Разрушение канона жанра романа-катастрофы: Галина Юзефович — о «Тоннеле» Яны Вагнер

Обсудить0

Новый роман писательницы Яны Вагнер, по чьему «Вонгозеру» снята этапная для российских сериалов «Эпидемия», тоже просится на экран. Это история про будто обезличенных людей, застрявших со своими автомобилями и заботами в огромном московском тоннеле.

Галина Юзефович

Литературный критик

Воскресенье, лето, вечер. Пробка на въезд в Москву, какая-то в этот раз особенно длинная и неподвижная. Полторы сотни машин стоят в трехкилометровом Северо-Западном тоннеле, их пассажиры изнемогают от духоты и скуки, всем хочется поскорее домой, ведь уже поздно, а завтра рабочий день. Легковушки с дачниками, детьми, собаками и котами. Газель «Напитки из Черноголовки» с юным таджиком-водителем, ни слова не понимающим по-русски. Рейсовый автобус с пассажирами. Начальственный лимузин с престарелым чиновником, его помощницей и охранником. Минивэн с бригадой строителей. Польский рефрижератор. Полицейская машина с избитым арестантом на заднем сиденьи. Красный кабриолет с накачанным загорелым пижоном и его неотразимой юной спутницей.

Без малого пятьсот абсолютно случайных человек, объединенных только одним — тягостной неподвижностью. Которая, однако, взрывается в тот момент, когда от задних рядов до передних и обратно прокатывается тревожная новость: у тоннеля больше нет ни выезда, ни въезда. С обоих его концов сомкнулись мощные бетонные двери, а для верности перед ними c потолка упали гигантские железные решетки. Пятьсот абсолютно случайных человек заперты в замкнутом пространстве на неопределенный срок, и помощь совсем не торопится, как бы намекая, что и на поверхности все тоже неблагополучно.

Триллер Яны Вагнер «Тоннель» начинается как классический роман-катастрофа, и тренированный читатель с первых страниц начинает ждать наперед заданной рифмы «роза». По законам жанра все герои в этой точке должны поделиться на благородных храбрецов с одной стороны и подлецов и трусов — с другой. Дальше, понятное дело, с потолка начнет капать, погаснет свет, провалится пол (ну, или случится еще что-то не менее ужасное), и медитативное ожидание сменится лихорадочным экшеном. Герои будут всех вызволять, трусы по мере сил пакостничать, выбраться на поверхность удастся не всем, но дети и животные не пострадают. Знаем, плавали.

Автор рушит наши комфортные ожидания буквально с первых страниц. То, что мы доверчиво приняли за роман-катастрофу, стремительно разворачивается в жесткую и жутковатую социальную антиутопию. Тоннель под Москвой-рекой оказывается моделью России или, если взять шире, всего мира. Точно так же, как и в реальности, люди здесь не укладываются в четкие амплуа, не делятся на хороших и плохих, храбрых и трусоватых. Они непоследовательны и подвластны сиюминутным порывам, ими движет то внезапное благородство, то лихая удаль, то злость, то сострадание, то иррациональная паника.

Яна Вагнер

Яна Вагнер намеренно не дает своим героям имен — почти всех обитателей тоннеля мы знаем под прозвищами: Кабриолет, Стоматолог, мама-Пежо, «УАЗ-патриот», Визит-профессор, Фольксваген, Чиновница, Газелист… И этот прием, будто бы способствующий низведению персонажей до уровня масок, типажей, производит ровно обратное действие. Он высвечивает принципиальную несводимость людей к простому набору характеристик. Все герои «Тоннеля» выглядят нелогичными, несовершенными, разными и именно поэтому такими пугающе живыми. Каждый читатель найдет среди них того, к кому сможет подключиться — этот прием выкручивает сопереживание на максимум.

Запертым людям не хватает ресурсов — воды, еды, информации, пространства, чтобы справить нужду. И эта общность проблем максимально проявляет человеческую индивидуальность. У кого-то проблемы попроще, у кого-то посерьезнее: у беременной отошли воды, кому-то срочно нужен инсулин, юноша умирает от дурацкого перелома просто потому, что нет антисептиков и антибиотиков. У кого-то мотивация очевидная — успокоить измучившегося ребенка с аутизмом, накормить кота, найти потерявшуюся дочь-подростка. У кого-то менее прозрачная — выместить на случайно подвернувшихся людях давние обиды. Кто-то упивается стихией хаоса. Кто-то и вовсе непонятно что делает. Зачем, спрашивается, помощница загадочного вельможи в лимузине переписывает всех обитателей тоннеля? Что она планирует делать с этим списком?

В замкнутом пространстве на очень ограниченном временном промежутке (время действия романа — 28 часов) Вагнер ухитряется выстроить толстовского масштаба роман-эпопею, в котором читатель может наблюдать сразу и «горний ангелов полет», и «дольней лозы прозябанье», и общую динамику происходящего в тоннеле, и множество локальных сюжетов — неловких, трогательных, понятных. Эпического размаха битва за воду — локальный аналог Троянской войны — соседствует с негромкой драмой лейтенанта полиции, смертельно влюбленного в красотку из кабриолета. Героическое пробуждение в скромном стоматологе истинного целителя, готового брать на себя ответственность за всех больных и увечных в тоннеле, оттеняет почти комическую сцену штурма рефрижератора с едой. Десятки персональных историй, сложным образом переплетаясь и не теряя при этом самостоятельной ценности, образуют картину одновременно величественную, страшную и щемяще человечную.

Роман писался шесть с лишним лет, и это обстоятельство сообщает ему ту многослойность и глубину, которые невозможно имитировать, они возникают только в результате долгой, медленной работы с текстом. В случае с «Тоннелем» это привело к парадоксальному результату: в отличие от предыдущего, стилистически барочного и избыточного романа Вагнер «Кто не спрятался», в «Тоннеле», кажется, не осталось ни одного лишнего слова. Писательница словно бы намеренно экономит на прилагательных и наречиях, сводя всю ткань повествования к сухим и убористым, предельно конкретным формулировкам.

«По-хорошему, раненых вообще не стоило никуда переносить. Их опасно было переносить, и в особенности мужчину с дробиной в позвоночнике, которого даже трогать было нельзя. Весь тоннель одинаково был замусорен, нестерилен, и никакая его часть под госпиталь одинаково не годилась, а тем более под самозваный, фальшивый госпиталь, где не было ни хирурга, ни врача скорой помощи, ни даже парамедика или медсестры, а только стоматолог из клиники „Улыбка“, который за двадцать лет тихой своей практики не резал ничего серьезней десны. Это было плохое решение, неправильное, как и все предыдущие. Но, кроме него, принимать решения вдруг оказалось некому, а остаться там, где стреляют дробью в людей, ему показалось еще неправильней, и все вокруг мгновенно с этим его решением согласились. Как если бы кто-то — неважно кто — просто-напросто должен был хоть что-нибудь наконец решить. И вот тогда все случилось очень быстро, почти само собой: откуда-то сразу взялись и люди, и вода, полотенца и одеяла, чтобы переносить раненых, а стоматологу оставалось только выбрать место — куда, и он выбрал, потому что, кроме него, по-прежнему было некому. И с той же скоростью в этом случайном месте — недалеко, всего минутах в пяти от страшной двери (которое выбрал стоматолог, не уверенный в своем выборе), — другие уже, новые люди принялись растаскивать машины, чтоб это место освободить. А после и так же быстро туда понесли воду, прокладки и памперсы, десятки автомобильных аптечек и даже уцелевшую чудом бутылку дачного самогона. Словом, сделали все, что он им велел, как если бы у него было такое право. Только в госпиталь это случайное место все равно не превратилось, и он, стоматолог, права такого, разумеется, не имел и в решения свои уже больше давно не верил».

Однако этот выверенный стилистический минимализм не выглядит скупостью или, упаси господи, бедностью — он лишь усиливает напряжение, делая его порой почти болезненным. Ломая все сюжетные ожидания, деконструируя жанр романа-катастрофы каждым следующим абзацем, Яна Вагнер наполняет свой текст глубинным, совершенно не формульным драматизмом, лежащим, как и любой подлинный драматизм, в первую очередь в пространстве человеческой души.

Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

20 февраля4
21 февраля1
16 февраля0
13 февраля7

Главное сегодня

Сегодня3
Сегодня6
Вчера4
Сегодня0
Сегодня1
Вчера5
Вчера7
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации