В январе 2024 года завершились сезоны сериалов, которые стартовали еще в 2023-м и полюбились критикам. Создатели «Проклятия» Нэйтан Филдер и Бенни Сэфди вдоволь поизмывалась над богатыми белыми либералами, «„Монарх“: Наследие монстров» скрепил воедино разрозненные фильмы MonsterVerse, а в пятом сезоне «Фарго» героиня Джуно Темпл пыталась уйти от судьбы. Редакторы Кинопоиска Василий Корецкий и Марат Шабаев рассказывают, что произошло в финале всех этих шоу и что это значит.
«„Монарх“: Наследие монстров»
Что было и чем закончилось
2015 год. Американка японского происхождения Кейт Ранда (Анна Саваи) пережила День Г — уничтожение Сан-Франциско во время битвы доисторических существ (см. фильм «Годзилла» Гарета Эдвардса), но вскоре после этого ее отец Хироси (Такэхиро Хира) бесследно исчез. Кейт пытается его найти, но вместо это узнает, что у Хироси была вторая семья в Японии, а у нее, соотвественно, есть сводный брат Кентаро (Рэн Ватабэ). Втроем с хакершей Мэй (Кирси Клемонс) они узнают, что пропавший отец был важной шишкой в секретной организации «Монарх», которая изучает мифических существ. Вскоре они находят пожилого, но очень бодрого американца-вояку Ли Шоу (Курт Рассел), который был знаком с Хироси. Вместе они отправляются искать ученого, который все же, предположительно, жив, а «Монарх» преследует эту группу.
1950-е (и далее). Лейтенант Ли Шоу (Уайатт Рассел), ученые Билл Ранда (Андерс Холм) и Кейко Миура (Мари Ямамото) исследуют феномен доисторических монстров. Они стали первыми членами «Монарха». Группе удается обнаружить, что титаны существуют и передвигаются внутри планеты, где существует особая зона (на самом деле, появление монстров открывает портал в параллельную реальность). При этом «Монарх» регулярно сталкивается с недостатком финансирования и недоверием со стороны властей. В 1959 году Кейко проваливается в дыру в земле во время очередной экспедиции. Влюбленные в нее Билл и Ли растят ее сына Хироси. В 1962 году Ли, предполагающий, что Кейко жива, возглавляет экспедицию в Полую Землю. Он проводит там неделю, а затем возвращается в наш мир и обнаруживает, что на дворе уже 1982 год.
В финале (2015 год) Ли, Кейт и Мэй оказываются в Полой Земле, где встречают выжившую Кейко, которая не постарела ни на день. Они возвращаются обратно, но Ли, вероятно, погибает, спасая всех остальных. Кейко, Кейт и Мэй оказываются на земле уже в 2017 году.
Что это значит
«Монарх» стал первым игровым сериалом (есть еще анимационный «Остров черепа») в составе киновселенной MonsterVerse. И в нем мы узнали чуть больше о том, как устроен мир титанов. Полая Земля уже фигурировала ранее в других фильмах, но впервые нам показали, что время там течет совершенно иначе. Ли Шоу, например, за недельное пребывание там пропустил два десятилетия, а Кейко Миура, которая провела там 58 дней, вернулась на землю в 2017 году (получается, что она провела там полвека). Что это значит для MonsterVerse? Фактически это открывает возможность перемещать героев во времени — не удивимся, если якобы погибший в финале первого сезона Шоу еще возникнет в будущих проектах. Кроме того, «Монарх» чуть больше рассказал о том, как зарождалась заглавная секретная организация. Сериал оставил задел на будущие сезоны: в финале герои выныривают прямиком в 2017-й, аккурат перед событиями фильма «Годзилла 2: Король монстров». А главный вопрос на будущее — какие цели преследует загадочная Бренда (Доминик Типпер)? В финальной серии выяснилось, что она возглавляет другую организацию — Apex Cybernetics, которая построит Мехагодзиллу (см. «Годзилла против Конга»). Но почему Бренда активно помогала Кентаро в попытках вытащить Кейко и других из Полой Земли? Видимо, узнаем уже во втором сезоне. А еще расширенная мифология Полой Земли явно готовит нас к грядущему блокбастеру «Годзилла и Конг: Новая империя», в котором действие будет отчасти происходить в мире титанов.
Автор: Марат Шабаев
«Проклятие»
Что было и чем закончилось
На протяжении всего сезона молодые, белые и приторно добрые либералы Эшер (Нэйтан Филдер) и Уитни Сигел (Эмма Стоун) занимались в упадочном городке Эспаньоле съемками своего шоу про пассивные дома (то есть те, которые не оставляют углеродного следа и практически не потребляют электричество, используя природные условия для инсоляции и прочих нужд). К финалу им вместе с режиссером Даги (Бенни Сэфди) удалось запустить в производство весь сезон, а также Сигелы наконец-то зачали ребенка.
К концу сюжет сериала резко улетает куда-то в стратосферу, причем буквально. Последняя серия начинается размеренно: шоу Сигелов продлили на второй сезон, сами они подарили дом Абширу (Баркхад Абди), который, что характерно, не сильно обрадовался, и готовятся к рождению ребенка. Резкий сюжетный поворот происходит в середине финального эпизода: как-то утром Эшер просыпается… на потолке! Законы гравитации конкретно для него изменились, поэтому он бродит по дому вверх головой, а у Уитни тем временем начинаются схватки, и она уезжает в больницу с помощником. Пока его жена рожает, Эшер висит на ветке, попытавшись неудачно покинуть дом и взмыв вверх. Даги и вызванная команда пожарных пытаются ему помочь, но не верят в его слова про изменение законов гравитации. В итоге одна из спасательниц отпиливает ветку с психующим мужчиной, и он улетает в небо. В это же самое время Уитни рожает ребенка.
Как это понимать? Герой Филдера почти открытым текстом проговаривает объяснение в финальной серии. Он защищает Мэла Брукса, которого обвинили в антисемитизме за комедию «Продюсеры», и в процессе выдает (само)разоблачительную фразу: «Иногда приходится идти на крайние меры, чтобы донести свою точку зрения». Что ж, у Филдера и Сэфди это получилось: комментаторы в сети делятся своим восхищенным недоумением от финала (кстати, зрительские оценки к финальной серии на IMDb составляют 8.9, хотя первые эпизоды были оценены в районе 7), критики же пишут, что у «Проклятия» получился незабываемый финал, и пытаются понять, что все это значит.
Что это значит
Ответов несколько. Первый и самый очевидный — Эшера все-таки настигло проклятие дочери Абшира, на котором он зациклился, хотя ритуал и оказался всего лишь глупым трендом из TikTok. Второй — все это метафора рождения ребенка и ничтожности самого героя. Рождение ребенка и почти одновременная смерть отца — вполне очевидный символический заход. Эшер проговаривает Уитни, что внутри нее находится «маленькая версия меня», но нужен ли этому миру второй Эшер? Тем более что «оригинальный» по ходу развития сезона все больше отодвигался на второй план, в итоге их совместное с Уитни шоу превратилось, скорее, в сольный проект его жены, а мужу досталась роль несмешного шута. Кажется, что появление ребенка окончательно вытесняет Эшера — не просто из шоу и семьи, но в принципе из этого мира.
Ну, и третья трактовка, на которой мы настаиваем, — все это не имеет никакого значения, по крайней мере в прямолинейном смысле. К финалу «Проклятие» превращается из неуютной сатиры и семейной драмы в экзистенциальный хоррор, а Эшер просыпается на потолке, как когда-то Грегор Замза проснулся в своей кровати в виде огромного жука. В любом случае, «Проклятию» явно грозит статус культового, пусть и нишевого, шоу, а его финал и смысл сериала явно будут препарировать десятки авторов, ведь у Сэфди и Филдера получилось сделать свой «Малхолланд Драйв» — жуткую поп-культурную вещь в себе.
Автор: Марат Шабаев
«Фарго», 5-й сезон
Что было и чем закончилось
В течение всего сезона главная героиня, домохозяйка Дороти Лайон (Джуно Темпл), инсценировала «Крепкий орешек» и «Один дома» в разных домах и при разных обстоятельствах. Головорезы, нанятые ее первым мужем, альт-райт-шерифом Роем Тиллманом (Джон Хэмм), несколько раз пытались похитить ее. Но даже когда им это удалось, Дороти сбежала с укрепленного ранчо во время его штурма федералами. Хэмм арестован, Дороти завоевала признание у злобной свекрови Лоррейн (Дженнифер Джейсон Ли) и воссоединилась с семьей — умницей-дочкой (Сиенна Кинг) и слабоумным, но милым мужем (Дэвид Рисдаль).
Читайте также
Но тут в ее гостиной появляется темная фигура из недавнего прошлого — загадочный киллер в килте и со стрижкой под горшок (Сэм Спруэлл). Он был первым пытавшимся изловить Дороти, он же протянул ей руку помощи во время замеса на ранчо, а теперь пришел забрать должок, ведь ему: а) когда-то заплатили за ее поимку, б) Дороти отрезала часть его уха фигурным коньком. Произнеся увесистую фразу «фунт человеческой плоти был взят, и фунт следует отдать», наемник требует сатисфакции с намеком на Шекспира (в «Венецианском купце» Шейлок ссудил деньги антисемиту Антонио с таким условием выплаты неустойки). Но Лайон забалтывает его разговорами о чили и бисквитах, убеждает простить долг и в финале угощает сдобой. Лицо зловещего странника расплывается в жутком подобии улыбки.
Что это значит
Оле Мунк — загадочный вечный странник в килте, то ли человек, то ли бог возмездия. Откуда он взялся? Не очень понятно: его имя похоже на шведское, в сериале он появляется впервые как житель Уэльса XVII века, а акцент его вообще не определяется (судя по тому, что Оле, по собственному признанию, не говорил ни с кем последние 100 лет, это акцент человека, заново учащегося произносить английские слова). Кстати, его исходное ремесло (пожиратель грехов, совершенных богачами) — реальная профессия, существовавшая в XVII веке в Шотландии и Уэльсе. За поедание грехов одного умершего богача тогда платили 4 пенса.
Впрочем, не составляет загадки понять, с кого Оле списан. Его фигура — распространенный штамп, литературный и не только. Помните Рэндалла Флэгга из «Противостояния» Стивена Кинга, Фредди Крюгера или Человека Без Лица из «Игры престолов»? Плюс это прямая аллюзия на вселенную Коэнов: Оле — двойник персонажа Петера Стормаре из оригинального «Фарго» и, конечно, сыгранного Хавьером Бардемом Антона Чигура из «Старикам тут не место».
Собственно, последние двадцать минут финальной серии — это финал «Старикам тут не место», но перевернутый с ног на голову. Там Чигур давал героине Келли Макдоналд иллюзию выбора, а потом убивал ее. Тут героиня Джуно Темпл снова, как и в течение всего сезона, отказывается играть по предложенным правилам и включает новозаветную этику, предлагая Оле «простить должниками нашим» (сам же он живет по ветхозаветному закону точной компенсации око за око). Особая ирония всей сцены заключается в том, что семья Лайон занимается коллекторским бизнесом, то есть сама никому долгов не прощает.
Хеппи-энд, как и весь сезон в целом, подрывает коэновские основы «Фарго». Главной концепцией и исходного фильма, и предыдущих сезонов была саркастическая констатация самоубийственной глупости маленького человека, стремящегося за американской мечтой, но неизбежно попадающего в капкан. Добро в «Фарго» всегда было не то что семи пядей во лбу, но положительные герои было достаточно умны для того, чтобы не нарушать закон человеческий и божий. В пятом сезоне сияющий наивный идиотизм перешел с антигероев на героев. Шериф-реднек (условный республиканец) и противостоящая ему Лоррейн Лайон (условная демократка) — карикатуры в своих философско-политических крайностях, но не особо смешные. Младшее же поколение Лайонов — типичные коэновские идиоты. Но тут наивный идиотизм — всепобеждающее оружие, синоним лучезарного добра, которому всё божья роса. Нет ли в этом еще более циничного, чем у Коэнов, сарказма (или это такая новая искренность Ноа Хоули?) — вот главный вопрос к пятому сезону, честного ответа на который от автора мы, конечно, не добьемся.
Автор: Василий Корецкий