Развернув свое историческое фэнтези в 1940 году, создатели «Иных» задались вопросом «а что если?». Архитектура, одежда и вообще вся овеществленная эпоха для режиссера Владимира Ракши — не менее важные элементы в сериале, чем сюжет и герои. Редакция Кинопоиска, учитывая такое внимание к предметам и вдохновившись образами великого Ман Рэя, предложила актерам из «Иных» поучаствовать в сюрреалистическом фотопроекте со свечками, масками и стульями. Мы также расспросили Вольфганга Черни, Илью Маланина, Ирину Мартыненко и Линду Лапиньш о том, кого они сами считают иными, какие тайные механизмы управляют историей и какими способностями им хотелось бы обладать.
Оживленная ленинградская улица, 1940 год. Все куда-то спешат, и вдруг происходит нечто немыслимое. Спасая брата от несущегося на него грузовика, хрупкая девушка (Ирина Мартыненко) при помощи неведомой силы отбрасывает многотонную машину в сторону. Крики, дым, паника, и только молодой следователь-карьерист Лихолетов (Илья Маланин) — сторонник материализма и типичный спортсмен-комсомолец — становится свидетелем вмешательства необъяснимых сил в советскую обыденность. Он видит, как рушится привычный ему предсказуемый мир.
В мире, который режиссер Владимир Ракша скрупулезно выстраивал, вдохновляясь историческими фотосъемками, старинными комиксами и архивными документами, наряду с простыми людьми обитают Иные — обладатели нечеловеческих способностей, которые могут разрушить все вокруг себя, если не обуздают их. Вольфганг Черни, исполнивший роль таинственного иностранца, который охотится за обладателями суперсил (он и сам такой), поражен придуманной Ракшой вселенной. «Однажды я зашел к Вове в кабинет, — рассказывает пораженный австрийский актер, — а там все стены увешаны фотографиями, к которым ведут ниточки, все заставлено какими-то артефактами. Я его спрашиваю: „Вы все это сколько лет придумывали?“ А он мне отвечает: „Да мы за три месяца это все собрали“. В общем, я правда такого раньше не видел никогда».
Его герр Нойманн — главный антагонист «Иных», но Черни говорит: насколько Ракша был скрупулезен в разработке декораций и материальных деталей мира сериала, настолько же он глубоко подошел к дизайну персонажей; с каждым из них, как говорится, все не так однозначно. Нойманн — классический носитель серой морали, которому легко сочувствовать, если понять его мотивы. Родители бросили его в детстве, поняв, что не сумеют вырастить сына из-за чудовищной нищеты. Детская травма открыла в нем невероятную силу.
«Это человек, который знает, что не нужен вообще никому, кроме себя самого, — говорит Черни. — Он умен, внутренне силен и лишен друзей. Нести ответственность за себя — это для него и есть главная свобода».
Узнав, что на свете есть такие же Иные, как он, Нойманн решает, что их спасение станет его главной миссией в жизни. Однако перед его героем встает классический вопрос о средствах, которые должна оправдывать высокая цель. То, что герою Черни кажется благом, в других может вызывать ужас.
«Черт, ножа под рукой нет, но вот, — Черни поднимает перед собой чайную ложку и крутит ее под лампой. — Нойманн разный под разным светом, но его суть неизменна».
Считает ли, кстати, себя Иным Черни — человек, родившейся в Вене у родителей чешского происхождения, сделавший карьеру сначала в Австрии, ставший звездой российского кино (играет немцев в диапазоне от Франца Лефорта до самых разных нацистов), а сегодня вернувшийся на родину?
«С одной стороны, я действительно везде иной, а с другой — я представляю себя мостиком между разными культурами. Границы, стереотипы о национальностях, политические обстоятельства не так важны для меня, как люди. Вероятно, моя суперсила в этом и заключается — везде быть своим», — рассуждает он.
Илья Маланин, в отличие от Черни, мечтает о фантастических навыках — хочет уметь телепортироваться. Учитывая зимние тарифы на такси в Москве, трудно не возжелать такой же сверхспособности. Впрочем, настоящими Иными актер называет тех, кто сумел полностью подчинить собственную волю. «Мне кажется, все к этому стремятся. Не есть лишнее, не ложиться спать поздно, не позволять соблазнам себя подчинять», — говорит Илья.
Такая жизнь, конечно, кажется слишком предсказуемой, но в принципе его следователь Лихолетов был таким же человеком в футляре, у которого все расставлено по полочкам. Он женат на дочке шефа и хочет расти по карьерной лестнице, но встреча с неизведанным полностью переворачивает его представления о действительности. «Лихолетов натурально становится изгоем, пытаясь доказать, что видел нечто неординарное, — объясняет Маланин. — Мой герой не конформист, он не отступает и становится одержим стремлением доказать, что видел нечто необычное. В итоге он закрывается от всех, сосредоточившись на этой своей идее фикс».
Верит ли Илья Маланин в подобное провидение — в неизведанную силу, которая может внезапно поменять все не только в жизни одного человека, но и во всем мире? Ведь сериал «Иные» мог бы идеально вписаться в представления о реальности конспирологов, утверждающих, что за кулисами истории стоят скрытые силы, а все мировые катаклизмы — дело тайных сообществ. «Я верю в то, что называют кармой. Глобальные события я себе даже не пытаюсь объяснять, стараюсь сосредоточиться на том, что сам могу осознать и принять», — отвечает Маланин.
По вине героини Ирины Мартыненко следователь Лихолетов теряет покой. Модель и актриса с понятиями вроде кармы знакома куда подробнее, хотя верит, что миром управляет не магия, но мысль. Йога для Ирины — это в том числе возможность отключить голову с помощью последовательных асан. Движение за движением (Ирина любит дживамукти) останавливает поток мыслей, это круто. Ей это нужно в первую очередь, чтобы побыть наедине с собой: «Все-таки когда у тебя двое детей, то не всегда получается сосредоточиться и почувствовать себя собой, а иногда важно вспомнить, что я Ира и хочу встретить себя». Ее Анна — еще большая одиночка, не доверяющая людям из-за их отношения к ее сверхспособностям, она старается держаться от всех на дистанции.
Отстраненность роднит Ирину с ее героиней. «Я же родилась в Хабаровске и была как бы на отдалении от всего, жила в каком-то смысле в пузыре, — говорит она. — Мы в школе фанатели по музыке, которую тогда было сложно достать, например слушали Flyin Lotus, и нам было проще идеализировать то, что происходит где-то далеко на большой земле, проще мечтать и фантазировать о ней. Наверное, из-за этой отстраненности я и стала думать, что все могу и что человеку вообще доступно многое». Многое, но не всё: на вопрос о потенциальной суперсиле, которую ей бы хотелось, актриса отвечает, что раньше выбрала бы телепорт, а теперь мечтает возвращать людям память. Ира очень болезненно переживала деменцию своей бабушки, понимая, что нет способа повлиять на недуг, превращающий родного человека в незнакомца.
Впрочем, оговаривается Мартыненко, если кого-то можно считать Иными в нашему мире, то тех, кто сумел личную трагедию обратить в источник добра. Она вспоминает, как актер Киану Ривз, терявший родных и близких, каждую такую потерю компенсировал благотворительными инициативами.
Линда Лапиньш в сериале — подручная Нойманна, фрау Крюгер. Она единственная из четверых персонажей без всяких сверхъестественных способностей. Линда считает, что истинная сила заключается в свободе выбора.
«Любовь моей Катарины Крюгер к Нойманну больше чем любовь, — описывает героиню актриса. — Это любовь на грани служения, неотделимости, но в то же время любовь на равных. Она сама выбрала быть рядом с ним и сама же принимает в итоге судьбоносное решение, причем никак не связанное с магией».
Ни от кого не зависеть — это Лапиньш называет привилегией в современном мире, а Иные для нее те, кто не пользуется соцсетями, лишний раз не пялится в телефон и не выкладывает сторис. Такая изоляция от интернета — неслыханная роскошь для актрисы, и Лапиньш удается ею пользоваться: ее Instagram оживает всего пару раз за год.
При этом в мире, устроенном рационально и подчиненном человеку, она допускает существование необъяснимых феноменов. «Вероятно, это просто опыт. Чем дольше я живу, тем меньше категоричности в моем восприятии, — заявляет девушка. — Может, даже словосочетание „женская энергия“ не пустое. Вопрос в том, может ли то или иное утверждение пройти через цензуру твоего внутреннего скептика, сумеешь ли ты себя разубедить. Если сам поверишь в нее, то почему бы этой женской энергии не существовать?» Однако, оговаривается Линда, даже в мире, управляемом магией, иллюминатами и древними богами, всегда остаются личные принципы и свобода выбора. Чтобы хотя бы не пользоваться соцсетями.
Смотрите «Иных» эксклюзивно на Кинопоиске в Плюсе с 25 января. Читайте и слушайте роман Александры Яковлевой «Иные» в Букмейте.
Фотограф: Александр Калинин
Художник по свету: Давид Марукян
Видеооператор: Анастасия Калюжная
Стилист: Никсон Глумов
Ассистент стилиста: Анна Алфёрова
Визажист & стилист по волосам: Юлия Колокольцева
Сет-дизайнер: Влада Гелетко
Продюсер: Елизавета Шелабина @TAYAT
Ассистент продюсера: Мария Шнайдрук @TAYAT
Идея, арт-директор: Евгений Николаев
Фоторедактор: Валя Моторина
Верстка: Диана Бабичева
Текст: Григорий Туманов