4 января на Кинопоиске и Start выходит третий сезон сериала «Медиатор» про гениального переговорщика, способного спасать заложников, суицидников, а также решать споры богачей. Взявшись одновременно за несколько сложнейших дел, главный герой загоняет себя в угол и становится жертвой манипуляций. Как найти виновников трагедий и спастись самому? Специально для Кинопоиска главный редактор «Вокруг ТВ» Илона Егиазарова вспоминает предыдущие 16 серий и рассказывает, что нам ждать от нового сезона.
Что это за сериал
Сериал «Медиатор» вышел на экраны 16 апреля 2021 года (Start). Эксцентричный герой в обличье Андрея Бурковского, умеющий договариваться с кем угодно, от террористов до самоубийц, хоть и произвел эффектное впечатление на зрителя, но цепочку неизбежных ассоциаций все-таки вызвал. Психолог, которого и самого надо бы подлечить, несносный нарцисс, говорящий неприятную правду, эгоцентрик, умеющий быть чертовски обаятельным… Кажется, мы видели нечто подобное как в «Психе» Фёдора Бондарчука (2020), так и в «Триггере» Дмитрия Тюрина и Игоря Твердохлебова (2020).
Если копнуть глубже, то в анамнезе «Медиатора» можно обнаружить и западные заимствования. Например, «Мыслить как преступник», «Декстер» или «Обмани меня», в котором доктор Кэл Лайтман (Тим Рот), помогает правоохранительным органам в расследованиях, пользуясь психологическими приемами: считывает информацию с мимики человека и расшифровывает язык его тела. Однако режиссер сериала Артём Аксененко внезапно говорит о другом референсе — Новом Завете. Мол, восприятие Евангелия, фрески и гравюры по его мотивам и стали основным источником вдохновения. Заявка, вне всякого сомнения, амбициозная. И все же почему сериалы с главным героем — экстравагантным психологом, способным разрешить любую чужую проблему, но не умеющим справиться с собственными скелетами в многочисленных шкафах, — пользуются таким спросом и популярностью у зрителя?
Во-первых, как гласит расхожее утверждение, нет здоровых людей — есть недообследованные. Ассоциировать свои проблемы с тем, что испытывают персонажи на экране, как минимум приятно (не я один такой псих). Во-вторых, сериальный процедурал выглядит как упоительный аттракцион — весело, провокационно и легко. Медиатор так лихо щелкает психологические проблемы, что в нас прочно укореняется мысль: «И тебя вылечат». К слову, в основе всех упомянутых выше сериалов — сценарии, основанные на реальном опыте работы психологов, а у сценариста «Медиатора» Анны Козловой давний интерес к теме, который она успешно реализовала в «Кратком курсе счастливой жизни» и «Садовом кольце».
В-третьих, актеры. Константин Богомолов в «Психе», Максим Матвеев в «Триггере», Андрей Бурковский в «Медиаторе» купаются в своих бенефисных ролях: для них эти работы стали новым этапом, открывшим зрителям нервных и умных исполнителей, умеющих передавать тончайшие нюансы; харизматиков, способных вызывать гамму чувств — от отвращения до влюбленности. Видеть, как знакомые актеры выходят из зоны комфорта и страдают в кадре, — одно удовольствие.
О чем сериал
Для начала краткая справка. Медиатор — третье независимое лицо (посредник, примиритель), помогающее сторонам разрешить конфликт или спор. Главный герой одноименного сериала, Андрей Павлов (Андрей Бурковский) — лучший в этой сфере. Прошедший спецподготовку в Академии МВД России, он в особо патовых ситуациях может, конечно, щегольнуть соответствующим удостоверением и развязать язык человеку, но куда занимательнее расколоть его психологическими методами. Шоковая терапия — излюбленный прием Андрея, и пользуется он им, кажется, получая удовольствие, сравнимое с чувствами садиста, накалывающего бабочку на иголку. При этом результаты налицо: подопытный начинает осознавать свои проблемы, ну а осознание — первый шаг к изменениям и переговорам.
Вихрь событий, в который нас окунают авторы, настолько плотный, сюжетных линий так много, а сериал настолько густонаселен, что нет-нет да и потеряешь какую-нибудь из ниточек повествования. Обозначим основные очертания сериала.
Медиатор, который в свободное от оказания помощи МВД время зарабатывает огромные деньги, решая споры богатых людей, берется помочь своей давней приятельнице и преподавателю Анне Ларионовой (Виктория Толстоганова). Она хочет купить секретную разработку только что умершего ученого академика Громова. Его дочь Вера (Дарья Мороз) уже готова к подписанию документов, но приехавший из Америки брат Павел (Даниил Воробьёв) всячески этому препятствует. Цель медиатора — помочь Вере убедить брата. Андрей возьмет женщину с неустойчивой психикой в такой оборот, что она вдруг начнет открывать в себе новые качества, способности манипулировать и врать. Методы у медиатора нетрадиционные: если для раскрепощения пациентки нужно вступить с ней в интимную связь, он вступит. Не учтет Андрей того, что Вера в него влюбится, а оскорбленная в лучших чувствах женщина способна на чудовищные поступки. История закончится тем, что Вера забеременеет и объявит медиатора будущим отцом.
А у того между тем бурная личная жизнь. С одной стороны, Андрей увлекся коллегой из ФСБ Машей Русановой (Юлия Пересильд), с которой расследует дела о череде подозрительных суицидов подростков. С другой — укрощает несносную и наркозависимую дочь Анны, Марину (Ирина Старшенбаум), по просьбе матери. Между этими двумя тоже возникает нечто вроде химии. С третьей стороны — горничная отеля (Марьяна Спивак), в котором проживает Андрей, и она явно неравнодушна к постояльцу.
Узел событий завязывается столь тугой, что и без того подвижная психика героев дает сбой. По мере продвижения сюжета раскрываются страшные тайны каждого. Все они травмированы прошлым. Взбалмошность Марины родом из детства, когда к ней приставал отчим, а мать делала вид, что все в порядке, а затем и вовсе закрутила роман с лучшей подругой дочери (Дарья Мельникова). Неумение выстраивать здоровые отношения Маши Русановой тоже из юношеской поры: она пережила чудовищную травму — теракт; осталась сиротой и выросла в детдоме, стала социопаткой и эгоисткой, но намеренно лишающей себя человеческого счастья. Сам же медиатор в подростковом возрасте убил родную сестру. Ну как убил? Маша Русанова считает, что совершил акт милосердия: девочка страдала от онкологического заболевания, и ее мать даже задумала родить нового ребенка, который мог бы послужить донором. Устав от страха и боли, бедняжка попросила любимого брата помочь — подержать подушку на ее лице. Повзрослевший Андрей душевно распял самого себя за этот поступок и юношеский максимализм. Но мать (Анна Каменкова) — когда-то интеллектуалка с блестящей карьерой, а теперь балансирующая на грани безумия опустившаяся женщина, способная даже поджечь собственный дом — не может простить сыну этот поступок.
Страшные тайны обнаруживаются и в семействе Громовых — их тоже показывают в тревожных флешбэках. Когда-то сын переспал с любовницей отца, вернувшиеся домой родители застали обоих в одной ванне, отец в порыве ярости оттолкнул бросившуюся на амбразуру жену, и та в лучших традициях сериалов канала «Россия» упала с лестницы и умерла. Теперь все оставшиеся действующие лица этой истории живут с чувством испепеляющего ужаса в душе.
Рок, словно в древнегреческих трагедиях, находит каждого и выносит беспощадные приговоры. Разработка Громова — создание гелиония, призванное послужить благим интересам, альтернативной энергетике — обернулась катастрофой. Секретная формула утекла, и теперь кто-то синтезирует по ней новый наркотик и распространяет его среди подростков, доводя их до галлюцинаций и самоубийств. Одной из жертв становится юный наследник Громова, родившийся от отношений с любовницей. На очереди девочка Саша, едва не покончившая с собой. Задача Маши Русановой и медиатора — выяснить причины, кто и с какой целью доводит детей до суицидов. С одной стороны, они выходят на след некой организации «Тень», состоящей из программистов со звучными никнеймами Рыцарь, Колибри, Неспящий. С другой — Маша обнаруживает, что у подростков, ставших жертвами галлюциногена, была возможность отравиться веществом Громова через кактусы в горшочках, которые раздаривают детям люди, устанавливающие программы на компьютеры. Подозреваются, как водится, все: и Анна, купившая патент на производство гелиония для своей лаборатории, заточенной на помощь психически травмированным подросткам; и программист спецслужб (Антон Кузнецов).
Тем временем Вера Громова сообщает о нападении на семейный дом: кто-то убил ее брата. Она обвиняет в случившемся Андрея Павлова, которому не может простить того, что он не рад ее беременности. Андрей, доведенный до отчаяния, совершает несколько необдуманных действий и в итоге оказывается в психлечебнице. Он искусно изображает психа, чтобы избежать обвинений в убийстве брата Громовой. Но вскоре ему придется выйти из клиники, чтобы завершить начатое расследование, выяснить, кто проводит «величайший эксперимент с сознанием человека», в очередной раз подвергнуть свою жизнь смертельной угрозе и попытаться обрести личное счастье.
Зачем его смотреть
В лучших традициях современной сериальной индустрии «Медиатор» снят на стыке жанров. С одной стороны, это закрученный детектив, и непременно хочется добраться до сути и узнать, кто и зачем доводит детей до самоубийств и как из ловушки выберется медиатор. С другой — это сложная психологическая драма: у каждого героя своя боль, свой тяжелый разговор с собственной совестью. Непроработанные детские травмы способны изувечить жизнь взрослому человеку, словно говорят нам авторы сериала и как бы призывают к психологической гигиене и профилактике неврозов. Интересно, что Игорь Толстунов (в содружестве с его компанией «Профит» Start снимал сериал) называет проект остросюжетной драмой.
Как бы то ни было, но для Андрея Бурковского эта роль, несомненно, лучшая в фильмографии (задел был уже в «Звоните ДиКаприо!», который в некоторых моментах рифмуется с «Медиатором»). Почти каждая серия — отдельный психологический кейс, и это фейерверк, бурлеск, аттракцион, провокация, нежность, агрессия и разговор по душам. Из запомнившегося и особенно эффектного — баранья туша в багажнике медиатора, его способы укрощения мажорки Марины (от беспощадного анализа ее соцсетей до превращения в рабыню с помощью связывания скотчем), уроки с Верой Громовой, где представлена широкая палитра бытовых манипуляций, которыми можно (или нельзя?) пользоваться зрителям.
В сериале есть еще несколько манков. Пугающая Дарья Мороз в черном парике. То и дело обнажающаяся Юлия Пересильд, чье тело являет собой каталог татуировок, выходит за рамки привычного амплуа и играет а) не главную роль, б) классную следовательницу-нимфоманку. От Антона Кузнецова, которого мы открыли в роли бандита Дыма в «ЮЗЗЗ», глаз не оторвать и здесь: актер транслирует одновременно и угрозу, и спокойствие — как такое возможно? Также отметим Анну Каменкову в роли мамы Андрея Павлова: актриса создает образ женщины ироничной, злой, беспощадной, но все же сохранившей в уголке своей мертвой души огрызочек эмпатии. И, как всегда, вязкую в своей манере игры Викторию Толстоганову, которая единственная, кажется, в нашем кинематографе способна органично совершать гадости с лучезарной улыбкой на лице. Не менее сложным получился образ Евгении Симоновой, сыгравшей роль наставницы Маши Русановой, знатной манипуляторши и сотрудницы разведки Татьяны Дашевской. Как признается Юлия Пересильд, именно факт участия в проекте Евгении Павловны для нее стал решающим, чтобы поддаться на уговоры Андрея Бурковского сняться в сериале (поначалу актриса отказывалась от роли из-за длительных сроков съемок, да и саму роль приняла неоднозначно).
Из плюсов отметим цветокоррекцию. «Медиатор» снят в интересной манере: ржавая картинка прямо на титрах да еще и под звуки «Left Alone» Аллана Реймана («Позволь мне показать холодную грязь, эту землю. Это жизнь преследует тебя. Я волк, я иду один…») словно настраивает на ощущение знойного заката, расплавляющего автомобили, балконы домов и человеческие души. Режиссер Артём Аксененко говорил об особой роли солнца в кадре: «Это история про предапокалиптическое духовное состояние общества, которому необходимы помощь и лечение. Драматургия, заложенная в этом проекте, диктовала и визуальное решение. Палящее солнце, горячая картинка, иногда практически марево, то есть если общество не исправить, человеку не помочь, то солнце готово выжечь эту землю и погрузить все в ад».
Чего ждать от нового сезона
В новом сезоне коллекцию странных женщин пополняет Софья Лебедева, сыгравшая Женю из Следственного комитета. Она, как и все герои этой истории, глубоко травмированный человек и поглощает таблетки горстями, и ей тоже предстоит сотрудничать с медиатором. Есть и конкретное дело: в элитном поселке появляется девушка, которая, облив себя бензином, выкрикивает что-то про магистраль, волка и медиатора Павлова. Затем подносит зажженную спичку и вспыхивает как факел. Ниточки расследования ведут в дома богатеев: в одной из семей пропала дочь, ее видели недавно с жертвой самосожжения, но родители отнюдь не убиты горем. Таинственная секта?
Почему жертва самоубийства назвала имя Павлова, он вспомнить не может, ведь его будни, как всегда, заняты спасением человеческих жизней. Например, обезоруживанием взбесившегося мужа блогерки-миллионницы, которая изводит супруга токсичными комментариями и постоянными стримами. Домашнее насилие и весь тот шум, создаваемый в соцсетях и прессе — отличная почва для манипуляций, не правда ли? Так Павлов и становится жертвой социальной травли.
Старых, полюбившихся героев мы тоже увидим. Мама Андрея стремительно сходит с ума. Марина, выбравшись из наркотической зависимости, принялась за духовные практики и онлайн-марафоны. Отсутствие психологического образования ее не смущает, дела идут отлично, линия с Андреем продолжает развиваться: отвергнутый Машей Русановой, не захотевшей строить семью, должен же он с кем-то где-то заземлиться?
Андрей Бурковский признается, что рад был вернуться к роли провокатора, и пауза на пару лет совсем не помешала: «Персонаж обязательно вспомнится, потому что он уже есть в тебе. И он начинает так же сильно влиять на тебя, как и до этого. В случае с „Медиатором“ я снова начал все время — и на площадке, и в жизни — анализировать людей, смотреть на них сканирующим взглядом», — признается актер.
Напомним, по данным медиааналитики YouScan, первый сезон проекта занял шестую строчку в рейтинге самых обсуждаемых сериалов весны 2021-го. «Медиатор» также входил в топ-250 лучших сериалов по результатам голосования посетителей Кинопоиска. Второй сезон, вышедший в декабре 2021-го, согласно исследованию Rambler, в котором приняли участие более 2 миллионов пользователей портала, вошел в топ-3 самых громких проектов года. Посмотрим, удастся ли третьему сезону повторить успех.
Автор: Илона Егиазарова