и покупают ей необычный подарок, не предполагая, что он собой представляет. Ожившие анимационные герои полностью меняют жизнь семьи. Сюжет разворачивается до событий сериала «Малышарики». В режиссерском дуэте соединились Катерина Савчук, работавшая на таких проектах, как в «Малышарики», «Смешарики» и «Оранжевая корова», и Оксана Бычкова («Питер FM», «Петербург. Только по любви»), отвечавшая за игровую часть.

Студия: «Метрафильмс»

Планируемая дата выхода: 19 декабря 2024 года

Котята Коржик, Карамелька и Компот находят нового друга Леденца. И хотя ребята мечтают готовиться к Новому году, приходится помогать новенькому. Праздник при этом никто не отменял. Второй полнометражный мультфильм с популярными анимационными героями, который снял Дмитрий Высоцкий, он же автор и режиссер сериала «Три кота».

Студия: СТВ

Планируемая дата выхода: 29 августа 2024 года

Первый полнометражный мультфильм с популярным сериальный героем. Лунтика ждет большое приключение: в компании друзей он решил отправиться на Луну, чтобы отыскать свою маму. Фильмом занимается классик нашей коммерческой и авторской анимации Константин Бронзит (он же делал для СТВ два фильма «богатырской» франшизы), который называет новый мультфильм роуд-муви.

Студии: «Метрафильмс», Lakeside Animation

Режиссеры Константин Бронзит, Дмитрий Высоцкий

Планируемая дата выхода: нет

Бронзит вместе с Дмитрием Высоцким работают также над еще одним полным метром. По описанию похоже, что это будет философское кино о вещах, которые выбросили на помойку.

Смотрите также

12 апреля18
12 апреля3

Главное сегодня

Вчера11
Сегодня0
Вчера8
Вчера43
Вчера6
Сегодня73
Вчера2
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации