На Кинопоиске вышел новый боевик с Джейсоном Стэйтемом, сделанный режиссером «Отряда самоубийц» и сценаристом «Эквилибриума». О новом хите в карьере последнего героя боевика рассказывает Михаил Моркин.
Михаил Моркин
Киножурналист
Бывшая учительница Элоиз Паркер (Филишия Рашад) скучает на пенсии на ферме в массачусетской глуши. Ее дочь Верона (Эмми Рейвер-Лэмпман) с головой ушла в работу (на ФБР), а сын-военный погиб. Единственная отрада — периодические ужины с английским здоровяком Адамом Клэем (Джейсон Стэйтем), который арендует у нее сарай. Однажды доверчивая старушка становится жертвой мошенников, которые крадут все ее накопления. Не выдержав горя, миссис Паркер сводит счеты с жизнью. Однако молчун Клэй оказывается бывшим агентом загадочной тайной организации «Пчеловоды», которая уже много лет следит за балансом сил в мире. Адам Клэй объявляет войну империи кибержуликов — эдаких волков с Уолл-стрит, у которых находятся влиятельные покровители аж в Белом доме. Их возглавляет мерзкий непо-бейби по имени Дерек (убедительный Джош Хатчерсон из «Голодных игр»).
Наигравшись с «Форсажами», потусив с Гаем Ричи и поплавав с акулами, Джейсон Стэйтем вернулся в любимый жанр дуболомных боевиков с названиями как у производственных драм: «Пчеловод» — духовный наследник «Перевозчика», «Механика», «Защитника» и «Профессионала». Эволюция этой линейки по идее должна была привести к автору «Майора» и «Сторожа», но режиссером фильма стал совсем другой режиссер — певец злых улиц Дэвид Эйр. В сценаристах — еще один неровный мастер боевиков, Курт Уиммер, некогда блеснувший «Эквилибриумом», а затем испортивший себе репутацию безликими ремейками «Вспомнить всё», «На гребне волны» и «Детей кукурузы» (для Эйра он написал «Королей улиц», а для Стэйтема — «Неудержимых 4»).
56-летний Стэйтем по-прежнему хорош, хотя его фирменные фронт-кики уже начинают показывать через склейку. Зато в части жестокости Адам Клэй может соперничать с Кэндименом из другой «пчелиной» франшизы. Одному приспешнику злодеев пробивает горло стволом дробовика, другому ломает шею, третьему выбивает зубы ружьем. Второстепенному мошеннику он отрезает пальцы, а затем сбрасывает беднягу в реку, привязав его к тросом к пикапу. Свою коллегу-«пчеловода» он вырубает банкой меда (!), а затем заживо сжигает. Особо незадачливого спецназовца разрезает лифтом пополам, а его коллег сбрасывает в шахту. На этом фоне комично, но безболезненно выглядит пытка канцелярским степлером.
Удивительно, но абсолютно никто не гибнет от пчелиного яда, хотя главный злодей, кокаинист Дерек, обожает флэт уайт на овсяном молоке и так и напрашивается на гибель от анафилактического шока. Все-таки Джейсон Стэйтем еще не Джейсон Вурхиз.
Рабочие пчелы Эйр и Уиммер зачем-то сдерживают себя, не давая своему би-муви окончательно превратиться в веселый треш. Да, артист Стэйтем не только уходит в убийственный отрыв, но и с предельно серьезным лицом вставляет слово «улей» в каждой третьей реплике: «Задача улья — давать отпор шершням», «Можно сказать, я сам был частью… улья», «Я пчеловод. Я защищаю улей. И иногда я отгоняю шершней огнем», «Если в улье дисбаланс, надо заменить пчеломатку». Но, несмотря на эти глупости, внутри фильма спрятан конспирологический триллер с политическим комментарием. Кажется, авторы иронизируют над Хантером Байденом, историей про кокаин в Белом доме и захватом Капитолия США синими воротничками. Если верить «Пчеловоду», добродушных американских пенсионеров разводят чуть ли не из Овального кабинета! Впрочем, здесь кинематографисты не одиноки: недавний док HBO и братьев Сэфди «Телемаркетологи» тоже устанавливал связь между телефонными мошенниками и околовластными структурами.
Однако зевоту «Пчеловод» тоже способен вызвать. Добрая треть фильма посвящена явно лишней сюжетной линии с участием агента ФБР Вероны и ее напарника-семьянина (даже пчелиные каламбуры интереснее слушать, чем диалоги этой парочки). Джереми Айронс изо всех сил ищет глубину в картонном образе экс-директора ЦРУ, который вынужден нянчиться с туповатым отпрыском президента США. Мексиканский оператор Габриель Беристайн, работавший с Дереком Джарменом, Гильермо дель Торо и студией Marvel, ловко находит место для тематического желто-медового цвета, но визуально это далеко не «Джон Уик». Кстати, сценарист Уиммер явно опирался на феномен джонуикиады, придумывая сумбурную и вторичную мифологию «Пчеловода». Возможно, сиквел фильма нужно будет поручить какому-нибудь настоящему трутню-конспирологу. Оливер Стоун, кажется, все еще свободен.
Материал впервые опубликован в феврале 2024 года и обновлен в связи с выходом фильма на Кинопоиске.