Павел Майков: «Я всегда знал, что я человек талантливый, даже очень»

Обсудить0

В прокате — комедийная драма «Танцуй, Селедка!», героиня которой, Жанна (Александра Бортич), приезжает в родной город, чтобы организовать похороны отца. Во время перевозки тела папа «оживает» (в ее воображении) и пытается вести с Жанной диалоги, давать советы и вспоминать о прошлом, когда он ушел из семьи. В роли отца снялся Павел Майков, который нечасто соглашается на интервью, но если уж их дает, то по-крупному. Кинопоиску повезло: поговорили с Майковым о том, почему жизнь детей как у рабов, что у него общего с Мэттью Макконахи и почему он так жестко относится к сценаристам.

Про танцующую селедку, отцов и детей


— Доводилось ли вам называть кого-нибудь селедкой? Необычное прозвище.

— В детстве во дворе было выражение немного оскорбительное: «Чего-то у тебя глаза как у бешеной селедки?» А так нет, никого я селедкой не называл. Да и в фильме мой герой называет дочь селедкой буквально два раза — это просто странное милое прозвище, родители часто детям такие дают.

Пока мой сын был маленьким, я его называл просто малышом. Я в этом отношении нежный. Мне жалко детей: живешь без забот и ответственности, но жизнь как у раба. Детям нельзя иметь свое мнение, слово против взрослого сказать. С ними лучше быть ласковыми.

Дети вполне могут качать права, если им дают. Но чаще ребенок — это «дуй отсюда». Меня в детстве всегда обижало вот это «Павлик, иди отсюда!» или «Учи уроки!». Причем слышишь это всегда, когда происходит что-то интересное. К родителям пришли гости, тебе так здорово, и в самый разгар: «Павел, а что ты тут уши развесил? Давай иди». Очень обидно!

— «Танцуй, Селедка!» дает представление о том, как лучше общаться с детьми?

— Беда в том, что кино никогда никого ничему хорошему не учит. Гадостям может научить. Человек смотрит «Бригаду» или то же «Слово пацана» и перенимает все плохое. А хорошее не перенимает. Если бы у нас кино хоть чему-нибудь хорошему учило, то не было бы никогда 1990-х. Люди смотрели «Чебурашку», «Карлсона», добрые советские мультики, но это не помешало им стать теми, кем они стали. Поэтому ни кино, ни театр ничему не учат, да и не должны. Учиться на искусстве — глупость полнейшая. Кино, как любое творчество, надо воспринимать душой, нервами, другими окончаниями, но не мозгами. Когда начинают включаться мозги, то это уже и не искусство.

Кино, если оно настоящее, — просто эмоция, радость, грусть, ненависть, которую ты достаешь из зрителя. А мы, наверное, ассенизаторы человеческих душ, прочищаем эмоционально забитые трубы. Человек на спектакль придет, посмеется и, может быть, жену не убьет свою сегодня топором — вот для чего все это нужно.

«Танцуй, Селёдка!»

— И как вы прочищали эти трубы в фильме? Кто он, ваш герой?

— Если абстрагироваться от картины, то мой герой, отец этой девочки — ужасный человек. Нельзя так общаться с детьми, как это делает он. Но я все равно ищу объяснение, почему он так себя ведет, всегда оправдываю своего персонажа.

Мои родители развелись рано, своего родного отца я почти не видел, он быстро умер. Я помню, что все свое детство искал папу, он мне был нужен. Несмотря на то, что инициатором развода была мама, я был долго обижен на отца, хотя позже, когда мне было уже лет сорок, я его понял и простил. Единственное, о чем сейчас жалею, что никогда не смогу больше ему сказать, что у меня нет к нему никаких претензий.

— Героиня Саши Бортич вспоминает, что говорил ей отец, или воображает, что мог бы сказать. А вы помните какие-то слова из разговоров со своим папой?

— Очень мало помню. После развода с мамой папа был женат еще не раз. Два года провел в Афгане. Помню, как мы играем в хоккей, как он привез мне из Афгана какие-то шмотки, джинсы «Левайс» и майку с Дональдом Даком. Помню, как я однажды сильно обиделся на отца. А самое яркое впечатление: они разводились с матерью, мне было три года, я не понимал, но чувствовал, что что-то происходит, и не мог заснуть. Папа подошел к кровати, нагнулся ко мне и спросил: «Чего не спишь?» Других воспоминаний у меня нет, так же как и у героини. Мой папа все-таки не был такой скотиной, как персонаж из фильма, который сам ушел к другой женщине и обрубил все общение с семьей. Для себя я нашел объяснение этим поступкам. Хорошо, что в фильме мой персонаж мертвый. Если бы я играл живого, было бы сложнее. А тут человек, который живет у героини в голове, это ее воображение, таким она его себе представляет: что бы он сказал, как бы себя повел.

«Танцуй, Селёдка!»

— «Танцуй, Селедка!» — это история в том числе про отношения поколений. Сейчас как будто об этом стали чаще снимать.

— Сейчас эта тема стала особенно актуальной, потому что разрыв между поколениями стал еще более явным. Например, разрыв между мной и моими родителями меньше, чем разрыв между мной и моим сыном. У них другая школа, другие игры — все другое. При этом сын с друзьями приезжают к нам Новый год встречать. Видимо, с нами интереснее. Но до какой степени мы разные! Мы же жили реально в свободном мире, в 1990-е, в нулевые. Хотя в нулевых нас уже поджимать стали. Но 1990-е — это же невероятно было! Обычно все охают, когда про это время говорят, а у меня ничего, кроме прекрасных воспоминаний, не осталось. Я был шпаной, рос в Киеве, в районе Татарки, рядом с рынком и заводом «Артём». Свобода была полнейшая.

Про Пчёлу и всю «Бригаду»


— Правда, что вопросы про «Бригаду» вас бесят?

— Не то что бесят. Просто на вопрос всегда хочется нормально ответить, а про «Бригаду» нового ничего не скажешь, разве что старые интервью повторять. Но если вопрос интересный, то можно.

— В какой степени роль Пчёлы — дар, а в какой — проклятье?

— Конечно, это дар. Если бы не было этой роли, ни хрена не было бы дальше. Остался бы я рядовым артистом. Сидел бы в своем «Моссовете». А тут прямо был выстрел. В нашей профессии должен быть выстрел. И если у тебя его не будет, то пойдет гораздо сложнее, тяжелее. Особенно сегодня. Раньше-то как было: показали тебя в кинотеатре или по телевизору — все увидели, и понеслось. А сейчас десятки платформ, сотни сериалов выходят. Как тут вообще отследить что-то?

«Бригада»

— После «Бригады» вы несколько лет снимались в криминальных сериалах, которые точно не поднимали вас на новую профессиональную ступень. Это разве не проклятье?

— Никогда не относился к этому как к ступеням. Есть роль — я ее играю. Но повезло, что после «Бригады» я бандитов сыграл еще буквально раза два. Ментов стал играть позже. А тогда все время доставались роли всяких вояк, казаков, десантников. Возвращение оперативников, бандитов началось как раз ближе к двадцатым годам.

Про ренессанс и Макконахи


— Вы согласны, что у вас в последние несколько лет карьерный ренессанс?

— Да. Опять же что произошло: вышла «Бригада». А дальше все было неровно. Я человек сложный, кому-то нагрубил, кого-то послал. И про меня стали вдруг писать откровенные гадости, будто я бухаю и все такое.

— А вы бухали?

Ну, писали, что прямо спиваюсь. Ролей у меня стало мало. Эти-то, три моих коллеги, начали сниматься как ненормальные: Безруков, Дюжев, Володька Вдовиченков. А я — нет. У меня, дай бог, фильм в год.

— Это из-за репутации?

— Да, думаю, мне кто-то поднасрал. Есть у меня подозрение как. И я даже догадываюсь, кто этот доброжелатель.

— Будете мстить?

— Нет, конечно. Вы что? Я ж в рабочем районе вырос. Если я мщу, то очень конкретно. А так зачем?

Сначала меня вытащил из небытия Вадим Перельман. Это был 2015 год, сериал «Измены». Спасибо ему и Елене Лядовой, она меня туда сосватала и запихала. После я начал выкарабкиваться из клоаки, в которой находился, из всех этих третьесортных проектов. Появились «Икра», потом «Девушки с Макаровым». Вдруг все вспомнили, что есть Майков. Что я в связи с этим почувствовал? Что так и должно было случиться.

«Измены»
«Девушки с Макаровым»

— В общем, вы как Мэттью Макконахи?

— Да, и считаю, что был к этому готов. Я же из творческой семьи, мои родные с актерами всегда общались. Бабушка многих знала. Дядька с Кайдановским дружил. Я знал прекрасно, что чем артист интереснее, тем он круче. Знал, что путь тут неровный, в этой профессии не бывает, что раз — и полетел. Может быть, поэтому не упал духом. Не спился. Просто сел и понял, что пока не мое время.

Не буду кокетничать: я всегда знал, что я человек талантливый, даже очень. Ну, гением себя называть не буду. Гении определяются после смерти. Так бабушка рассказывала — она недавно умерла, в 2017-м, ей 92 было. До конца жизни она писала картины. Боялась, что мать с теткой все у нее заберут, а мне ничего не останется. И отдавала некоторые свои работы мне. Я к ней приезжал, а она мне картину дает. А потом как-то говорит: «Только ты не продавай сейчас». Я: «Баб, ну как? Я вообще не собираюсь продавать. Это же твои картины». А она: «Не-не. Потом можешь. Но потом. Главное, не сейчас. Потому что дорогой художник — мертвый художник». Мне это так понравилось. Так что гениальный художник — мертвый.

Впрочем, кто знает, могу ведь и снова лечь на дно. Лет десять меня будет не слышно, не видно, а потом я опять бабахну. Все будут говорить: «Майков какой стал! В шестьдесят таких офигенных дедов играет». Никакой гарантии в этой профессии нет. Все зыбко. Сегодня на коне, завтра — в говне.

— Как вы сработались со Стычкиным?

— Мы с Женькой познакомились в 1997 году и знаем друг друга почти 30 лет. Всегда дружили. Спектакль один вместе играли — «Проявление любви». Все началось с сериала «Контакт». Женька позвонил и сказал, что играть это должен только я. Никто больше не сыграет такое. Знаю, что продюсеры меня не хотели. Но Жека отстоял. Дальше он назвал меня своим талисманом. Громко, да. И теперь ему приходится этому соответствовать — запихивать меня в каждую свою картину.

«Контакт»
«Нулевой пациент»

— Ожидали ли вы, что «Нулевой пациент» будет таким смелым и важным проектом?

— Те фильмы, на которые я обычно возлагаю надежды, думая, что они точно взорвут, проходят тихо. А те, на которые я и внимания не обращаю, вдруг взрывают. Помню, вышел «Лед». У меня денег не было, надо было где-то подсняться. Мне предложили три дня, я и согласился. Были какие-то пробы — снялся, забыл. Вышел фильм, и началось! Говорю: да что я там сделал-то? У меня там и роли-то толком нет. Нет, отвечают, ты ничего не понимаешь.

С «Нулевым пациентом» то же самое. Мы с Жекой придумали моему герою характер, образ, чтобы как-то оторваться от Барнашова (Глеба, героя «Контакта». — Прим. ред.). А потом выяснилось, что это круто. А лепка пельменей — чуть ли не самая эротическая сцена в мире. Я и не предполагал. Как и с «Бригадой» не предполагал. И с «Изменами» тоже.

Зато если я говорю, что фильм будет говно, то непременно угадываю. А успех угадать не могу.

— Камео в «Цикадах» — как вы это придумали?

— Женька придумал. Говорил: «Нет для тебя тут роли, нечего тебе тут играть». Там была еще роль одного из родителей, но я не смог. А я же талисман. И Женя придумал сцену. Просто в такси. Я поехал и бесплатно снялся, причем меня и мать с дочерью, которых мой герой везет, снимали отдельно.

«Цикады»

Про кино, которое станет культовым


— «Бригада» стала сериалом, определившим 1990-е. Видите ли вы сейчас проекты, которые в будущем превратятся в культ и станут точным отражением сегодняшнего дня?

— Сейчас есть цифра, а «Бригаду» на пленку снимали. Это очень важно. Потому что фильм, снятый на пленку, имеет совершенно другую ценность. Это, во-первых, материальная вещь: вот пленка, коробка, кино. А цифровое — это виртуальное. Когда появилась цифра, немного пропала ценность происходящего.

— То есть я вам прочитаю стихотворение или принесу на листочке — это разные вещи, что ли?

— Дело не в этом. Раньше как было: зарядили пленку, и если запороть дубль, то второго уже может не быть. Каждая банка стоит денег. У меня так на «Бригаде» было однажды, когда мне оператор Юрий Райский орал: «Ты чего устроил? Зачем головой водишь в кадре — я крупный план снимаю!» Я в ответ замялся, а он: «Все, значит, без крупного плана!» С пленкой ответственность была выше. А сейчас что? По 20–30 дублей делаем.

«Бригада»

— Это влияет на качество?

— Конечно. Все по-другому относятся. Появилось ощущение легкости, ответственность-то ниже. И поэтому из трех миллионов снятых на цифру картин в истории останется три. А остальные уйдут в небытие. Их кто-нибудь при желании нароет в интернете.

— Знаете примеры того, что может войти в историю?

— Ну, «Слово пацана», естественно, останется, потому что сделано громко. Мне не нравятся подобные фильмы. Я не люблю Жору Крыжовникова. Он, безусловно, талантливый, умный и образованный человек, но темный, и кино у него темное. Злое. У него только один фильм есть нормальный, добрый — короткометражка «Проклятие» с Трибунцевым. Остальные фильмы злобные. После «Слова пацана» наша «Бригада» — просто «Там на неведомых дорожках», советская детская сказка какая-то.

— Вы про уровень жестокости говорите?

— Ну вот «Бригада» — чем она так полюбилась людям? Во-первых, она оправдала все 1990-е годы сразу. Там же не показано, как мы кого-то били, насиловали. Как паяльник в жопу засовывали. Просто ходят четыре классных пацана. Решают проблемы.

— Жертвы своего времени.

— Да. И мы им сопереживаем. Чего нет в «Слове пацана». Не понимаю, как можно сопереживать этим ребятам? Ну, вероятно, на какое-то время сериал в истории останется, потому что вызвал такой резонанс. А еще что? Да хрен его знает.

«Слово пацана. Кровь на асфальте»

Про скуку и сценаристов


— Смотрите ли вы зарубежные сериалы?

— Много! «Почему женщины убивают», «Слишком стар, чтобы умереть молодым». Офигенный сериал «Проповедник», просто сумасшедший. Мне нравится, с какой смелостью они это делают, без ханжества. В «Проповеднике» есть эпизод, где Иисус дерется с Гитлером в аду. Сними такое у нас — тут же заговорили бы про оскорбление верующих. А у них нормально, они-то свободны в творчестве.

— А вы как чувствуете это уменьшение свободы в кино?

— Да скучно стало на площадках. Более того, у нас большая проблема со сценарным цехом, у нас практически нет сценаристов. Точнее, они есть, их вагон и маленькая тележка, но это, по моему мнению, толпа бездарей. У меня 86 фильмов, в 84 из них я менял текст. В двух не менял. В «Изменах» что было, то и говорил. И в «Человеке, который удивил всех» Чупова и Меркуловой. Во всех остальных корявые диалоги. И даже в том же прекрасном «Нулевом пациенте» было изменено 70% моего текста, потому что говорить это было невозможно.

А сценарий — это главное. Да, хорошо, когда красивый кадр и артисты хорошо играют. Но если все это есть, а история — фигня, то смотреть невозможно. И. наоборот, даже если артисты будут так себе, оператор плохо сработает, то крутая история все исправит. Помню, смотрел «Потерянную комнату». Сначала очень не нравилось, артисты ужасно играли. Но к середине первой серии перестал это замечать — история захватила.

«Измены»
«Человек, который удивил всех»

— Почему у нас сценарный цех так хромает?

— Потому что появилось много случайных людей. Я не помню, когда встречал профессионального сценариста, который реально учился профессии. Это бывшие менты и кавээнщики. Они раньше писали скетчи, а сейчас сериалы стали писать. И думают, что это одно и то же. А это не так! Люди занимаются не своим делом. Причем до хера получают. Больше, чем я. Больше, чем даже некоторые популярные артисты. Все эти два миллиона за серию. Смотришь и думаешь: да ладно! Серьезно?

Персонажи сейчас все время разговаривают без остановки. Посмотрите те же советские фильмы. Там бывают сцены, где человек три слова произносит, и все понятно. А у нас киноязык пропал. Вспомните «Влюблен по собственному желанию»: вся сцена снята на общем плане, два одиноких человека идут, затерянные в этом огромном мире. Кто об этом сейчас думает? Сейчас бы уже показали 15 раз крупный план. Все забыли, что крупный план — это специя, которую нужно за весь фильм показать три-четыре раза.

— Так, сценаристы плохие. Операторы-то хорошие?

— Операторы — да. Слава богу, у нас крепкий цех. Просто так оператором не станешь. Это не на кнопки нажимать. Перспективу никто не отменял, композицию тоже. Я не могу после тридцати лет в кино стать оператором. А сценаристом могу. Писать умеешь? Пиши. Режиссером могу. Что режиссер-то? Рот закрыл, рабочее место убрал. «Камера, мотор!» Сейчас главный — продюсер. Все, что режиссер придумал, продюсер может выкинуть.

— Вы, Павел, сейчас говорите как обиженный, недовольный человек. Чего брюзжите?

— Так и есть.

— У вас же все классно?

— Ну как классно? Съемки — постоянная война, вечный бой. Покой нам только снится. Из 86 картин у меня было три, где действительно было творчество, где мы чем-то занимались. Остальное — личная битва с продюсерами, иногда с режиссерами. За элементарную правду.

«Танцуй, Селёдка!»

Про музыку


— Слушайте, вы же музыкант. В музыке по-другому выстраиваются отношения?

— Музыкой я занимаюсь благодаря кино и там делаю то, что хочу. Я здесь абсолютно творец, никто мне не скажет: «Паш, это не продастся».

С группой «7 процентов» мы записали альбом, и как-то оно развалилось, все заняты своими делами. Потом была группа ButterBrodsky, и там была очень творческая атмосфера, но потом мы разругались со вторым вокалистом Мишей, он ушел, и все поуходили. Я остался и понял, что все новые, из старого состава я один, мне не нравится название группы, хочется поменять стиль музыки, и поэтому я просто сделал ребрендинг группы, всех разогнав, поменял и направление музыки, и название на «Магрит».

— Получается, тоже конфликтная область.

— Да, но тут конфликты творческие: какую скрипку здесь пустить, будем ли детский хор записывать. Здесь я готов орать, ругаться — мне нравится это.

— Вы ведь большой любитель рок-музыки. Кого сейчас переслушиваете?

— Я, по-моему, музыкальный наркоман. Музыка звучит у меня всегда. Просыпаюсь — включаю, в машине играет. Я долгое время собирал CD, у меня больше тысячи, сейчас винил. Могу слушать Led Zeppelin, Joy Division, System of a Down, Slayer, а после всего этого поставить The Beatles. Любимая группа — это the Cure.

Кстати, недавно посмотрел сериал «Король и Шут», он мне понравился. Я переслушал их музыку и вдруг заново влюбился в эту группу. Очень интересные ребята были, сейчас такого оригинального коллектива у нас на сцене нет. Мне однажды предлагали с Горшком и Князем познакомиться. 2006 или 2007 год, была какая-то премия. Я пришел, а мне говорят: Там КиШ сидят, пойдем представлю. А я говорю: да ну их, гопники какие-то. Прошло время, и я понял, что такое упущенная возможность. Дурак был, включил тогда какую-то юношескую принципиальность. В моем возрасте уже таких глупостей не будешь делать.

Я Игги Попа люблю, панков всех. Сам и в детстве, и всегда был панком. И даже сейчас считаю, что «Магрит» — это панки, которые выросли.

— По чьим живым концертам вы скучаете? Кроме Роберта Смита, конечно же.

— У Cure был сумасшедший концерт, когда они играли на «Пикнике „Афиши“». 2019 год. У Озика (Оззи Осборн — Прим. ред.) были веселые концерты: второй был так себе, а вот третий, самый лучший — в «Олимпийском». Очень понравились концерты Ника Кейва: два раза, один раз был проект Grinderman, второй — The Bad Seeds. Я вообще по этим всем концертам скучаю. Если бы я знал, что так все будет, то тогда больше ходил бы. Так-то казалось: ладно, это я потом посмотрю.

Есть группы, на которые ты просто должен пойти. А есть такие, на которые ходить необязательно. Ну, скажем, Jethro Tull — да, здорово посмотреть, как Иэн Андерсон играет на флейте и стоит на одной ноге, но непреодолимого желания у меня нет. Или группа Kiss — на таком концерте я могу оказаться, скорее, случайно.

А есть, например, группа Nazareth, и я бы пошел, если б знал, что он (Дэн Маккаферти) умрет. О чем жалею и никогда не прощу Александру Иншакову, как в 2002 году после выхода «Бригады» нам нужно было ехать на какое-то мероприятие кого-то награждать. А у меня были билеты на Роберта Планта. В итоге мы вышли на сцену, ни слова не сказали. Было ясно, что там могли бы без нас обойтись. Но концерт я упустил.


Автор: Андрей Захарьев

Неудачливая семья пускает пыль в глаза своим успешным знакомым. Турецкие приключения с Сергеем Светлаковым
В главных ролях:Сергей Светлаков, Светлана Листова, Александр Новиков, Мария Горбань, Андрей Мерзликин, Маргарита Галич
Режиссер:Александр Назаров
Уже в подписке

Смотрите также

24 января9
24 января7
19 января34
21 января3

Главное сегодня

Сегодня4
Сегодня5
час назад0
Сегодня0
Сегодня1
Вчера5
Вчера5
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации