«Анатомия падения»: в Плюсе можно посмотреть победившую в Каннах судебную драму о треснувшем браке и постправде

Обсудить0

На Кинопоиске появился фильм Жюстин Трие «Анатомия падения» о писательнице, обвиняемой в убийстве мужа. Картину можно смотреть и как увлекательный детектив, и как манифест женской независимости, и как исследование сцен из супружеской жизни двух творческих людей. Но все исходные ожидания по ходу действия будут обмануты: фильм рассказывает вовсе не о том, кто виновен, но о том, как все обманываются.

Ксения Реутова

Кинокритик, ведущая подкаста «Покалигарим»

Известная немецкая писательница Сандра Войтер (Сандра Хюллер) дает интервью французской студентке, увлеченной ее творчеством. Место действия — уединенное шале где-то высоко в Альпах. Уже выпал снег, Сандра восседает в кресле в толстом свитере с высоким горлом. Закрытость одежды подчеркивает закрытость эмоциональную: беседа не клеится, героиня легко перехватывает инициативу и сама задает вопросы интервьюеру. Внезапно сверху начинает играть музыка. Самуэль (Сэмюэл Тейс), французский муж Сандры и хозяин шале, на полную громкость врубает инструментальный кавер на «P.I.M.P.» Фифти Сента. Продолжать разговор невозможно, Сандра извиняется перед гостьей и обещает встретиться с ней в Гренобле. Студентка уезжает.

Музыка, впрочем, выдавливает из дома не только ее. Даниэль (Мило Машадо Гранер), 11-летний сын Сандры и Самуэля, уходит на прогулку со своим псом Снупом, а когда возвращается, обнаруживает перед входом бездыханное тело отца: Самуэль выпал из окна. Смерть выглядит настолько подозрительной, что вскоре Сандре предъявляют обвинение в убийстве. Защищать ее берется старый друг-адвокат (Сванн Арло). «Я думаю, он упал», — говорит ему писательница, и в ответ получает мрачное, но честное: «В это никто не поверит».

Анатомию загадочного падения, как и анатомию брака главной героини, зрители будут подробно изучать на протяжении двух с половиной часов в зале суда. Формально фильм француженки Жюстин Трие — это именно судебная драма, в которой стороны обвинения и защиты пытаются доказать виновность или невиновность Сандры. Интрига нагнетается мастерски, аргументы приводятся весомые. Образ подсудимой на протяжении всей картины меняется от жертвенного к монструозному и обратно. Раскачиваться на этих сюжетных качелях невероятно увлекательно; тот, кто привык считать, что в почтенном жанре судебных кинопрений хороши только американские авторы, будет приятно удивлен.

Однако любые попытки дать происходящему в кадре однозначную трактовку вязнут в изначально заложенной в сценарии и временами весьма раздражающей неопределенности. Это феминистское высказывание? Вроде бы да. Страстный прокурор (эффектная роль Антуана Райнарца) превращает процесс в настоящую охоту на ведьм. Сандре вменяется в вину и ее происхождение (неулыбчивая рациональная немка), и сексуальность (изменяла супругу с женщиной), и карьерные амбиции (Самуэль тоже собирался написать книгу, но не смог — видать, попал в браке под каблук).

Стремление к самореализации, полноценное разделение семейных обязанностей и нежелание подстраиваться под мужа раз за разом представляются обвинением как мотивация к убийству. Женщины — сосуд греха, женщины врут, женщины доводят мужчин — в суде выкладывается полный набор сексистских стереотипов. Словно заранее пытаясь защитить героиню от этих бронебойных снарядов, Трие в начале фильма переодевает ее из синего свитера с высоким воротником в открытый белый: ну чистый ангел же, разве можно ее подозревать?

Сэмюэл Тейс и Сандра Хюллер

Дальнейшие события показывают, что можно. Ближе к середине картины в деле появляется аудиозапись, при желании позволяющая превратить повесть о сильной женщине и слабом мужчине в историю нарциссической личности, которая просто не в состоянии посочувствовать измученному партнеру, которая физически срывает на нем свой гнев, а там, очевидно, недалеко и до реального преступления. Представление об «Анатомии падения» как о феминистском кино в этот момент начинает серьезно шататься. Тут еще, кстати, стоит принять во внимание, что над сценарием Трие работала вместе со своим гражданским мужем Артуром Харари. Ситуация с двумя пишущими талантами в одной семье прекрасно знакома обоим.

Докопаться до сути в этом хитроумном детективе никак не получается, но так оно, видимо, и задумано. На визуальном уровне Трие тоже постоянно дразнит зрителя. Выкрученная на максимум резкость позволяет разглядеть каждую морщинку, каждую неровность на лицах персонажей. Постоянно зумирующая камера изучает глаза в слезах, хлюпающие носы, дрожащие подбородки, но все эти детали не становятся говорящими и ни шаг не приближают аудиторию к ответу на вопрос, что же случилось в тот день в альпийском шале.

Восхитительная Сандра Хюллер, играющая здесь одну из лучших ролей в карьере, да еще и сразу на двух неродных языках, выполняет сложнейшую задачу. В Германии за ней закрепилось амплуа женщины, которая под влиянием обстоятельств в какой-то момент теряет берега, выходит за собственные пределы, как поставленное в тепло дрожжевое тесто. Этот образ удался ей уже в дебютном «Реквиеме» — фильме про студентку, над которой проводят ненужный обряд экзорцизма. В «Тони Эрдманне» он был доведен до совершенства; сцена, в которой ее героиня с надрывом исполняет песню Уитни Хьюстон, достойна отдельной главы в учебниках по актерскому мастерству. В «Анатомии падения» этот выход за пределы не показывается, но всегда подразумевается как возможный: даже аудиозапись, где Сандра дает волю эмоциям, обрывается на самом интересном месте. Персонажа такой ход наделяет неразрешимой амбивалентностью. Невозможно понять, кто перед нами — бессердечная убийца или безутешная вдова.

Сандра Хюллер

Каждый из героев фильма рассказывает свою версию событий. То, как она выглядит, зависит от возраста, профессии, гендера, близости к обвиняемой и многих других факторов. Прокурор-сексист сгущает краски, влюбленный адвокат конструирует сюжет о самоубийстве, психотерапевт повторяет слова клиента, журналисты отождествляют писательницу с героинями ее книг. В этом клубке нарративов не существует и не может существовать никакой объективности.

Популярный термин «постправда» обычно употребляют по отношению к медиа, им описывают набор информационных искажений, апеллирующих к эмоциям и субъективным убеждениям, а не к реальным фактам. Трие показывает, что поток постправды течет не только через смартфоны или телевизоры, но и непосредственно через наши жизни. Мальчик Даниэль — персонаж, которому предстоит определиться с финальным выводом о (не)виновности Сандры — буквально и аллегорически слеп. Это у древних греков Фемида с повязкой на глазах символизировала беспристрастие. В современном мире пристрастны все. Нет истины в последней инстанции, есть только история, в которую по тем или иным причинам решило поверить большинство.

Смотрите фильм «Анатомия падения» на Кинопоиске в Плюсе.

Смотрите также

22 декабря 202326
11 декабря 202329
23 октября 20230
18 октября 20232

Главное сегодня

Вчера11
Вчера2
Вчера8
Вчера43
Вчера5
23 декабря2
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации