«Слово пацана. Кровь на асфальте» уже растащили на цитаты и мемы, а спортивный шик главных героев — от олимпиек до шапок-фернанделек — стал новым модным трендом. О том, как собирались образы персонажей сериала и что стало источником вдохновения, киножурналисту Катерине Крупновой рассказала художница по костюмам Дарья Фомина.
Весь сезон уже доступен на Wink и Start.
Когда осенью 2022 года мне в руки попал сценарий Жоры Крыжовникова и Андрея Золотарёва, я прочитала его на одном дыхании, настолько увлекательной мне показалась история. Тут же начала делать мудборды и буквально не могла остановиться, хотя это было еще до моего официального утверждения в проект.
При этом, до того как я подключилась к работе, было собрано огромное количество материала о той эпохе. Андрей Николаевич (Андрей Николаевич Першин — настоящее имя Жоры Крыжовникова. — Прим. ред.) сам составил список фильмов, статей, отрывков из интервью и телепрограмм, откуда можно было черпать вдохновение, и отправил мне ссылку.
Активная подготовка к съемкам заняла три месяца (а подготовительный этап, включая написание сценария, — примерно три года). Мы очень много разговаривали с режиссером и оператором Юрой Коробейниковым о художественном решении. Договорились, что в кадре будет преобладать синий и красный цвета (как это и было в СССР), обсуждали референсы, разбирали каждую примерку.
Консультантом по некоторым вопросам на проекте выступил Роберт Гараев, автор книги «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х». Он подсказал мне некоторые фишки пацанской моды: кепки-сеточки, какие свитера предпочитали пацаны, какие они носили шапки и так далее.
Собственно, мой подход со времен работы над сериалом «Перевал Дятлова» не изменился. Я со всей скрупулезностью изучила позднесоветский период — конец 1980-х. Брала во внимание определенные приметы и правила той эпохи и занималась не только историческим воспроизведением, но и художественной стилизацией, чтобы вдохнуть жизнь и настроение в костюмы героев, сделав истории персонажей объемнее и драматичнее на визуальном уровне.
Как появился Пальто
Идею костюмов черпала отовсюду по чуть-чуть. Конечно, смотрела документальную хронику (цикл передач «Намедни», «До 16 и старше»), пересматривала художественные фильмы того времени («Меня зовут Арлекино», «Асса», «Шантажист», «Авария — дочь мента» и др.). Так, образ Андрея Пальто вдохновлен главным героем культовой ленты Вадима Абдрашитова «Плюмбум, или Опасная игра» (1987). В этой картине пятнадцатилетний парень Руслан Чутко (его сыграл Антон Андросов) по прозвищу Плюмбум (лат. «plumbum» — «свинец») мнит себя санитаром родного города и помогает оперотряду ловить преступников, но постепенно начинает злоупотреблять появившейся у него властью. Его серое пальто в елочку с темным меховым воротником и шапка-ушанка перекочевали в чушпанский гардероб Андрея.
Пальто мы шили с нуля из новой шерстяной ткани, а вот оригинальный советский воротник я купила на «Авито». Учитывая занятость актера Леона Кемстача, мы собрали этот образ очень быстро, буквально за три дня.
Дефицитные фернандельки и варенка
«Слово пацана» — это моя самая масштабная работа. Мы с командой одели больше 1 100 персонажей с учетом артистов массовки. Для зрителя это просто куча парней, а ведь у каждого пацана свое имя, своя история, свой образ: Лампа, Демид, Зима, Турбо и прочие. И все эти образы должны были соответствовать эпохе.
Я старалась находить предметы времени и использовать их в выигрышном свете: олимпийки, шапки-петушки, куртки-аляски, бушлаты. Искала на «Авито», на барахолках и в костюмерных. В основном в Москве, хотя какие-то единичные вещи находили в Питере. Что-то удавалось достать в Ярославле, где проходили съемки. Актеры массовки часто приносили свои вещи. Кто-то отдавал просто так, кто-то продавал. Один дедулечка притащил ватные штаны и телогрейки.
Очень непросто было отыскать шапки-фернандельки, которые были дико популярны среди казанской молодежи конца 1980-х. Фернанделька (очевидно, названная в честь французского комика Фернанделя, который в одном из своих многочисленных фильмов носил похожий головной убор), также известная как фирманделька (исковерканное название), казанка (очень ее любили участники казанских ОПГ), змиевка (за змеевидный зигзагообразный узор), — вязаная шапочка, которую еще в 1950–60-х выпускала чехословацкая фирма Tonak. Модель могла быть как с помпоном, так и без, позднее к ней добавился вязаный козырек с жесткой вставкой. Именно такую фернандельку по пацанской дружбе дарит Андрею Марат, так что шапка-ушанка Пальто остается в его чушпанском прошлом.
Необходимое количество фернанделек мы нашли в Набережных Челнах и с нетерпением ждали доставку, а сейчас с этим ажиотажем вокруг сериала их, кажется, вообще не купить. В начале съемок у нас было 25 штук фернанделек, а под конец осталось только 8. Какие-то подарили артистам, какие-то потерялись после массовой сцены драки на озере, в которой участвовало 250 человек. За всеми не уследишь!
Также очень долго я не могла найти вареную джинсовую рубашку для Джона (Иван Макаревич). Я долго искала такую варенку потому, что мне хотелось видеть в кадре не новодел, а винтаж. Постоянно мониторила «Авито». В костюмерных, увы, ничего не нашлось. За день до съемки выскочило объявление, я скинула его Андрею Николаевичу. Спросила: «Берем?» И он ответил: «Да, это она». Повезло!
Кто самый модный на улице
Марат (Рузиль Минекаев), пожалуй, самый модный среди всех пацанов. Сказываются благосостояние родителей и заграничные командировки отца. Спортшик как он есть: синяя дутая куртка, бордовая олимпийка без ворота, спортивные штаны с лампасами ну и неотъемлемые аксессуары того времени — шапка-петушок (форма этого головного убора, который носили все советские спортсмены, напоминала петушиный гребень, отсюда и название) и мохеровый клетчатый шарф. Мы нашли ноунейм-куртку для Марата в костюмерке и потом просто отшили похожую. Потому что использовать в съемках только одну винтажную вещь — дело неблагодарное, тем более если в проекте есть экшен.
Что касается черных кепок-сеточек с надписью USA California, которые воруют Марат с Андреем, то найти их было нетрудно: такая модель популярна и сейчас. Они не особо изменились с конца 1980-х, кто-то уже выпустил их с надписью УФА. Расширилась цветовая палитра, появились розовые модели, но логотип и сеточка остались прежними. Изменился козырек — раньше был картонный, сейчас пластиковый. В сериале сыграли современные кепки, поскольку винтаж в хорошем состоянии найти не удалось.
Образ Вовы Адидаса
Большая часть вещей находилась на барахолках или «Авито». А дальше я принимала решение: либо мы будем делать аналогичную вещь, либо использовать оригинал — тут в зависимости от сцены. Что касается серой куртки-олимпийки Montana Вовы Адидаса, мы хотели ее использовать как некий штамп времени. Но вот в чем сложность: с одной стороны, надо было шить с нуля, поскольку нам нужны были куртка и ее дублер, с другой — могла потеряться фактура, потому что сейчас ткань уже не та. И я нашла две оригинальные куртки на «Авито». Мне очень повезло, потому что это большая редкость. Одна куртка была аж в Новосибирске!
Свитеры Вовы (сначала он носит зеленый свитер со скандинавским узором, затем менее приметный серый) сразу начинают сравнивать со свитером Данилы Багрова. Действительно, у Вовы Адидаса с Данилой из «Брата» прямое сходство. Оба героя вернулись с войны, оба не понимают, как жить в мире с новыми устоями и правилами. Оба искренне жаждут справедливости по любому аспекту. Герой Ивана Янковского в смятении. Он вернулся из Афганистана и чувствует перемены, которые происходят, пытаясь понять, сможет ли он найти себе место. Сначала он появляется в военно-полевой форме, хотя мог бы прийти и в парадном кителе. Потом он ходит в «Монтане» — супертрендовой вещи того времени. А потом просто носит обычный свитер вне привязки к моде или военному прошлому. Что как раз символизирует его растерянность и внутреннее бегство.
Почему Айгуль все время в белом фартуке
Для главных героев, Марата и Андрея, школьную форму шили с нуля. У каждого было по четыре комплекта-дубля из-за производственной необходимости: многочисленные сцены драк, нелинейная последовательность съемок, когда в одной сцене герой весь в крови, а потом снова в чистой рубашке. Ну а для массовых сцен брали форму на складах Студии им. Горького и «Мосфильма».
Для Айгуль (Анна Пересильд) тоже шили специально, потому что хотелось, чтобы форма хорошо сидела по фигуре. В сети спорят: почему она постоянно в белом фартуке, который надевали только по особым случаям? Неужели не смогли найти черный фартук? Еще раз подчеркиваю: костюм в кино несет не только историческую достоверность, но и помогает раскрытию характера персонажа. Светлый образ девочки в белом фартуке со скрипкой в руках символично говорит о чистоте и невинности Айгуль, которые будут поруганы. Мы прекрасно понимали, что обычно девочки носили черные фартуки, и использовали их для других школьниц, но в этих эпизодах не было Айгуль. Ее белый фартук — осознанное художественное решение для создания более тонкого и нежного образа героини. Более того, цвет фартука Айгуль — один из приемов подчеркнуть столкновение двух миров, первую любовь отличницы и хулигана.
Но мой самый любимый образ Айгуль — жилетка и юбка, в которых она убегает с дискотеки, когда по ДК проносится слух, что ее изнасиловали. Мы долго обсуждали, как героиня должна выглядеть в этой сцене. Одеться с вызовом, мол, несмотря на то что с ней произошло, она все равно самая классная девчонка в ярком свитере и мини-юбке? Или же она должна выглядеть как жертва, причем не только Колика, но и девочек с дискотеки, и своих родителей, всего общества? Но мне нужно было показать не провокацию, а глубокий надлом, и я сознательно выбрала сдержанную бежево-коричневую гамму.
Наташа и Ирина: модницы вне работы
Женских персонажей в сериале не так много, в отличие от пацанов. Поэтому каждую девушку мне хотелось сделать особенной. Наташа (Елизавета Базыкина) — медсестра. В больнице она носит белую униформу — медицинский халат. Этакий образ прекрасного ангела-спасителя. С ее появлением Вова Адидас вдруг понимает, что не обязательно жить уличными разборками, что можно жениться, обзавестись домом и семьей. Наташа — его попытка изменить жизнь, она его якорь и надежда. Не хотелось одевать ее во все серое а-ля советская грусть-печаль. Хотелось, чтобы она выглядела как манящий маяк, как путеводная звезда. В ее гардеробе преобладает спасительный белый цвет. И даже на дискотеку она надевает пестрое цветное платье с белым воротником.
Любовный интерес Андрея — Ирина Сергеевна (Анастасия Красовская), инспектор по делам несовершеннолетних, женщина в форме. Эту милицейскую форму мы сшили с нуля, чтобы подчеркнуть грацию актрисы. Героиня в ней поразительно женственно и хрупко выглядит. Когда же Ирина не при исполнении, то носит модные наряды. Она объемный персонаж: добросовестная сотрудница милиции, но при этом в свободное от работы время увлекается андерграундной музыкой и явно разбирается в моде. Нам очень хотелось уйти от шаблона, и, кажется, это удалось.
Кулек на ножках и серая мышь
По сюжету мама Андрея, Светлана Михайловна (Юлия Александрова), которая одна без мужа еле сводит концы с концами, воспитывая сына-подростка и пятилетнюю дочку Юлю (узнаваемый и невероятно трогательный образ типичного советского ребенка в мутоновой шубке и пятнистой шапке мгновенно украл сердца зрителей; этакий кулек на ножках, по словам режиссера. — Прим. ред.), неожиданно проигрывает в наперстки 100 рублей и свою меховую шапку, которая для любой женщины того времени была статусной и дорогой вещью. Чтобы порадовать мать друга, Марат решает сорвать похожую шапку с головы ненавистной учительницы английского языка и преподнести ее в качестве подарка. Мы долго думали, какой должна была быть шапка у Светланы Михайловны, чтобы она действительно представляла ценность. Сначала хотели взять лисью шапку а-ля Барбара Брыльска из «Иронии судьбы», но потом прикинули, что она стоила 40 рублей, и это был совершенно неподъемный капитал для героини. При этом слишком простая вязаная шапка тоже бы не подошла. В итоге первую шапку из песца мы взяли на «Авито». И когда выбрали шапку для мамы Андрея, потом уже решали, что делать с шапкой Флюры Габдуловны, которая должна была быть похожей.
Доминирующий цвет гардероба матери Андрея — серый как символ серости и беспроглядности жизни, монотонности каждого дня и попытки найти выход из сложившегося тупика. Мы намеренно минимизировали количество ее костюмов. Есть уличный образ, есть домашний. Есть рубашка, которая появляется, когда она поджигает себе волосы в момент пошатнувшегося душевного равновесия. Мне хотелось с помощью гардероба подчеркнуть безысходность и печаль жизни женщины с двумя детьми в сложной ситуации. Вроде и малышка славная, и сын — музыкант, скоро вырастет и станет поддержкой и кормильцем. А тут что-то пошло не так.
Турбо и Кащей
Многим запомнилась сцена из первой серии, когда универсамовские ребята едут в Москву шакалить среди местных студентов. Так, одного такого парня они буквально раздевают и разувают. Турбо (Слава Копейкин) достается его кожаная куртка — бомбер спортивной команды, который мы нашли на «Мосфильме» за несколько дней до мотора. Точно такую же можно увидеть в сериале «Лада Голд» у персонажа Эльдара Калимулина, и вот почему. Актеров «Слова пацана» утвердили в последний момент, а «Лада Голд» уже была в производстве, и я, конечно же, не знала, что куртка уже снималась этом проекте. В целом любой художник по костюмам должен отдавать себе отчет в том, что когда находишь вещь на складе, то вполне вероятно, что до тебя ее заметил кто-то другой. У нас тот случай, когда проекты вышли один за другим. Ну, значит, куртка больно хороша!
На дворе 1989 год, а на экране — кроссовки Nike. Поскольку с винтажной обувью очень трудно работать (я брала 30–40 пар для массовых сцен на «Мосфильме», десять сразу разваливались, десять пришлось отдать в ремонт), мы купили новые кроссовки Air Force 1 High (в США их начали выпускать в 1982-м), благо они не особо изменились в части дизайна, и отфактурили, то есть состарили.
В каждый образ мне хотелось добавить часть личных переживаний, поэтому есть вещи, которые стали буквально родными, как будто я сама их когда-то носила, а потом отдала героям сериала. Одна из таких вещей — кожаное пальто Кащея (Никита Кологривый). Мы долго обсуждали, каким должен быть образ этого персонажа. И как-то неожиданно нашлось это пальто. Моя знакомая разбирала залежи гардеробной и нашла его в одном из трех мешков старой одежды. Мы сразу поняли, что это точное попадание.
Хайп и месседж
Я счастлива, что стала частью команды, работавшей над этим сериалом. В процессе никогда не знаешь, каким будет финальный результат, выстрелит проект или пройдет незамеченным. Просто каждый день выкладываешься со своей командой, насколько возможно. А теперь вокруг сериала такой ажиотаж, и на «Авито» продаются винтажные вещи в стиле героев за астрономические суммы.
«Слово пацана» получилось очень личным проектом для меня, и даже если бы вокруг него не случилось такой шумихи, то оно все равно заняло бы особое место в моей фильмографии.
В «Слове пацана» чувствуется некоторая ностальгия людей, которые его делали, и я не исключение. Сразу вспоминаются строки из «Маленького принца» Сент-Экзюпери: «Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит». На момент действия в сериале мне был годик, а моей маме — 35 лет, как мне сейчас, поэтому, создавая некоторые образы, я вдохновлялась старыми фотографиями из семейного альбома.
Создатели сериала в художественной форме рассказали в том числе и свои воспоминания. Этот сериал — собирательный образ, он про возмездие, а не романтизацию преступлений. Всегда были и будут хорошие и плохие, и «Слово пацана» рассказывает про выбор и его последствия.
Автор: Катерина Крупнова
Фото: Предоставлены пресс-службой Start и Wink, Валерий Христофоров / Фотохроника ТАСС, Михаил Медведев / Фотохроника ТАСС, Евгений Логвинов / Фотохроника ТАСС, Евгений Петрийчук /Фотохроника ТАСС, Юрий Белинский / Фотохроника ТАСС