«Материнский инстинкт»: Джессика Честейн и Энн Хэтэуэй газлайтят друг дружку

Обсудить0

В российский прокат выходит костюмный ретропсихотриллер Бенуа Деломма, ремейк изысканного бельгийского фильма Оливье Массе-Депасса (его, кстати, тоже можно посмотреть на Кинопоиске в Плюсе) про двух закадычных врагов — домохозяек, живущих в соседних особняках. Когда одна теряет сына, жизнь в цветущем пригороде превращается в хичкоковский кошмар. О том, как в Америке пересказали синефильский эксперимент бельгийцев, рассказывает Павел Пугачёв.

Павел Пугачёв

Кинокритик, редактор сайта журнала «Сеанс»

Типовая американская субурбия начала 1960-х. В свеженьких двухэтажных домах живут по соседству две благополучные семьи. Мужья, жены и сыновья тут дружат, вместе справляют праздники и, кажется, души друг в друге не чают. Идиллия ломается после трагедии: восьмилетний сын Селин (Хэтэуэй), пытаясь поправить скворечник, разбивается насмерть. За мгновения до гибели его попыталась спасти Элис (Честейн), пока Селин занималась уборкой в доме. Не уберегли.

Месяц спустя бывшие лучшие подруги пытаются собрать разбившуюся вдребезги дружбу. Но каждая встреча оборачивается новыми конфликтами. То задушевный разговор обернется расковыриванием незажитых душевных ран. То сын Элис съест в доме Селин печенье с арахисом и заработает анафилактический шок. То свекровь Элис упадет замертво после недружелюбного смол-тока с Селин. Но больше всего Элис пугает и злит то, что ее сын все сильнее сближается со все меньше вызывающей доверие соседкой.

Строить противоречащие друг другу предположения приходится и зрителю. И Элис, и Селин, и их немногословные мужья внушают самые разные подозрения. Есть ли прямые причинно-следственные связи между трагическими и драматическими событиями? Кто на самом деле сходит и кто кого сводит с ума? У кого паранойя? И, наконец, почему бы двум ментально нестабильным соседкам просто не выпить чаю на крыльце?

Энн Хэтэуэй

«Материнский инстинкт» — американский ремейк одноименного бельгийского триллера 2018 года, ставить который собирался режиссер оригинала Оливье Массе-Депасс, но после ухода из проекта по семейным обстоятельствам его место занял 62-летний дебютант Бенуа Деломм — прекрасный оператор, работавший с Джоном Хиллкоутом («Самый пьяный округ в мире»), Чан Ань Хунгом («Аромат зеленой папайи») и Джулианом Шнабелем («Ван Гог. На пороге вечности»). Именно в визуальной плоскости — а Деломм выступил тут и оператором-постановщиком — кроются принципиальные различия оригинала и ремейка.

Режиссер бельгийского «Материнского инстинкта» взял сюжет романа «За ненавистью» Барбары Адель и перенес действие из современности в 1960-е: так и разбитая в прах семейная идиллия выглядит более устрашающе, и есть возможность поиграть с жанровыми кодами другой эпохи (подробнее об интересе современных режиссеров к 1960-м можно почитать в прекрасной статье киноведа Дмитрия Комма). Тот «Материнский инстинкт» смешивал в одном миксере Хичкока (саспенс, построенный на перманентном чувстве вины) и европейское кино 1960-х (подвижная камера, немонтажная съемка, некоммуникабельность, тлеющие внутренние конфликты). Американская же версия — типовое ревизионистское ретро, по многочисленным представителям которого (от «Кэрол» до «Почему женщины убивают») складывается впечатление, что на рубеже 1950–60-х в природе вовсе не было женщин без психотравм. Кинокритик Variety Гай Лодж справедливо замечает, что это «как если бы эпизод „Отчаянных домохозяек“ поставил Тодд Хейнс», разве что без виртуозности и глубины последнего. «Материнский инстинкт» сделан по-сериальному просто: с преимущественно статичными мизансценами, классическим монтажом и скромными изобразительными штрихами вроде нюансированного освещения в драматичные моменты, бросанием из жара в холод через смену температуры света.

Джессика Честейн

Но эта простота как раз и подкупает. Деломм работает неброско, но уверенно. Тут нет излишней экзальтированности формы, а есть рабочая, построенная по принципу «примирение оборачивается новым конфликтом» драматургия и отличные актерские работы. Джессика Честейн и Энн Хэтэуэй на протяжении всего фильма остаются в равной мере и антагонистками, и протагонистками в этой истории. Даже в пределах одной сцены каждая из них может вызывать и сочувствие, и презрение. И актерски, и драматургически они зеркалят друг друга. История эта не про пресловутый материнский инстинкт, а про то, как одни и те же обстоятельства для разных людей могут стать и подарками судьбы, и тяжким бременем. Одна всегда хотела детей и «традиционного» семейного счастья, а другая тяготится материнством и мечтает поскорее вернуться к работе. И виноваты во всем этом не только патриархальные установки (мужья героинь, надо сказать, выписаны совсем не демоническими) и особенности капиталистического уклада середины XX века, но и извилистые внутренние миры героинь. У каждой мамы есть секрет.

При этом во многом благодаря легкости режиссерской руки кино ни на минуту не кажется тяжеловесным. Это легкий (в нулевые добавили бы «психологический») триллер на вечер, интрига и нерв которого в том, кто из героинь быстрее и ярче слетит с катушек. Местами это непреднамеренно смешно, особенно в финальной трети, когда все сюжетные повороты уже пройдены и держать серьезное лицо становится сложно даже обладательницам «Оскара», но уж точно не скучно и не тягостно. И, как и многие произведения мировой культуры — от «Окна во двор» до конспирологических детективов, — фильм лишний раз напоминает, что паранойя может быть как признаком психического расстройства, так и ума.

Смотрите также

4 марта12
29 марта12
28 марта5
20 февраля4

Главное сегодня

Вчера2
24 декабря12
Вчера3
24 декабря43
Вчера2
Вчера75
24 декабря2
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации